Народы Средней Азии

В Средней Азии уже в первом тысячелетии до н. э. находились богатые области, расположенные по долинам рек Сырдарьи, Зерафшана, Кашка-дарьи, Амударьи, Мургаба, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная жизнь которых держалась на искусственном орошении, основанном на выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. По соседству с оазисами в степях жили разноплеменные кочевники.

Жившее здесь население иранского происхождения — согдийцы по рекам Зерафшану и Кашка-дарье, хорезмийцы — по нижнему течению Аму-дарьи, бактрийцы — к югу от Аму-дарьи, — принадлежали к народам, упоминающимся с глубокой древности. Уже с VI в. до н. э. мы встречаем имена этих народов в составе Древне-иранского (Ахеменидского) государства. В конце IV в. до н. э. Александр Македонский после завоевания Ирана отправился в области Средней Азии и покорил их, в том числе и существовавший уже тогда Самарканд. Греческие писатели, бывшие в походе Александра Македонского, оставили свои записи, из которых видно, что уже тогда эта земледельческая страна имела много городов. Впоследствии, к VI в. н. э. наибольшей известностью стали пользоваться Мерв, Бухара и Самарканд. Через эти города проходил старинны»; торговый путь из Ирана и Кавказа в Монголию и дальше в Китай. По всей стране, которую называли тогда Туркестаном и на территории которой в настоящее время находятся наши братские советские республики—Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская) ССР — раскинуты были замки крупных землевладельцев-феодалов, называвшихся тогда дехканами.1

В зависимости от дехкан находилось земледельческое население, трудолюбиво обрабатывавшее оазисы, где на ряду с пшеницей и ячменем культивировали хлопок, рис, виноград, шелковичное и плодовые деревья.

Существовала письменность (много документов на согдийском языке дошло до нашего времени). Благодаря транзитной торговле укреплялись культурные связи с Передней Азией, Кавказом, Ираном, Индией, Китаем, что выразилось в распространении в городах Средней Азии христианства, зороастризма, манихейства, буддизма. В 60-х годах VI в. н. э. в степях нынешнего Казахстана сложилась мощная держава кочевников-тюрков, подчинившая себе и культурные оазисы.

В половине VII в. арабы завоевали нынешний Туркменистан, а в начале VIII в. области к северо-востоку от р. Аму-дарьи (Мавераннахр — буквально: «то, что за рекой»). Арабы разбили и отбросили как тюркских кочевников, так и проникших было в район Ферганы китайцев. После распада арабского халифата в Средней Азии образовалось государство Саманидов (874—1005 гг.) ео столицей в г. Бухаре, в котором главную роль играл таджикский элемент. В VIII—X вв. оазисы Средней Азии достигли высокого расцвета; очень развилась городская жизнь; Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч и др. стали большими и богатыми городами. Представителями умственной культуры были знаменитый математик Мухаммед аль-Хорезми (конец VIII—-нач. IX в.; с алгеброй и логарифмами Европа впервые познакомилась по его трудам), географ Ахмед аль-Бальхи (пол. IX — нач. X в.), величайший ученый мусульманских стран Бируни (пол. X — нач. XI в.), вольнодумный философ ибн-Сина (Авиценна, кои. X — нач. XI в.), писавшие на арабском языке; великими поэтами были Рудаки и Дакики (X в.), писавшие на иранском (таджикском) языке.

В конце X — начале ХГв. Средняя Азия к востоку от р, Аму-дарьи была завоевана кочевыми тюркскими племенами, принявшими ислам и объединенными под властью династии1 Караханидов. Государство Караханидов дробилось на уделы. Области к западу от Аму-дарьи (нынешняя Туркмения) после падения государства Саманидов некоторое время входили в состав государства Газневи-дов, объединявшего нынешний Афганистан, восточный Иран и северо-западную Индию, но после битвы при Денданакане (1040 г.) были завоеваны туркменами, во главе которых стояла династия Сельджуков. После распада Сельджукской империи (1092 г.) Мерв стал столицей восточного удела Сельджуков. В 1141 г. тюрки-кара-ханиды должны были подчиниться «язычникам» кара-хитаям — кочевому народу, вероятно, монгольского происхождения, незадолго до того вытесненному из северного Китая и осевшему в нынешнем Синьцзяне (китайский Туркестан). Со второй половины XII в. заметно усиление Хорезмийского государства (в низовьях р. Аму-дарьи). Хорезмшаху Текешу (1172—1200 гг.) удалось завоевать нынешнюю Туркмению и почти весь Иран; хорезмшах Мухаммед (1200— 1221 гг.) в союзе с племенем найманов, вытесненных Чингис-ханом из Монголии, разбил и разгромил государство кара-хитаев и присоединил Бухару, Самарканд и другие районы к северо-востоку от Аму-дарьи к своим владениям (1210 г.). Таким образом, незадолго до монгольского нашествия вся Средняя Азия и весь Иран входили в состав Хорезмийского государства с центром в г. Ургенче.

Население[править | править вики-текст]

Общая численность населения 5 стран Средней Азии — 65,7 млн человек (2012).

Крупнейшие города — Ташкент, Алма-Ата, Астана, Душанбе, Бишкек, Ашхабад, Шымкент.

Бо́льшая часть населения — представители тюркоязычных народов: казахи, каракалпаки, узбеки, киргизы, туркмены. Таджики относятся к иранской группе(таджикский язык близок к фарси).

Имеются представители мигрировавших сюда в дореволюционный и советский периоды народов (уйгуры, русские, дунгане, корейцы, брагуи, украинцы, татары, месхетинские турки, немцы).

Верующие в основном мусульмане суннитского толка.

Коренными жителями Средней Азии являются узбеки, каракалпаки, таджики, казахи, киргизы, туркмены, афганцы, персы (иранцы). Большая часть узбеков, иранцев и таджиков, ведя оседлый образ жизни, строили города, развивали науку и культуру, освоив орошаемое земледелие, образовали оазисы. Основная часть казахов, туркмен, киргизов, каракалпаков была связана со скотоводством, поэтому вела кочевой или полукочевой образ жизни. В настоящее время все они оседлые.

Народы Средней Азии внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры, историю государственности и гордятся своими великими учеными, полководцами, государственными деятелями.

Самым многочисленным народом, населяющим Среднюю Азию, являются узбеки. Кроме коренного населения, здесь проживают русские, татары, евреи, украинцы, башкиры, корейцы, уйгуры, турки и другие, переселившиеся сюда в разное время. В настоящее время население Средней Азии составляет более 75 млн человек.

Из-за географического положения Средней Азии, расположенной большей частью в пустынной и полупустынной зонах, население издавна приспособилось жить в долинах, ближе к источникам вод - на побережьях рек, в оазизах. Жизнь в условиях природы Средней Азии воспитала эти народы в духе дружелюбия. Среднеазиатские ученые мыслители Алишер Навои, Рудаки, Махтумкули, Абай, Тохтагуль призывали людей жить в дружбе, взаимоуважении и взаимопомощи. Эти призывы приобретают большее значение и в наше время.

17. Этнографические источники

Источниками этнологических знаний – в самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником называют всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или характеристиках). Для практической исследовательской работы в области этнологии нужно обладать определенными и детальными знаниями об этнологических источниках.

При изучении источников этнологического знания следует иметь представление о классификации источников, владеть методикой работы с источниками различного типа. Для этнологической науки основным источником информации служат материалы, собираемые по время полевых работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: