Понятие и виды этноса

Население нашей планеты столь стремительно развивается и столь разнообразно, что для понимания многих процессов, происходящих на Земле, необходимо, прежде всего, разобраться в существе ряда основополагающих понятий.

В социологии совокупность людей, населяющих Землю, со­вокупность всех конкретных обществ на нашей планете называ­ется человечеством. Человечество представляет собой единый биологический вид. По В. И. Вернадскому, человечество — еди­ное глобальное образование, новая геологическая сила. В то же время не вызывает сомнения и то, что в рамках единого челове­чества можно выделить самые разнообразные человеческие общности.

Самый очевидный объективный критерий деления челове­чества - это разделение людей по физическим признакам. Первые попытки классификации человечества на этой основе делаются в конце XVII в. К. Линней в «Системе природы» (1735) разделил человечество по цвету кожи на четыре разно­видности: европейскую, американскую, азиатскую и африкан­скую. И. Ф. Блуменбах по цвету кожи, форме черепа и виду волос установил разделение на три основные расы и две про­межуточные. Основные расы: 1) белая, или кавказская, 2) жел­тая, или монгольская, к которой он причислял также финские племена, и 3) черная, или эфиопская, к которой относятся все обитатели Южной и Средней Африки. Промежуточные расы: американская (между кавказской и монгольской) и малайская (между кавказской и эфиопской). Рециус (в первой половине XIX в.) разделял людей на длинноголовых (dolichocephali) и широкоголовых (brachycephali), которые, в свою очередь, под­разделялись на прогнатных (рrоgnati — с выступающей вперед челюстью) и ортогнатных (оrtognati - прямочелюстные).

Т. Г. Гексли и Э. Геккель делят человечество по форме волос па курчавоволосых, подразделяющихся на шерстоволосых (негры) и пучковолосых (папуасы, готтентоты), и гладковолосых, подразделяющихся на прямоволосых (монголы, малайцы, аме­риканцы) и волнистоволосых (нубийцы, дравиды, расы Среди­земного моря). Ж. Деникер разделил людей по многим призна­кам (цвету кожи, форме волос, черепа, носа и проч.) на 13 главных рас, содержащих 30 типов.

В новейшее время в пределах человечества различаю! три основные группы рас:

негроидную (экваториальную); европеоидную (европейско-азиатскую); монголоидную (азиатско-американскую). В современной науке — это исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т. п. При этом подчеркивается, что эти признаки не имеют существенного знамения для жизнедеятельности человека.

Кроме рас в человечестве, несомненно, существуют множе­ство и других общностей, значительно обличающихся друг от друга. К таким общностям, прежде всего надо сгнести народы. Народ -- это определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, ре­лигии, исторического прошлого и т. д.

Одним из важнейших признаков парода является общий язык. Однако легко убедиться, что существуют разные народы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли анг­лийский язык, но англичанами себя не считают. На англий­ском языке говорят англичане, североамериканцы, австралий­цы, новозеландцы; на немецком — немцы, австрийцы, масть швейцарцев и т. д.

Иногда народом называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и, прежде всего, этногра­фии, народ — это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобным образом исторически развивающихся кол­лективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский па­род» или «узбекский народ», «польский народ», «венгерский парод» и т. д.

Иногда термин «народ» употребляется дли обозначения со­вокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Ка­захстана и т. п. Как видим, термин «народ» относится к различ­ным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общно­стям. Неудивительно, что ученые постарались уточнить это по­нятие, сопоставив его с рядом других близких по значению по­нятий. Корневым среди них является понятие «этнос».

Понятие «этнос» охватывает все социально-этнические общ­ности, В то же время следует подчеркнуть, что в науке не суще­ствуют единой точки зрения и на это понятие. В современной этнологии под категорию «этнос» подводится то лингвистиче­ское, то биологическое, то культурное, то политическое осно­вание. Та же ситуация прослеживается и в понимании термина «этничность».

В социологии выделяют три основные точки зрения на эт­нос и этничность.

Согласно одной точки зрения этничность является органич­ным образованием, нацеленным на получение тех или иных преимуществ и выгод. Этничность рассматривается как объек­тивная данность, изначальная характеристика человечества. Этот подход, истоки которого можно найти еще в политиче­ской философии античности, получил «второе рождение» после работ Э. Дюркгейма о групповой солидарности. Последователи такого подхода рассматривают этносы и как социальные, и как кровно-родственные (биологические) сообщества. В этой связи сторонников такого подхода можно разделить па два направле­ния: социобиологическое (например, Л. Н. Гумилев) и эволюционно-историческое (Ю. В. Бромлей и др.).

Сторонники второго подхода, известного как инструменталистский (А. Коэн, Г. Г, Дилигенский и др.). рассматривают этничность как социальный инструмент. Исследователи этого направления объясняют сохранение этнических групп потреб­ностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма. Этничность при таком подходе -средство для достижения групповых интересов.

С точки зрения представителей третьего подхода, так назы­ваемых конструктивистов (Э. Геллнер, Б. Андерсон, В. А. Тишков и др.), этничность является социальной конструкцией и не имеет объективных корней. Этнос — искусственное образование, результат целенаправленной деятельности интеллектуаль­ной элиты. Эта конструкция (этничность) передается потенци­альным представителям этноса при помощи различных фено­менов массовой культуры, средств массовой информации, системы образования и воспитания. Те культурные черты, ко­торые элита использует в качестве этнических символов для со­лидаризации общности, достаточно произвольно «выхватыва­ются» из культуры и являются не более чем знаками групповой солидарности.

Каждый из трех подходов обладает определенной системой аргументов в свою пользу. Сохраняя ценное каждого из этих подходов, многие специалисты «этнос» обычно сопоставляют с «нацией», причем этнос тогда трактуется как исторически-при­родный феномен, а нация - как средство для достижения групповых интересов, результат целенаправленной деятельно­сти интеллектуальной элиты.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается про­цесс образования этнических общностей. В одних случаях эт­ногенез рассматривают как синоним понятия «происхождение этноса», т. с. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других пол терми­ном «этногенез» объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этноге­незе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредо­ванно определяют социальные формы жизни, которые созда­ются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процес­сом взаимодействия человеческих рас. Практически все извест­ные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание.

Таким образом, этнос — это основная единица этнической классификации человечества, которая характеризует этниче­ские общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя — этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из ро­дов. Оно располагает своей территорией, племенной экономи­ческой общностью, имеет единый язык, собственное наимено­вание, единство религиозных представлений и обрядов. В раз­витом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Амери­ке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности.

Народность — этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует на­ции. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, ха­рактеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. На­родности свойственно и наличие хозяйственных связей, эле­ментов общей культуры, общего собирательного имени. С раз­витием капиталистических отношений происходит превраще­ние народностей в нации,

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замк­нутости и раздробленности, с образованием общей системы хо­зяйства, в частности общего рынка, созданием и распростране­нием общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было еще полной готовности всех условий их образования. В ряде стран Азии и Африки на­ции формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после ее завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племен и народностей и ста­новились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учи­тывать также, что образование наций не является универсаль­ной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) не­редко сливаются с крупными нациями.

Первыми современными нациями, по утверждению Б. Ан­дерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие «нация» в его политическом значении появилось именно в ходе Великой французской революции, когда возникла необходи­мость сформировать некую общность взамен утраченного «под­данства французской короны».

В современном мире более 90% населения составляют на­ции.

В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан го­сударства, а следовательно это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организа­ции, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организа­ций. Таким образом, в понимании западных социологов на­ция — это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-наци и образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же кон­тексте в мировом политическом языке и в международно-пра­вовой практике и теории существуют и используются понятия «национальное государство», «национальные интересы», «на­циональная безопасность», «национальная армия», «националь­ная наука» и т. д. Однако для исследования многонациональ­ных государств термин «национальный» может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта.

Важную роль в консолидации наций играет государство, хо­тя наличие государственности не является обязательным при­знаком нации.

Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-эконо­мические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно па основе ее собственно эт­нических свойств. Экономическая и политическая консолида­ция нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культу­ра, формируются особенности национального характера, воз­никает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к нацио­нальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация отно­сится к этносоциальному организму и считается высшей фор­мой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включают различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этниче­ские свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в ос­новных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом от­ношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным при­мером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных амери­канцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык явля­ется преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. — итальянский, 2,5 млн. — польский, 2,4 млн. — фран­цузский и 1.2 млн. — идиш.

Производным от термина «нация» является термин «нацио­нальность», который употребляется и двух значениях. Во-пер­вых, для обозначения принадлежности человека к определен­ной этнической общности (графа в паспорте обозначает собст­венно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах — главным образом для указания государственной при­надлежности людей (подданство, гражданство). В этих целях нередко применяется выражение «этническая национальность». Во-вторых, термин «национальность» используется как собира­тельный в тех случаях, когда им заменяется перечень различ­ных форм социально-этнических общностей (наций, народно­стей, этнических групп и т. д.).

Этническая группа — это группа людей, для которой харак­терна близость языков и некоторых других особенностей куль­туры, родственных по происхождению и сохранившихся до на­ших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире, на Кавказе. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второсте­пенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми призна­ками, например мегрелы (мингрелы), сваны и лазы. Они — со­ставная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большин­ство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют «этнографическими группами», или «субэтносами»; их образо­вание может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как нали­чие отдельных специфических элементов быта, культуры, язы­ка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этногра­фическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Та­ковы, например, «верхние» и «нижние» немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологиче­ский характер. Более мелкими этнографическими группами то­го же народа можно считать «верхних» и «нижних» саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется понятие «национальные (этнические) меньшинства». Таковыми называются группы лю­дей какой-либо социально-этнической общности, проживаю­щие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства ха­рактеризуются сохранением национального (этнического) са­мосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. На­циональные меньшинства существуют практически повсемест­но. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие «национальные меньшинства» в определенной степени теряет смысл. По-раз­ному выглядит проблема национальных меньшинств в федера­тивных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политиче­ских границ; сформировавшиеся 15 ходе миграций); но характе­ру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и от­носительной численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин «националь­ные меньшинства» возник в противовес термину «инородцы». Альтернативой термину «национальные меньшинства» часто служит термин «граждане некоренных национальностей», хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей.

В последние годы применительно к государствам, возник­шим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин «русскоязычное население». Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользую­щихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле — это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является рус­ский язык. Термин «русскоязычное население» используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину «нацио­нальные меньшинства». После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положе­нии национальных меньшинств в бывших союзных республи­ках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина «на­циональные меньшинства» следует отличать весьма близкий к нему термин «разделенный народ» — общность людей, расчле­ненная политическими, государственными границами.

В ходе исторического процесса имеют место различные кон­такты между этносами. Известны следующие последствия этих контактов:

сосуществование (этносы не смешиваются и не помотают друг друга, заимствуя нововведения);

ассимиляция (поглощение с полным забвением);

метисация (сочетаются традиции, нестойкий вариант);

слияние, при котором забываются традиции первичных ком­понентов и рядом (или вместо) возникает третий этнос.

Производными от понятия «этнос» являются понятия «эт­ническая группа» и «этнографическая группа».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: