Другие виды украшений

Кроме резьбы и свободно–кистевой росписи, на пудожских прялках могут встретиться и другие средства, разнообразящие поверхность. В конце XIX – начале XX веков традиционными стали надписи, которые наносились резцом, но чаще — кистью. Их обычно размещали на лопаске, но могли нанести и на подъем, соединяющий донце со стойкой. У некоторых прялок надпись входит составной частью в расписную композицию, у других – занимает собственное, не связанное с орнаментом место. Содержание надписей, в большинстве случаев, ограничивается датой, или датой и инициалами владелицы. Реже указывается её имя, отчество, фамилия. Еще реже надпись сохраняет имя мастера. В целом, надписи встречаются на прялках Поморья, Заонежья, иногда появляются на прялках сегозерских карел, кондопожских людиков и вепсов. В то же время, на прялках юго–западной Карелии, где проживают карелы–ливвики, надписи – исключительно редкое явление.

Фото 11. Пример непрофессиональной росписи со "змеиными" мотивами на прялке из д.Водла ("Кижи" КП-201/26)

* * *

Завершая обзор коллекции прялок Пудожского района Карелии, обобщим наши наблюдения. Прялки Пудожья являются составной частью совокупности прялок Карелии. В ряде характеристик они демонстрируют полярные для территории Карелии значения (особенности пропорционального строя, формы, соотношения объема и плоскости). В других – обнаруживают сходство с прялками северных вепсов, русских Поморья и Заонежья, а также с прялками из северо–карельских деревень. Не раз отмечались и черты, свойственные южно–карельской традиции. В целом, пудожские прялки входят в систему закономерных изменений облика, наблюдаемую на территории Карелии. В то же время многие их характеристики близки прялкам соседних территорий – Архангельской и Вологодской областей, и дальнейшее их изменение за пределами Карелии имеет закономерный, упорядоченный характер. Таким образом, прялки Пудожья можно расценивать как звено в последовательной цепи процессов, формирующих облик прялок на значительных пространствах Европейского Севера России.

[1] Набокова О.А. Прялки Заонежья: традиции и индивидуальные особенности мастерства // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: Доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения-99». Петрозаводск, 2000. С.376-385; Её же: К проблеме бытования прялки на территории Карелии в конце 19 – начале 20 века//Кижский вестник №5: Сборник статей. Петрозаводск, 2000. С.54-71; К вопросу о типологических особенностях прялок Карелии // Кижский вестник №6: сборник статей. Петрозаводск, 2001. С.42-56; К проблеме классификации прялок // Кижский вестник: Сборник статей. Выпуск № 8. Петрозаводск, 2003. С.182-210; Прялки Панозерья и прялочные традиции Карелии // Панозеро: сердце Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2003. С.180-213; Прялки Карелии: локальные традиции в контексте этнической истории // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы I Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003». Петрозаводск 2003. С.209-212; Набокова О.А. Прялки юго-западной Карелии в фондах музея-заповедника «Кижи» (обзор коллекции) // Кижский вестник: Сборник статей. Вып. №9. Петрозаводск, 2004. С.128-159.

[2] Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Вып.1. Табл.2. Рис.6. Воронов В.В. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972. Рис.104, а также многочисленные публикации других исследователей.

[3] Попова З.П. Расписная мебель // Сокровища русского искусства. – М.: «Искусство», 1967. – С.58, 59.

[4] Вишневская В.М. свободные кистевые росписи // Русское народное искусство Севера. – Л.: 1968. – С.16, 17.

[5] Мальцев Н.В. Типы народной художественной резьбы в бывшей Олонецкой губернии // Советская энциклопедия. 1974. №4. С.88-100.

[6] Круглова О.В. Границы распространения прялок Русского Севера и Поволжья // Сообщения Государственного Русского музея. Вып.XI. М., 1976. С.56.

[7] Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. М., 1983. С.9.

[8] Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск, 1981

[9] Перечень работ очень велик, поэтому назовем лишь некоторые публикации: Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. - М., 1974; Жегалова С.К. Художественные прялки. // Сокровища русского народного искусства. – М., 1967. С.113-180; Мальцев Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки. Л., 1970; Денисова И.М. Вологодские прялки // Русский Север: Этническая история и народная культура. XII-XX века. – М., 2001. С.786-839; Круглова О., Гущина В. Карельские прялки // Краевед Карелии. – Петрозаводск, 1990. – С.63-67; Белоголова Л.Н. Народное искусство Карелии в фондах Карельского музея изобразительных искусств. Петрозаводск: 1976 и другие.

[10] Трифонова Л.В. Декоративно прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея-заповедника «Кижи». – Петрозаводск: 2004.

[11] Денисова И.М. Прялки зоо-орнитоморфного типа в контексте этнической истории Русского Севера // Этнографическое обозрение, 2001. №2. С.68-90; Денисова И.М. Вологодские прялки. С.786-839; Набокова О.А. Прялки Карелии: локальные традиции в контексте этнической истории. С.209-212.

[12] Например, прялка от Максимовой А.А., крестьянки д. Кривцы (1908–1965 гг.), перешла по наследству её дочери Максимовой М.И., 1911 г.р. («Кижи», КП-2254).

[13] Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. С.64, рис.89.

[14] «Кижи» КП-71/3; 195/13.

[15] Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки: Альбом. – Л.: «Аврора», 1970. – С.14; рис.36.

[16] Пользуясь случаем, приношу глубокую благодарность И.Е.Гришиной (Научно исследовательский институт народного зодчества), которая предоставила информацию о прялках, собранную ею на территории Вологодской и Ленинградской областей во время полевых изысканий в 2001-2004 годах.

[17] Коллекция Ведлозерского национального парка (№ 23/7).

[18] Например, «Кижи» КП-221/30, 1324.

[19] Например, «Кижи» КП-1154,

[20] КП 87/1.

[21] Например, «Кижи» КП-221/30, 1324.

[22] Прялка из фондов музея-заповедника «Кижи» КП-2652 (с.Песчаное); прялка из фондов Карельского государственного краеведческого музея КГМ-23548 (с.Римское).

[23] Например, «Кижи» КП-87/1; 87/4; 221/37 и др.

[24] Набокова О.А. К вопросу о типологических особенностях прялок Карелии. С.50.

[25] Денисова И.М. Вологодские прялки. С. 826-827. Рис.18.

[26] Например, у прялки из д. Каршево («Кижи» КП-71/1) округлое основание сочетается с волнистой линией вершины. У других – волнистый верх или дугообразно-выемчатые основания уравновешены как раз настолько, что не дробят восприятие цельности силуэта («Кижи» КП-329/4).

[27] «Кижи» КП-87/3, 360/4, 221/37.

[28] Например, «Кижи» КП-360/5.

[29] Например, «Кижи» КП-1324.

[30] Например, «Кижи» КП-1043, 1044, 189/7, 221/32.

[31] «Кижи» КП-201/21, 201/25.

[32] «Кижи» КП-360/2, 88/2, 88/4, 88/5.

[33] Мальцев Н.В. Типы народной художественной резьбы. С.100., Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб, 1992. С.56.

[34] Мальцев Н.В. Типы народной художественной резьбы. С.97.

[35] Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера… С.56.

[36] Мальцев, С.100.

[37] Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера… С. 56.

[38] Мальцев Н.В. Типы народной художественной резьбы. С. 100.

[39] Использование только трехгранно-выемчатой резьбы обнаружено на единственной прялке – из д.Костина Гора («Кижи» КП-201/23).

[40] Примером органичности сочетания разных технических приемов резьбы может стать почти любая прялка Пудожского района. Например, «Кижи» КП-88/1; 360/4; 2795 и многие другие.

[41] Например, прялка из д.Усть-Река, «Кижи» КП–360/2.

[42] «Кижи» КП-88/5; 189/5.

[43] «Кижи» КП-201/23.

[44] «Кижи» КП-189/4, 189/6; 189/9 и другие.

[45] «Кижи» КП-189/7; 189/8 и другие.

[46] Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. С. 13.

[47] Мальцев Н.В. Типы народной художественной резьбы. С.89.

[48] Там же. С.97.

[49] Например, прялка из д. Кубово («Кижи» КП-1324).

[50] «Кижи» КП195/13; 201/33; 1044, 195/15 и др.

[51] «Кижи» КП-87/2, 88/1.

[52] «Кижи» КП-360/4.

[53] «Кижи» КП-88/1; 189/9; 189/8; 189/7; 189/6 и др.

[54] Большева К.А. Крестьянская живопись Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Ленинград: 1927; Попова З.П. Расписная мебель…; Уханова И.Н. Резьба и роспись народных мастеров северо-западного Поморья // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973., Вишневская В.М. Свободные кистевые росписи…; Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии…; Косменко А.П. Карельская народная резьба и роспись по дереву (XIX – начало XX веков). // Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976; Косменко А.П. Карельское народное искусство: Изобразительное творчество. Петрозаводск, 1977; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX–XX веков: Этнографический очерк. Петрозаводск, 1993; Косменко А.П. Традиционный орнамент финно–язычных народов Северо-западной России. Петрозаводск, 2002.

[55] Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера. С.127–147

[56] Уханова И.Н. Резьба и роспись народных мастеров северо–западного Поморья. С.30.

[57] Большева К.А. Крестьянская живопись Заонежья.

[58] Мальцев Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки…; Мальцев Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки: Каталог выставки из собрания Государственного Русского музея. Л.: 1971

[59] Например, «Кижи» КП-1324, 201/21; 201/25; 221/38; 329/4; 329/5; 360/4 и др.

[60] Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии… С.67, рис.89.

[61] «Кижи» КП-71/3, 195/13.

[62] «Кижи» КП-71/1.

[63] Большева К.А. Крестьянская живопись Заонежья … С.54.

[64] «Кижи» КП-1324, 88/3, 88/4.

[65] «Кижи» КП-71/1 (д. Каршево).

[66] «Кижи» КП-221/30, 221/32.

[67] «Кижи» КП-201/26, 221/30.

[68] «Кижи» КП-201/23.

[69] «Кижи» КП-87/2.

[70] Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. С.71, рис.97.

// Кижский вестник №10

Ред.-сост. И.В.Мельников

Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

По всем вопросам обращайтесь: contact@kizhi.karelia.ru

// file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/UserXP/Мои%20документы/резьба/Тверская%20резьба%20и%20роспись,%20вышивка%20и%20ткачество%20фонды/Прялки%20Пудожского%20района%20(по%20фондам%20музея-заповедника%20_Кижи_)%20_%20Кижский%20вестник%20№10_%20Электронная%20библиотека%20музея-заповедника%20«Кижи».mht


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: