Лекции составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов, макетов, использование мультимедиа аппаратуры.
Лекции читаются заведующими кафедрой, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций допускаются наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие учёную степень или педагогический стаж не менее пяти лет.
Лекция является исходной формой всего учебного процесса, играет направляющую и организующую роль в самостоятельном изучении предмета. Важнейшая роль лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.
Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.
Количество лекций определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы.
Основные требования к лекции:
- Глубокое научное содержание;
- Творческий характер;
- Информационная насыщенность;
- Единство содержания и формы;
- Логически стройное и последовательное изложение;
- Яркость изложения;
- Учёт характера и состава аудитории.
Типы лекций:
1. Учебно-программная лекция освещает главные, узловые вопросы темы.
2. Установочная лекция своей задачей ставит организационную работу слушателей по изучению предмета.
3. Обзорная лекция читается на заключительном этапе изучения или курса.
Основное внимание в лекции сосредотачивается на глубоком, всестороннем раскрытии главных, узловых, наиболее трудных вопросов темы. Уже на начальном этапе подготовки лекции преподаватель решает вопрос о соотношении материалов учебника и лекции. Он выделяет из учебника ведущие проблемы для более глубокого и всестороннего раскрытия их в лекции.
Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, вводную часть и заключение.
В ходе подготовки лекции необходимо:
– Определить основное содержание и расположение материала;
– Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы;
– Продумать: где и в какой степени расположить материал воспитательного характера;
– Продумать: какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;
– Продумать: как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.