Примордиалистских подход к определению этноса и нации

Примордиализм - термин, происходит от английского слова - извечный Сторонники примордиализма отстаивают идею о том, что этнос и нация существовали издревле Суть этой теории изложена в пр рацях английского этнолога Энтони Смита, американца Гуннара Нильссона, советских ученых Юлия Бромлея и Льва Гумилева Сторонниками ее есть большинство украинских ученых, например, историк Ярослав Даш кевич Они рассматривают этнос как своеобразный историко-биологический феномен, основанный на неосознанной, \"естественной\", аффективной привязанности людей к своему народу, а возникновение нации связывают с определенным этапом в развитии этносозвитку етносу.

По поводу возникновения нации существует два главных подхода: некоторые ученые (Юлий Бромлей, Гуннар Нильссон) считают нацию типом этноса, который присущ развитому классовому обществу, а другие считают, что нация возникает тогда, когда этнос обнаруживает претензии на собственное политическое существование Как заявлял украинский политолог Иван Лысяк-Рудницкий: \"Нация - феномен политической сферы Нация - это коллектив людей, хотят быть государствомржавою".

В рамках примордиалистских подхода выделяют два главных направления: социобиологических и эволюционно-исторический

социобиологов рассматривают этнос как сообщество индивидов, основанная на биологических особенностях преобразованных в социальные считают, что нации возникли вследствие естественного разрастания семей и ро одел и есть сообществами, свидетельствует об общем происхождениия.

Лев Гумилев рассматривал этнос как биологическое сообщество существ вида подобно ареала животных Он считал, что этнос рождается в результате \"пассионарного толчка\", что происходит под воздействием определенного космичног го облучения или тектонических процессов в недрах земли результате толчка появляются \"пассионарии\" - люди, способные идти к своей цели вопреки инстинкту самосохранения Деятельность пассионариев зад ае цель и сплачивает отдельные родоплеменные и другие группы людей в этнос Жизнь этноса длится примерно и200-и300 лет, а весь его последующее развитие определяется территориальными особенностями его расселят ения и психобиологическими характеристиками пассионарности Гибель этноса не означает смерти людей, которые его образуют, а только ослабление и распад связей между ними, а затем - вхождение их в состав и Других этносов Поскольку, согласно подходом Льва Гумилева, этнос является категорией не исторической, а биологической, т.е. двигателями развития является не социум или культура, а природа, то и категория нации в его системе отсії у його системі відсутня.

Представители эволюционно-исторического направления убеждены, что этнос является скорее социальной, а не биологической сообществом Взаимная привязанность членов этноса достигается не закономерностями биологического разви итку, а в социально-экономическом контексті.

Энтони Смит определял этнос как \"сообщество людей, имеющих общее имя, разделяют мифы об общих предках, имеют общую историю и культуру, ассоциированную с определенной территорией и испытывают чувство солидарностиості".

По словам хорватского ученого и политика Франьо Туджмана, \"Нации вырастают естественным путем в ходе объективного и сложного исторического процесса как следствие развития всех материальных и духовных х сил, которые на этом пространстве формируют национальное бытие отдельных народов на основе кровной, языковой и культурной родства, а также совместных жизненных интересовесів".

Советский ученый Юлий Бромлей был автором официального, принятого в советской науке определения этноса Согласно его теории, этнос - это постоянная совокупность людей, сложившаяся на определенной территории и характер ризуеться относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики на основании чего люди осознают свое единство и отличие от других подобных образований, и закрепляется в их названийі.

Этнос рассматривался Бромлея как родовая, базовая, рядоутворююча категория отношении других конкретно-исторических типов объединения людей: рода, племени, народности, нации Как истинный марксист, советский акад демик было продемонстрировать как происходил прогресс в национальной сфере, в соответствии с развитием социально-экономических формаций первобытнообщинного строю отвечали роды и племена, рабовладельческом и фео дальнем - народности, а с развитием капитализма возникают нациії.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: