Смазка зубчатой передачи и подшипников

Смазку применяют для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей и защиты от коррозии.

Смазка зубчатой передачи при окружных скоростях в зацеплении до 12,5 м/с осуществляется окунанием колеса в масляную ванну. Такой способ смазки иначе называют картерным. При более высоких скоростях центробежная сила сбрасывает масло с зубьев и не обеспечивает достаточную смазку зацепления. Минимальная рекомендуемая глубина погружения колеса в масляную ванну h min = 2 m, но не менее 10 мм. Максимальная глубина погружения не должна превышать половины радиуса зубчатого колеса.

Таблица 3

Выбор кинематической вязкости масла

Контактные напряжения σ H, МПа Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при окружной скорости в зацеплении, м/с
до 2 Св. 2 до 5 Св. 5
До 600 Св.600 до 1000 Св.1000      

Требуемая вязкость масла при 40°C определяется по табл. 3 в зависимости от расчетных контактных напряжений σ H и окружной скорости в зацеплении. По этой вязкости подбирается сорт масла (табл. 4). Наиболее широкое применение в машинах находят минеральные индустриальные масла.

Таблица 4

Выбор сорта масла

Сорт масла Кинематическая вязкость, мм2
И-Л-А-22 И-Г-А-32 И-Г-А-46 И-Г-А-68 19…27 28…37 38…55 56…75

Их обозначение состоит из 4 знаков. Первый знак И означает масло индустриальное, второй знак определяет назначение масла (Л – для легко нагруженных узлов, Г – для гидравлических систем, Т – для тяжело нагруженных узлов), третий знак характеризует эксплуатационные свойства масла (А – масло без присадок, В – с антиокислительными и антикоррозионными присадками, С – дополнительно с противоизносными присадками), четвертый знак определяет класс кинематической вязкости.

Для смазки подшипников качения в цилиндрических редукторах применяют как жидкие, так и пластичные смазочные материалы. Жидкие масла используют при картерной смазке зубчатой передачи в случае, если окружная скорость в зацеплении V ≥ 1 м/с. При этом происходит разбрызгивание масла и внутри картера образуется масляный туман, обеспечивающий смазку подшипников качения. При меньших окружных скоростях для смазки подшипников используют пластичные смазки, такие как ЦИАТИМ-201 или Литол-24. В этом случае со стороны зубчатой передачи подшипник закрывают мазеудерживающим кольцом. Пластичная смазка должна занимать 0,5…0,67 свободного объема между мазеудерживающим кольцом и крышкой подшипникового узла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: