Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Этносоциальные процессы……………………………………………………………….5
1.1. Этносоциальные процессы как основной фактор динамики этнического
состава населения……………………………………………………………………………5
1.2. Виды этносоциальных процессов……………………………………………………...6
1.3. Процессы этнического объединения…………………………………………………..6
1.4. Процессы этнического разделения…………………………………………………….9
2. Этносоциальные процессы в Российской Федерации………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………………………….14
Приложение №1……………………………………………………………………………...15
Введение
Современный человеческий вид — единый биологический вид, развивающийся по общим социальным законам и распадающийся на множество исторически сложившихся общностей: государства, классы, семьи и т. п. Особое место занимают этносы. По подсчетам ООН человечество унаследовало от прошлого не менее 3 тыс. этнических общностей, входивших в более чем 220 государств мира. Этносы не вечны: они рождаются, развиваются и умирают. И такой очень длительный и сложный процесс называется этногенезом («происхождение народа»).
|
|
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими (в т.ч. расовыми), относительно стабильными особенностями культуры, языка, быта и психологического склада, а также сознанием единства и отличия от других образований — самосознанием (этноним). Признаками, определяющими системные свойства этноса, являются: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т.п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру.
Этносы различны по численности и степени устойчивости связей. Основное условие формирование этноса — общность территории и языка. В ходе развития хозяйственных и экономических связей, под влиянием географической среды, контактов с другими народами складываются характерные черты материальной и духовной культуры, вырабатывается национальная психология, самосознание, утверждается этноним. Иногда формированию этноса способствует общность религии. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д. Для устойчивого существования этнос стремится к социально-территориальной организации — государству.
|
|
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории (к примеру, украинцы, русские, белоруссы и другие живут во многих странах мира). Современные же нации — это по существу продукт восходящего капитализма. Но понятие нация, народность, национальность возникли задолго до образования современных наций и первоначально обозначали племена, народности, имеющие общую культуру, язык, психологию, да и определенную территорию. Этнические особенности — язык, культура, психология, территория — отличали одни общности людей от других исторических общностей людей. Социальные общности — племя, народность предшествовали нации.
«Этнос — биосоциальная общность, есть порождение и часть биосферы и, одновременно, продукт социальной эволюции» (Л.Н. Гумилев).
В каждом конкретно-историческом обществе сосуществуют различные по численности, влиянию и развитию биосоциальные общности, поддающиеся систематизации. Выделяется три основных уровня этнической иерархии: субэтнос — этнос — суперэтнос. Ключевое звено — этнос, представляющий совокупность субэтносов. Интеграция этносов образует суперэтнос, наиболее ярким примером которого служит арабо-мусульманский халифат.
Этносы как биосоциальные общности – рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Этносы не изолированы друг от друга: по соседству или в составе единого государства живут совершенно непохожие этнические общности. Они обречены на общение, взаимное влияние. Взаимодействие этносов, ведущее к изменению их сущности называется этническими процессами. Различают этноэволюционные и этнотрансформационные этнические процессы. Этноэволюционные этнические процессы выражаются значительным изменением любого из основных элементов этноса, прежде всего — языка и культуры, а также изменения социальной (классово-профессиональной) структуры этноса, его половозрастного состава и т.п. Этнотрансформационный этнический процесс охватывает изменения, ведущие к перемене этнической принадлежности, завершающим этапом которой является смена этнического самосознания. Этнотрансформационные этнические процессы делятся на разделяющие и объединяющие.
Различные социальные общности (классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические слои и группы) одновременно выступают и как субъекты политических отношений (если они на определенном историческом этапе развития общества субъекты политики — социальной, экономической, национальной и т. д.) и как объекты социальных отношений.