Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типо-логизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.
|
|
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда:
1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства;
2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства;
3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.
|
|
В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются ис-торико-этнографические области разного уровня - историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные ис-торико-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей используется обычно для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях по этногенезу. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этноге-Нетического исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из аспектов исторической и географической дифференциации человечества.
|
|
Прочие классификации
В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
Основы хозяйственной и культурной классификации народов мира начали разрабатываться еще в эпоху античности, когда были пред-приняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии:
1. Собирательство и охота;
2. Пастушество;
3. Зеледелие
В середине XIX века немецкий экономист Ф.Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития:
1. Дикость;
2. Пастушесво;
3. Земледелие;
4. Земледелие в сочетании с ремеслом;
5. Земледелие, ремесло и торговля.
Первичная первобытнообщинная эпоха включает два этапа при-
сваивающего и примитивно-производящего хозяйства.
1. Присваивающий – общества. относящиеся к наиболее охранной
группе ХКТ, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой
металлов. Орудия изготавливаются из традиционных материалов:
кости, рога, дерева, камня, раковины, а также из полученных от более
развитых соседей заготовок металла, которые обрабатываются холод-
ным «неолитическим способом».
ХКТ этой группы относятся к эпохе камня и калеометалла, но на
|
|
периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до но-
вейшего времени, переходя постепенно к более производительным
видам хозяйственной деятельности. Это ХТК «бродячих охотников и
собирателей», которые при крайне ограниченных пищевых ресурсах и
слабой вооруженности, почти все время находятся в движении, соби-
рая по пути все съестное. В наши дни сохранился только в немногих,
географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятель-
ности в тропических лесах областей Юго-Восточной Азии, Южной
Америки и Австралии.
Значительно более развиты народы, чьей ХКТ связан со специали-
зированной охотой и собирательством, требующими более высокого
уровня развития производительных сил. К их числу относится сле-
дующие ХКГ:
- специализированная охота и собирательство тропиков;
- охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса;
- пешая таежная охота;
- арктическая охота на морского зверя;
- оленная охота;
- охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и
животноводства. Все перечисленные ХКТ образуют первобытно присваивающий
способ производства.
2. Производящий этап (ранний)
Примерно 10 тыс. лет назад в предгорьях сухих и влажных субтро-
пиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии позд-
нее в Северной Америке, Новом Свете стало складываться комплекс-
ное присваивающе-производящее хозяйство, в котором земледелие и
животноводство стало занимать ведущее место. Наряду с ухе одо-
машненной собакой были одомашнены сначала мелкий, а затем круп-
ный рогатый скот, свиньи, транспортные животные, свиньи. В ре-
зультате сложились следующие ХКТ:
- комплексное хозяйства ранних земледельцев субтропиков;
- земледелия и животноводства умеренного пояса в древности;
- ручного земледелия тропиков.
Все эти ХКТ стали основой первобытно производящего способа
производства.
3. Производящий этап (развитый).
По мере развития производительных сил, роста численности насе-
ления началось освоение «вторичных центров» и возникновение про-
изводящего хозяйства главным образом в субтропиках Северной Аф-
рики, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Цен-
тральной и Южной Америки. Возникают на рубеже IV и III тыс. до
н.э. древнейшего государства Западной Азии и Северной Африки
расцветает цивилизация. Соответствующий этому ХКТ способ произ-
водства можно назвать «азиатским» или общинно государственным
десятичным. Происходит становление вторичной эпохи. Под мощным
влиянием древних цивилизаций начитается процесс распространения
производящего хозяйства в тропиках, где возникает ХКТ традицион-
ного земледелия и животноводства предго-сударственных и раннего-
сударственных образований Тропической Африки, ставшей основойафриканского способа производства. В V-IV тыс. до н.э. под влияни-
ем «первичных» и «вторичных» центров производящее хозяйство в
виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распростра-
нение в полосе умеренного климата и складывается ХКТ землевла-
дельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варвар-
ский - дофеодальный способ производства).
Это ХКТ пастушеского скотоводства возникшего примерно одно-
временно с возникновением хозяйственно-культурного типа, возник-
шего примерно с возникновением ХКТ древнего ирригационного
земледелия в предгорных местностях и распространившегося позднее
в степных и пустынных зонах. По мере распространения пастушества
на степные и пустынные просторы и в следствии изменения климата,
повлекших сдвиги в природной среде, пастушество становилось все
более подвижным, и в начале 1 тыс.до н.а. складывается ХКТ коче-
вых и полукочевых скотоводов. Развитие кочевничества получило в
Средней, Западной и Центральной Азии и в средние века и в Север-
ной и Восточной Африке.
В античное время в Южной Европе складывается ХКТ плужного
земледелия Древней Греции и Древнего Рима (рабовладельческий
способ производства). К средним векам относится возникновение
ХКТ плужного земледелия в государствах Азии и Африки, средневе-
кового ремесленно-торгового производства.
На последующий индустриальный период ХКТ не распространяется.
16. Народы средней азии