Конструкции РЭА представляют собой системы тел с сосредоточенными источниками и стоками тепла. Получить аналитические решения в задачах теплообмена в таких системах очень сложно. Чтобы обеспечить возможность математического анализа переходят от реальных конструкций к условным понятиям, заменяя конструкции тепловыми моделями.
В конструкциях РЭА с шасси источники тепла размещаются в пространстве с обеих сторон шасси, в РЭА кассетной конструкции с одной или обеих сторон платы. Это пространство, заполненное теплорассеивающими элементами, называют нагретой зоной. Реальное теплоотдающее пространство обычно имеет неравномерное расположение источников тепла. Среднеповерхностная температура и перегрев поверхности этого пространства обозначаются ν3 и θ3. В тепловой модели реальная поверхность нагретой зоны заменяется изотермической поверхностью S3 некоторого прямоугольного параллелепипеда с той же температурой и перегревом ν3 и θ3 и с равномерно распределенными источниками тепла. Это и есть изотермическая поверхность эквивалентно нагретой зоны.
|
|
В РЭА кассетной конструкции эквивалентная нагретая зона определяется для каждой платы отдельно. Поверхность кожуха Sк в тепловой модели также заменяется изотермической поверхностью, имеющей среднеповерхностную температуру и перегрев νк и θк. В результате введения тепловых моделей и понятия эквивалентной НЗ возможно математическое описание процессов теплообмена РЭА и создание инженерных методик тепловых расчетов. Геометрические размеры НЗ для РЭА с шасси определяются следующим образом:
Ширина ≈L1; длина ≈L2; высота h3=Кзон H; L1, L2, H – ширина, длина, высота РЭА. Кзон=∑Vэл/Vрэа – коэффициент заполнения объема РЭА элементами.
Геометрические размеры нагреваемой зоны одной платы РЭА кассетной конструкции:
≈ ; ≈ ; h3=kзон b+bп; b – шаг расположения плат; bп – толщина платы.
После определения геометрических параметров НЗ и кожуха рассчитывают температурное поле РЭА.
Расчет проводится в три этапа:
Первый этап: определение тепловых характеристик кожуха и НЗ.
Для РЭА с одной зоной
Для i-ой НЗ в РЭА имеющей m – зон
Где θк- средняя температура кожуха; K; θс - температура среды; θз – средняя температура НЗ; rкс – тепловое сопротивление кожух – среда, к/Вт; rзк – тепловое сопротивление зона-кожух; - рассеиваемая РЭА мощность (тепловой поток), Вт ; = мощности тепловых потерь I и j-й НЗ, Вт.
Второй этап: Определение тепловых характеристик поверхностей узлов и элементов РЭА:
;
Где - температура поверхности i-ого узла или элемента; [k].
- температура среды, окружающей i-ый узел или элемент.
|
|
- тепловое сопротивление, характеризующее теплообмен от поверхности i-го элемента, узла к окружающей среде.
- рассеиваемая мощность i-го узла, элемента РЭА, [Вт].
Третий этап. Определение тепловых характеристик отдельных областей внутри узлов или элементов (p-n перехода в транзисторе).
Тепловая характеристика p-n перехода транзистора определяется выражением:
где θп – температура перехода; θi3 - температура поверхности корпуса;
rпsi – внутреннее тепловое сопротивление переход – корпус i-го транзистора.
В случае вынужденной конвекции газообразной или жидкой средой уравнение теплового баланса принимает вид:
где - тепловой поток, который воспринимается охлаждающей средой;
С- удельная теплоемкость среды;
Gm – массовый расход среды;
θс вых; θс вх – температура среды на выходе и входе в РЭА.
Из уравнения для определяют расход среды.
Вынужденная конвекция теплообмена в конструкциях РЭА может реализовываться с применением газообразных теплоносителей, жидкообразных теплоносителей, а также с использованием различных сопровождающихся поглощением тепла физических эффектов: абатическое расширение или дросселирование газов (разница давлений перед расширителем и за ним), кипение жидкостей (испарение), термохимическое разложение или плавление твердого тела (выделяемый газ отводит тепло).
Решение теплофизических задач по обеспечению теплового режима РЭА и выбору ее способа охлаждения сводится к определению температуры и перегрева нагретой зоны и сравнения их значения с предельно допустимой температурой для проектируемой РЭА, с соблюдением следующих условий:
для РЭА с шасси υ3< υ3 доп или υв< υв доп; υв- воздух внутри корпуса
для РЭА кассетной конструкции υо3< υо3 доп; υов< υов доп
υо3 – температура поверхностей центральных плат;
υов – температура воздуха между центральными платами.
Предельно допустимые значения θ3 и υ3 (перегревов и температур) определяются на основании анализа элементов данной РЭА, выделение наименьшего значения предельно допустимой температуры i-го элемента из общего количества элементов m, которое принимается в качестве предельно допустимого для РЭА в целом.
Удельные тепловые параметры
Анализ результатов расчетов и экспериментов разнообразных вариантов РЭА с различными геометрическими и теплофизическими данными, показала что введение в число тепловых параметров удельных величин позволяет связать их с перегревами с учетом способа их охлаждения.
Такими удельными величинами для РЭА с шасси являются:
- удельный тепловой поток с единицы поверхности эквивалентной нагреваемой зоны q3= ;
- удельный объемный расход охлаждающего воздуха (на 1 кВт рассеиваемый в РЭА мощности) qυ= ; Gυ – объемный расход охлаждающего воздуха при принудительной вентиляции.
Для оценки перегревов ν3 в этом случае пользуются вероятностными значениями перегревов, т.е. M[ν]=f(q3), M[ν] - математическое ожидание перегрева
Большинство значений перегревов ν располагается в зоне M[ν]±σ[γ].
Значения σ[γ] для любого способа охлаждения определяется из выражений:
EK: σ[ν3]=0,055(q3)0,75 ; σ[νв]=0,65(q3)0,35
EB: σ[ν3]= 0,05(q3)0,7; σ[νв]=0,14(q3)0,55
ПB: σ[ν3]= (50+0,085q3) -0,66; σ[νв]=(16+0,05q3) -0,66
Для РЭА кассетной конструкции используют следующие удельные параметры:
-удельный тепловой поток с единицы поверхности НЗ
qзп= п/S3п
-удельный объемный расход охлажденного воздуха
qυ=Gυ103/
-удельный объем, приходящийся на одну плату
Vп=V/m
Зависимость перегрева, как и в предыдущем случае () определяется с использованием вероятностных значений М[ν] и G[ν].