Смазку применяют для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей и защиты от коррозии.
Смазка зубчатой передачи при окружных скоростях в зацеплении до 12,5 м/с осуществляется окунанием колеса в масляную ванну. Такой способ смазки иначе называют картерным. При более высоких скоростях центробежная сила сбрасывает масло с зубьев и не обеспечивает достаточную смазку зацепления. Минимальная рекомендуемая глубина погружения колеса в масляную ванну h min = 2 m, но не менее 10 мм. Максимальная глубина погружения не должна превышать половины радиуса зубчатого колеса.
Таблица 3
Выбор кинематической вязкости масла
Контактные напряжения σ H, МПа | Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при окружной скорости в зацеплении, м/с | ||
до 2 | Св. 2 до 5 | Св. 5 | |
До 600 Св.600 до 1000 Св.1000 |
Требуемая вязкость масла при 40°C определяется по табл. 3 в зависимости от расчетных контактных напряжений σ H и окружной скорости в зацеплении. По этой вязкости подбирается сорт масла (табл. 4). Наиболее широкое применение в машинах находят минеральные индустриальные масла.
|
|
Таблица 4
Выбор сорта масла
Сорт масла | Кинематическая вязкость, мм2/с |
И-Л-А-22 И-Г-А-32 И-Г-А-46 И-Г-А-68 | 19…27 28…37 38…55 56…75 |
Их обозначение состоит из 4 знаков. Первый знак И означает масло индустриальное, второй знак определяет назначение масла (Л – для легко нагруженных узлов, Г – для гидравлических систем, Т – для тяжело нагруженных узлов), третий знак характеризует эксплуатационные свойства масла (А – масло без присадок, В – с антиокислительными и антикоррозионными присадками, С – дополнительно с противоизносными присадками), четвертый знак определяет класс кинематической вязкости.
Для смазки подшипников качения в цилиндрических редукторах применяют как жидкие, так и пластичные смазочные материалы. Жидкие масла используют при картерной смазке зубчатой передачи в случае, если окружная скорость в зацеплении V ≥ 1 м/с. При этом происходит разбрызгивание масла и внутри картера образуется масляный туман, обеспечивающий смазку подшипников качения. При меньших окружных скоростях для смазки подшипников используют пластичные смазки, такие как ЦИАТИМ-201 или Литол-24. В этом случае со стороны зубчатой передачи подшипник закрывают мазеудерживающим кольцом. Пластичная смазка должна занимать 0,5…0,67 свободного объема между мазеудерживающим кольцом и крышкой подшипникового узла.