Введение. 1. Этносоциальные процессы. 5

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Этносоциальные процессы……………………………………………………………….5

1.1. Этносоциальные процессы как основной фактор динамики этнического

состава населения……………………………………………………………………………5

1.2. Виды этносоциальных процессов……………………………………………………...6

1.3. Процессы этнического объединения…………………………………………………..6

1.4. Процессы этнического разделения…………………………………………………….9

2. Этносоциальные процессы в Российской Федерации………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………………………...13

Список используемой литературы………………………………………………………….14

Приложение №1……………………………………………………………………………...15

Введение

Современный человеческий вид — единый биологический вид, развивающийся по общим социальным законам и распадающийся на множество исторически сложившихся общностей: государства, классы, семьи и т. п. Особое место занимают этносы. По подсчетам ООН чело­вечество унаследовало от прошлого не менее 3 тыс. этнических общно­стей, входивших в более чем 220 государств мира. Этносы не вечны: они рождаются, развиваются и умирают. И такой очень длительный и сложный процесс называется этногенезом («происхождение народа»).

Этнос — исторически сложив­шаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обла­дающих общими (в т.ч. расовыми), относительно стабильными особенностями культуры, языка, быта и психологического склада, а также сознанием единства и отличия от других образований — самосознанием (этнони­м). Признаками, определяющими системные свойства этноса, являются: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т.п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру.

Этносы различны по численности и степени устойчивости связей. Основное условие формирование этноса — общность территории и языка. В ходе развития хозяйст­венных и экономических связей, под влиянием географической среды, контактов с други­ми народами складываются характерные черты материальной и духовной культуры, вырабатывается национальная психология, самосознание, утверждается этноним. Иногда формированию этноса способствует общ­ность религии. Сформировавшийся этнос выступает как социальный орга­низм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и пере­дачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д. Для устойчивого существования этнос стремится к социально-территориальной организации — государству.

Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории (к при­меру, украинцы, русские, белоруссы и другие живут во многих странах мира). Современные же нации — это по существу продукт восходящего капитализма. Но понятие нация, народность, нацио­нальность возникли задолго до образования современных наций и первоначально обозначали племена, народности, имеющие общую культуру, язык, психологию, да и определенную территорию. Этнические особенности — язык, культура, психология, территория — отличали одни общности людей от других исторических общно­стей людей. Социальные общности — племя, народность предшествовали нации.

«Этнос — биосоциальная общность, есть порождение и часть биосферы и, одно­временно, продукт социальной эволюции» (Л.Н. Гумилев).

В каждом конкретно-историческом обществе сосуществуют различные по численности, влиянию и развитию биосоциальные общности, под­дающиеся систематизации. Выделяется три основных уровня этнической иерархии: субэтнос — этнос — суперэтнос. Ключевое звено — этнос, представляющий совокупность субэтносов. Интеграция этносов образует суперэтнос, наиболее ярким примером которого служит арабо-мусульманский халифат.

Этносы как биосоциальные общ­ности – рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Этносы не изолированы друг от друга: по соседству или в составе единого государства живут совершенно непохожие этнические общности. Они обречены на общение, взаимное влияние. Взаимодействие этносов, ведущее к изменению их сущности называется этниче­скими процессами. Различают этноэволюционные и этнотрансформацион­ные этнические процессы. Этноэволюционные этнические процессы вы­ражаются значительным изменением любого из основных элементов этноса, прежде всего — языка и культуры, а также изменения социальной (классово-профессиональной) структуры этноса, его половозрастного состава и т.п. Этнотрансформационный этнический процесс охватывает изменения, ведущие к перемене этнической принадлежности, завершающим этапом которой является смена этнического самосознания. Этнотрансформацион­ные этнические процессы делятся на разделяющие и объединяю­щие.

Различные социальные общности (классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, полити­ческие слои и группы) одновременно выступают и как субъекты политических отношений (если они на определенном историческом этапе развития общества субъекты политики — социальной, экономической, национальной и т. д.) и как объекты социальных отно­шений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: