Национально-региональный компонент основного и Среднего образования

Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» выделили и закрепили основные компоненты учебных программ. Федеральный компонент образованияобеспечивает единство образовательного пространства в стране. Он включает учебные предметы общенационального и общекультурного значения.

Национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации призван отразить национально-регио­нальный компонент учебных программ. Согласно положениям Закона учащиеся и студенты образовательных учреждений должны изучать историю, культуру, традиции своего региона.

Национально-региональный компонент в содержании образования призван способствовать:

– формированию личности достойного гражданина, знатока, поль­зователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края;

– социализации молодого поколения по месту рождения и про­жи­вания;

– становлению самосознания, формированию духовных и нравственных основ личности;

– развитию устойчивого понимания социокультурного вклада Сибири и Приенисейского края в историю Российской циви­лизации;

– углублению навыков научно-исследовательской деятельности по изучению прошлого своего края, современных проблем, офор­млению результатов собственных изысканий.

Наиболее важной частью, ядром регионального компонента, является краеведение.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это совокупность географических, исторических, естественнонаучных знаний об отдельных местностях страны.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного и природного района, населенных пунктов силами местного населения.

КРАЕВЕДЕНИЕ — это комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю, культуру своего родного края. Комплексное краеведение изучает эти вопросы во взаимосвязи разделов: историческое, географическое, этнографическое, топонимическое краеведение, краеведение, связанное с задачами охраны природы, памятников культуры.

Поскольку Сибирь является громадным суперрегионом, составляющим более половины территории России, и характеризуется целостным образованием, обладающим общими чертами в истории, географии, экономике, укладе жизни ее населения, то введение предмета «Сибирское краеведение» вполне обоснованно. Особо зримо данное общесибирское единство проявлялось в XVIII – начале XX вв. Но Приенисейский край и сибирский регион в целом — это продукт взаимодействия различных цивилизаций во времени и в пространстве. Для нашего региона характерно наличие множества национальностей, религий, культур. Поэтому так важны для нас открытость, способность к диалогу культур, веротерпимость.

Изучаемый учебный материал общесибирского характера неизбежно конкретизируется и углубляется материалом о Восточной Сибири, куда входит и наш Красноярский край. Наглядно и интересно познается прошлое на основе изучения истории губернии, уезда, волости, своего селения или города. Но прошлое — это и история своего рода, своих предков в истории страны, в истории сибирского края.

Изучение своего края идет различными способами. Особо значима исследовательская работа ученых-историков. Их труды раскрывают наиболее сложные, глубинные вопросы политических, социальных, экономических процессов в истории края во взаимосвязи с общероссийской историей. Работы историков-краеведов пишутся на строго документальной основе источников государственных архивов. Сейчас становится все более очевидным, что из всех гуманитарных дисциплин только краеведение совмещает в себе все направления исследований, от географии и ботаники до религиоведения и литературы. Только в комплексе возможно истинное «ведение» своего края.

Для изучения малой родины не менее, чем научные исследования, важна увлеченная работа сотен тысяч краеведов-любителей. Они записывают местные песни, сказания, сказки, воспоминания старожилов, ветеранов войн и труда, слова и выражения старинного говора. Краеведы собирают фотографии и открытки, марки и старин­ные книги, коллекционируют картины местных художников, пишут дневники и летописи. Так само общество пытается отразить и увековечить себя, обращаясь к прошлому и настоящему. Не затухает поисково-краеведческая работа, связанная с событиями гражданской и Великой Отечественной войн. Сотни школьных и студенческих поисковых групп работают над восстановлением имен воинов, без вести пропавших на полях сражений, переза­хоронением их останков.

Введение учебного предмета «Краеведение» в образовательные программы будет способствовать соединению научного и любительского краеведения в единое целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: