Плоскостная резьба

Свое описание мы начнем с краткой характеристики технических приемов резьбы, затем попытаемся определить логику размещения резного декора и укажем на основные мотивы и элементы орнамента.

Обычно Пудожский район относят к северо–западным окраинам ареала распространения геометрической трехгранно–выемчатой резьбы.[33] В определении её разновидностей используются такие понятия, как «мелкоузорчатая», «плоская»,[34] «плоская мелкомасштабная»[35] резьба. Определение строится на контрасте с «крупномасштабной» резьбой на прялках Вологодской и некоторых других губерний, где глубина выемок позволяет осуществить даже рельефную проработку среза. Согласно исследованиям Н.В.Мальцева, граница между ареалами распространения двух стилистических вариантов резьбы проходит по территории бывшего Каргопольского уезда. По его мнению, возникновение двух манер исполнения следует относить к периоду более раннему, чем два последних столетия.[36]

Шелег В.А., развивая выводы Н.В.Мальцева и сравнивая ареалы их распространения с антропологической картой Севера, составленной М.В.Витовым, приходит к следующему выводу: «Наиболее выраженный стиль плоской мелкомасштабной резьбы распространен в районе рр. Водла, Кена, Черева, средней Онеги и Кенозера. Известно, что этот район – один из древнейших путей колонизации, связанный с движением на север «новгородцев». От среднего течения Онеги путь шел или на северо–восток, к устью Двины, или на юго–восток: по Моше на р.Вель, а оттуда на Вагу и среднюю Сухону. Именно в этом районе находится своеобразная перемычка между двумя «подареалами» ильменско–беломорского антропологического типа – ильменского и беломорского, а севернее и южнее этой перемычки преобладает онежский антропологический тип. Плоская резьба встречается вдоль еще одного древнейшего пути проникновения «новгородцев» к Белому морю – в бассейне Выга»[37].

Заметим, что приведенные исследования не рассматривают территории, лежащие западнее Онежского озера, в то же время Н.В. Мальцев предполагает, что причины появления двух манер резьбы следует искать именно там: «В определенной мере прослеживается характерная для крестьянского искусства закономерность совпадения районов бытования отдельных разновидностей и форм предметов с древним феодальным делением, с границами княжеств и их вотчин. В XIX веке это деление поддерживается влиянием орнаментальной, пока еще совершенно не изученной графической резьбы северо–западных районов Олонецкой губернии, некоторыми тенденциями искусства Нижнего Поонежья и интенсивно развивавшейся миниатюрной резьбы Поморья».[38] Это высказывание подтверждает

необходимость сравнений прялок Пудожья, прежде всего, с прялками остальной территории Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Коллекция прялок музея, а также другие источники позволяют сказать, что безусловное большинство пудожских прялок украшено трехгранно–выемчатой резьбой, но в сочетании с другими приемами резьбы[39]. При этом, резное украшение имеет свои нюансы в манере исполнения. В одних случаях, в том числе – на кенозерских прялках, резец глубоко входит в древесину и оставляет четко очерченные, широкие выемки, а участки плоскости, заключенные между выемками, играют разделительную, узорообразующую роль. Особый орнаментальный эффект достигается ритмичным повторением светотеневых контрастов, заполняющих фигуру узора. Такая резьба требует четкости очертания фигуры и поэтому часто дополняется вспомогательной контурной резьбой. Этот прием обычно используется в оформлении лицевой плоскости лопаски. На некоторых пудожских прялках контурная резьба используется как самостоятельное художественное средство («Кижи» КП–221/37; 2795). Рядом с крупной резьбой соседствует прием, когда резец лишь слегка касается древесины, оставляя мелкие треугольные, клинообразные или ногтевидные выемки. Располагаясь цепью и образуя линию рисунка, выемки часто сопровождают основные фигуры орнамента. Они же могут рисовать и собственные узоры, при этом их самостоятельная узорообразующая роль особенно явственна на плоскости лопаски, обращенной к прядильщице (например, «Кижи» КП–87/4 и др.). Сочетание разных манер исполнения резьбы предстает органичным целым, выполняющим единую задачу[40].

На пудожских прялках можно встретить и другие приемы плоскостной резьбы. Так, на прялке из д. Гакукса («Кижи» КП–360/5) узор рисуют крупные ногтевидные, редко поставленные выемки, которые сочетаются с глубокими контурными линиями и мелкой насечкой. На прялке из д.Загубье («Кижи» КП–87/3) рядом с крючковатыми сережками в основании лопаски – два крупных декоративных отверстия. У нескольких экземпляров декоративный акцент несет крупное отверстие, которое просверливается по оси в нижней трети лопаски (например, «Кижи» КП–360/3). На пяте прялки из д.Куганаволок («Кижи» КП–1043) украшением служит группа глухих кружков; такие же кружки в сочетании с ногтевидными выемками рисуют орнамент на основании другой лопаски, у прялки из д.Загубье. Плоскорельефные фигуры украшают пяту детской прялки из д.Остров — Большая Дорога («Кижи» КП–201/27) и основание лопаски у той же прялки из д.Загубье. Чередование кольцевых бордюров из ногтевидных выемок и глубоких параллельных бороздок контурной резьбы украшает пяту, ножку и основание лопаски у прялки из д.Гакукса («Кижи» КП–360/5).

В итоге обнаруживается, что пудожским прялкам знакомы все способы резьбы, бытующие на территории Карелии. Комплекс технических приемов, использованных при решении одной художественной задачи, проявляет сходство с совокупностью приемов резьбы на прялках Поморья, северо–карельских территорий, Заонежья. Это же сочетание широких и мелких выемок, дополненных контурной резьбой (но с меньшим равновесием в степени их использования) проявляется и за пределами Карелии, вдоль северо–восточного пути к низовьям Северной Двины и Мезени. Использование редко расположенных выемок в качестве узорообразующего средства известно на прялках кондопожских карел–людиков и прионежских вепсов. Мелкие углубления разной формы являются одним из самых распространенных приемов, используемых карелами–ливвиками. Глухие кружки известны по прялкам северных (прионежских) вепсов и Заонежья; сквозные кружки рисуют узоры на прялках Заонежья.

Фото 6. Резьба на прялке из д.Гакукса ("Кижи" КП-360/5)

Переходя к определению логики размещения резьбы на поверхности прялок, необходимо отметить, что и мастера, и прядильщицы часто довольствовались только гладкой, чисто обработанной поверхностью древесины[41]. Если же

прялка украшена, то резьба всегда наносится на плоскости стойки и никогда не опускается на широкую плоскость донца. Нам не известны также прялки с резьбой, покрывающей всю поверхность без остатка. Резная орнаментация в виде нескольких декоративных полей наносится на определенные участки прялки, при этом на одной и той же прялке разные декоративные поля могут отличаться и техникой, и мотивами, и композицией. Прялки с абсолютной повторяемостью декоративных полей практически не встречаются.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На прялках с предельно скромной резьбой в первую очередь украшались поверхности пяты, ножки и основания лопаски. Резной декор делает более ясной архаичную семантику пяты, как символа рубежа при переходе в иной мир. На боковых гранях пяты чаще всего основным элементом орнамента становились ниспадающие цепи мелких треугольников, солярные розетки, а на лицевой грани пяты и ножки на прялке из д.Ершово («Кижи» КП–189/5) красуется композиция из восьмиконечного креста с косой перекладиной, косых крестов. Резной узор ножки часто являет продолжение композиции на лицевой стороне лопаски.

В основании лопаски орнаментация чаще всего присутствует сразу на двух гранях, при этом орнаменты двух сторон несут существенное отличие. На внешней плоскости наиболее часто встречаются бордюры с ромбами, косыми крестами, зигзагами или квадратами с лучистым заполнением. На стороне, обращенный к прядильщице, орнамент скупее и строже. Так, на прялке из д.Бураково («Кижи» КП–87/4) на лицевой стороне размещена внушительных размеров шестилучевая розетка, а на обороте – тонкий бордюр из маленьких выемок отделяет нижнюю часть лопаски, и особое значение выделенного поля подчеркивается, как рамкой, цепью маленьких треугольников по периметру основания.

Следующий вариант размещения орнамента возникает в том случае, если резьба наносится на нижний и верхний участки лопаски. На пудожских прялках из коллекции музея такой вариант встречается только на внешней плоскости. Средний ярус представляет гладкую поверхность, заключенную в резное обрамление («Кижи» КП–360/4; 1043 и др.). В этом случае вся поверхность лицевой грани лопаски становится единым декоративным полем, которое может объединяться рамкой из мелких треугольных выемок по периметру лопаски. Такие прялки обычно варьируют мотивы кенозерских образцов.

И, наконец, ещё один вариант представлен резьбой, которая не только заполняет вершину и основание лопаски, но и выходит на свободный ранее средний участок плоскости лицевой грани. Именно такая композиция свойственна прялкам кенозерского типа. В средней части может размещаться полоса того же характера, что и в основании или вершине лопаски[42], квадрат, заполненный ромбической сеткой[43], или крупная розетка, придающая центричность всей композиции[44], а иногда – сочетание нескольких розеток, полурозеток, дуг и лучей[45]. Один из нюансов такой композиции расценивается исследователями как особенность олонецкой прялочной резьбы. В вологодских прялках «Узор статичен, главный мотив всегда помещается в центре орнаментальной плоскости или чуть выше, что сообщает композиции характер уравновешенности, легкости и гармонии. В узоре олонецких прялок … главная фигура композиции находится в геометрическом центре или же опускается ниже, отчего прялки кажутся утяжеленными, как бы растущими из земли»[46].

Порядок размещения резьбы отчетливо виден на всей совокупности прялок Карелии. Можно предположить, что в последовательности перечисленных вариантов отражаются следы старой традиции, согласно которой резным орнаментом отмечали, прежде всего, места, наделенные особой семантикой и, возможно, апотропейными свойствами. С другой стороны, эта последовательность может иллюстрировать процесс, когда сакральность сливалась с декоративностью и, в определенной мере, уступала ей свои позиции. К сожалению, на прялках Пудожского района след старых правил не так очевиден. Большинство сохранившихся прялок показывают, как велико было влияние кенозерской декоративной манеры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рассматривая кенозерские прялки, хотелось бы отметить следующее. Мы уже встречались с явлением, когда под влиянием разных историко–культурных, политических и экономических факторов во второй половине XIX века в разных местностях Карелии появляются и приобретают широкую популярность прялки, утрирующие какие–то стороны традиции и потому принимающие своеобразный облик. Как правило, они являются продукцией местных ремесленных мастерских, созданной с использованием шаблонов. Таковы прялки карел–ливвиков с архаичным узором, известным только на примерах многовековой давности. К ним относятся прялки — «кемлянки» Поморья, в которых на первый план выходят особенности криволинейных очертаний боковых граней. Это и прялки Заонежья, где смешение разных традиционных черт привело к созданию уникального облика.

Не исключено, что кенозерские прялки представляют собой явление того же порядка. По сообщению Н.В.Мальцева, количество прялок, изготовленных одним мастером, обычно определялось потребностью одной – двух семей. Реже исполнялись заказы для соседних деревень.[47] Детальное обследование Кенозерья позволило установить имена 40

мастеров–резчиков, работавших в XIX – начале XX веков; при этом одним ремесленником в течение жизни могло быть изготовлено около 200 прялок[48]. Такое производство требует и рынка сбыта, и применения усредненных шаблонов,

отвечающих в то же время разным требованиям заказчиков. Коллекция музея подтверждает шаблонность форм лопаски, унификацию техники, композиции и мотивов резьбы, а, следовательно, подтверждает и некоторую «искусственность» кенозерского типа прялок, в котором тиражируется утрированный вариант традиции.

Фото 7. Варианты резного украшения на прялках из д.Корброзеро ("Кижи" КП-189/8), Костина Гора (КП-201/23), Колодозеро (КП-88/5)

Хотелось бы также обратить внимание на прялки, у которых геометрический орнамент соседствует с изобразительными мотивами иного характера. Так, у прялки из д.Кононовская («Кижи» КП–221/37) у основания лопаски, на её лицевой стороне, трёхгранно–выемчатая резьба заполняет корпус лодки, а контурная резьба рисует мачту с парусами. У прялки из д.Загубье («Кижи» КП–87/3) ногтевидные разбросанные выемки в сочетании с контурной резьбой намечают очертания букета из цветов на длинных стеблях. И, наконец, прялка из Кенозеро (КП–2795) представляет уникальный орнамент, в котором традиционными приемами, — с использованием обычных розеток, ромбов, бордюров, — вплетены изображения стальных опор линий электропередачи с провисшими проводами. Конструкция опор удивительно совпадает с обычным для Кенозерья резным орнаментом. Над опорами – падающая вниз головой птица с распростертыми крыльями. На обороте лопаски, над ромбом с косой сеткой, в традиционном круге из мелких треугольных выемок, – не менее уникальный портрет человека в бескозырке и тельняшке. Бесспорно, эта прялка являет пример переработки традиций мастером уже советской эпохи и относит нас к временам ГОЭЛРО (фото 8).

Фото 8. Новые мотивы традиционной резьбы на прялке из Кенозерья ("Кижи" КП-2795)

Суммируя наблюдения, можно заметить, что резьба на прялках Пудожского района проявляет генетическое сходство с резьбой восточной части Европейского Севера России. В то же время комплекс используемых приемов сходен с теми, что используются мастерами северо–карельских деревень, Поморья и Заонежья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: