double arrow

Психический состав нации

Этнические признаки

1. Единство территории. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять (венгры (мадьяры) – за последние 1500 лет сменили 4 территории поселения). Кроме того в этнос входят и диаспоры (от греч. – рассеяние) – часть людей этноса, живущая в других странах, вне страны происхождения своего народа. Народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические характеристики группируются по территориальному (географическому) признаку в историко-этнические области (Западная, Северная, Восточная Европа).

2. Общность языка. Многие разные этносы говорят на одном языке. Существуют и народы, где представители говорят на разных языках. Общность языка не является обязательным признаком. По языку проводится этнолингвистическая классификация народов. Учитывается генеалогия языка (т.е. его происхождение, общность праязыка, родство языков). Она устанавливается при сравнении словарного состава и грамматического строя.

3. Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни. Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т.д. Знакомство с каким-либо народом этнографы рекомендуют начинать с типичным для него трапез в будни и праздники, т.к. национальные особенности обязательно проявляются в кухне. Так, у земледельческих народов (например, славян) основу пищи составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (народы Севера) – мясо; у живущих возле моря или реки – рыба и морепродукты. К одним и тем же продуктам питания у различных народов различное отношение.

4. Этническое самосознание, выраженное самоназванием. Это один из наиболее надежных показателей этноса. Это ощущение человеком своего происхождения, близость к соплеменникам и связь родным языком. Внешним признаком этноса является самоназвание – это собственное имя этноса (то, как он себя называет сам) – этноним. Часто собственное имя не совпадает с названиями этноса другими народами. Например, самоназвание «дойч», по-русски «немцы», по-французски «алеман», по-английски «джемен». Национальное самосознание нередко принимает формы национального превосходства и национальной исключительности – национализма, шовинизма.

Одна из общих черт нации. Считают, что он входит в состав культуры этноса выражается через нее и зависит от нее. Психический состав соответствует традициям, типу жизни нации и является единством разнообразных компонентов: национального характера, темперамента, комплекса привычек, обычаев, традиций, особенностей общения, которые связаны с языком. Психический состав нации – это ее психология, компоненты которой исторически соединяются в относительно устойчивое единство, которое является изображением сложившихся условий жизни того или иного этноса; это устойчивые черты психики людей, которые формировались вследствие продолжительного периода развития любого народа. Особенность психического состава вырабатывается вследствие специфических условий существования. Выражается в поведении отдельных людей народа. В социальной жизни психический состав проявляется самосознанием.

Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, одни авторы подразумевали темперамент, другие личностные черты, третьи – ценностные ориентации и т.д. Сейчас до сих пор существуют расхожие мнения. При изучении национального характера необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) характер этноса – это не сумма отдельных черт его представителей, а выделение типичных черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у большего числа индивидов данного народа (для этого нужно изучить его историю, культуру, общественный строй);

2) недопустимо рассматривать какие-либо черты характера достоянием только одного народа (трудолюбие – черта японского и немецкого характера, но немцы трудятся размерено, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено; японцы отдаются труду самозабвенно, выражая в его процессе чувство прекрасного);

3) черты характера нужно соотносить с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа (трудолюбие – общечеловеческое качество, однако у африканских народов долго существовала проблема выработки трудовой морали, т.к. многие века труд этих народов был подневольным, рабским).

Личность выступает носителем не только индивидуальных неповторных черт своего характера, но и общих, свойственных всему народу. Социальные явления (язык, литература, искусство, наука, религия, право) и традиционные формы воспитания, а также система стремлений, потребностей, интересов, установок, убеждений типичных для данного этноса и определяют национальный характер личности. Осуществляется процесс накопления оценочных суждений, которые формируют определенный опыт народа, передающийся из поколения в поколение. В характере сочетаются как природные, так и этнические проявления. Национальный характер – совокупность исторически сформировавшихся постоянных психологических особенностей (черт) представителей того или иного этноса, выраженных типичными способами действий и отличающих один народ от другого (русский характер включает в себя массу различных черт, но все они подчинены одному принципу – противоположности – противоречивость русской души).

Этнический темперамент – это как бы внешнее выражение национального характера. С точки зрения психологии, темперамент рассматривается как обусловленный тип нервной системы человека, а с точки зрения этнопсихологии – он выражает определенный стандарт реагирования человека или группы людей этноса на конкретную ситуацию. Сила выражения этнического темперамента у разных народов не одинакова. Более ярко он проявляется у немногочисленных народов или национальных меньшинств. Это связано с небольшой территорией, которую занимает народ, географическими условиями, экономическими связями, малой склонностью к изменению образа жизни под влиянием других этносов (индейцы, аборигены, эскимосы, пигмеи и др.). Этнический темперамент наиболее ярко проявляется в особенностях общения: темпе речи, качестве и энергичности движений и жестов, в специфике социальной дистанции, в степени искренности проявления чувств. Этнический темперамент в большей степени обусловлен стереотипами реагирования, которые устоялись в культуре народа, чем типом высшей нервной системы и деятельности.

Национальные чувства, тесно связанные с самосознанием, являются своеобразным импульсом к этническому самоопределению, поскольку выражают эмоциональные отношения людей к своему этносу, ее интересам, к другим народам и их ценностям. Этнические чувства характеризуются наличием исторического содержания. Выделяют факторы, влияющие на них:

- современные экономические и политические условия жизнедеятельности этноса (современное положение межнациональных отношений, уровень экономики, национальной идеи и др.);

- историческое прошлое народа (условия жизнедеятельности, быт, культура, обычаи, традиции).

Этнические чувства – это продукт истории конкретного социально-экономического окружения, производственной деятельности народа. Они динамичны, что связано с изменчивостью факторов, которые их связывают. Направленность этнических чувств изменяется значительно спокойнее, чем их эмоциональное выражение. При выражении чувства могут быть: отрицательного (национализм, шовинизм, нацизм, расизм, отчуждение и непримиримость в отношении к другим народам) и положительного (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства в отношении к другим народам) оттенка.

Этнические чувства своими функциями связаны с этническим вкусом. Вкус выражает суждения о правильности (с точки зрения нормы) этнической морали и гражданского поведения. Он определяется спецификой явлений, которые вырабатывают у народа определенные способы оценок внешнего мира, конкретные критерии, дающие возможность людям определять черты, понятные и близкие только в границах своего этнического простора. На этой базе формируется национальная культура. Этнические вкусы проявляются в поведении, быту, домашнем убранстве, в отношениях, видах и способах приготовления еды и т.д. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а являются особенным их набором, специфическим для этноса. Этнические вкусы зависят от географических условий, закрепляются в обычаях и традициях народа, фиксируются в самосознании этноса, формируются и видоизменяются в ходе культурно-исторического развития народа.


Сейчас читают про: