Приготовьте сообщение о материальной культуре славян. 3. Расскажите о ритуальных обрядах славян.
Литература
1. Острогорский М. Учебник русской истории. М.: Капитал и
культура, 1995.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т 1
Гл.З.
3. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные яв
ления. Горький, 1973.
4. Токарев С.А. Теоретические и историографические статьи по
этнографии и религиям народов мира / Отв. ред. С.Я. Козлов,
П.И. Пучков. М.: РАН, 1999.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. Гл. 3.
Лекция 6
НАРОДЫ СИБИРИ
ПЛАН
1. Формирование субэтноса «сибиряки».
2. Классификации народов Сибири.
3. Коренные народы юга Красноярского края — хакасы.
4. Коренные народы Красноярского края — чулымцы.
5. Малочисленные народы Красноярского края — кеты.
1. Формирование субэтноса «сибиряки»
Несмотря на то, что интерес к этнической культуре русских в Сибири не ослабевает на протяжении нескольких веков, эта тема остается одной из слабо изученных, но, безусловно, познавательной для специалистов социокультурной сферы. Антропологически русские, населяющие Сибирь, относятся к европеоидной расе; вместе с тем существует масса типов и вариантов, образовавшихся в результате длительных миграций, ассимиляции и т.д. Антропологи считают возможным выделение областного типа русского народа в Сибири в особый субэтнос — сибиряки*0.
Под Приенисейским краем современные географы понимают почти целиком территорию Средней Сибири — бассейн Енисея и некоторые соседние районы бассейна Оби. Данная область составляла ядро Енисейской губернии, а позднее, с небольшими изменениями, и Красноярского
края.
Северная часть Средней Сибири еще в первой половине XVII в. была довольно быстро и без заметной борьбы включена в состав Русского государства. Территория Хакасско-Минусинской котловины, т. е. южная часть, присоединена в начале XVIII в. в результате длительной и ожесточенной борьбы с енисейскими кыргызами и джунгарами. Администра-
50 Русские старожилы Сибири: Историко-антропологические очерки. М.: Наука, 1973. С. 173.
Народы Сибири
тивно большая часть ее вошла в состав Красноярского, а меньшая — Кузнецкого уезда.
Территория региона к началу рассматриваемого период была достаточно редко заселена коренными жителями в таежной зоне и более плотно — в зоне лесостепи и степи. Здесь проживали народы различного происхождения, этническая консолидация которых в большинстве случаев еще не завершилась. Наиболее многочисленными были тюрки: кыргызы, качинцы, шорцы, чулымские тюрки (мелецкие татары); тун-гусоязычные кеты и самоеды в совокупности уступали тюркам по численности. Большая часть коренного населения региона в XVII-XIX вв. вошла в состав Русского государства и жила рядом с пришельцами, в основном представителями русской части восточного славянства.
Со второй половины XVIII в. происходит заселение районов вверх по Енисею, пригодных для земледелия: левобережья Енисея до границы сухих степей и более увлажненного правобережья вплоть до хребта Западного Саяна на юге. В течение XIX в. произошло заселение части левобережья Енисея, в основном вдоль Западного Саяна. Заселение шло главным образом с севера. Заселение с запада, т. е. со стороны Кузнецка, было более слабым, и вдоль Кузнецкого Алатау плотность русского населения оставалась незначительной. С началом второго периода освоения Приенисей-ского края зона контактов славян с тюркоязычным населением и, особенно, кетами и южными самодийцами (кама-синцами и ц,р.) значительно расширилась.
В XVII-XIX вв., в силу тесного соседства славян с коренным населением, происходили достаточно интенсивные процессы этнического смешения. Наиболее масштабные — в местах широкого крестьянского расселения (территория бассейна Средней Ангары, Красноярской и Канской лесостепей, Среднего Чулыма) и в меньшей степени правобережной части Хакасско-Минусинской котловины.
Среднеангарский район ко времени расселения славян был населен тунгусами, ведшими в основном охотничье-про-мысловую деятельность. В силу близости проживания и интенсивности культурного воздействия местные тунгусы пе-
![]() |
Лекция 6
ренимали новые методы ведения хозяйства, в том числе земледельческого, крестились и вступали в брачные отношения со славянами. К концу XIX в. эти районы считались уже местами русского крестьянского расселения: «Лишь воспоминанием о прежних тунгусских жителях по Чуне и Бирюсе служит тип ихних обитателей, несколько напоминающий
тунгусов»51.
В Красноярском лесостепном районе в XVIII в. проживало достаточно многочисленное по сибирским масштабам коренное население, представленное кетоязычными арин-цами и тюркоязычными качинцами, уже значительно смешанными между собой. Последние упоминая о них здесь относятся к середине XIX в. По переписи 1897 г. качинцы и аринцы в округе Красноярска не упоминаются вовсе. Известно, что в начале XVIII в. значительная их часть из-под Красноярска переселилась в степи Хакасско-Минусинской котловины, опустевшие после увода отсюда джунгарами енисейских кыргызов. Оставшиеся качинцы и аринцы, и до прихода славян знавшие начатки земледелия, к середине XIX в. почти целиком перешли к землепашеству и жили в тесном соседстве с крестьянами-славянами, постепенно сливаясь с последними. Часть современных русских старожилов, проживающих в ряде старинных сел под Красноярском (Емельянове, Маганское, Шало, Шивера, Юксеево и др.), являются прямыми потомками качинцев и аринцев.
Ушедшие же на юг региона качинцы и аринцы стали крупной составной частью нового, начавшего формироваться тогда этноса, принявшего в начале XX в. название «хакасы»52. На этой территории имели место процессы вливания пришлого славянского или смешанного населения в состав коренного, хотя и не столь заметные, как на севере региона (так, например, родоначальником многочисленной хакасской фамилии Орешковых был кузнецкий воевода Б. Сеня-вин)53; в состав коренных жителей попало немало славян
51 Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен
Сибири. Ч. 1. Вып. 2. СПб., 1906. С. 6.
52 Левашева В.П. Из прошлого Хакасии. Абакан, 1945. С. 34.
53 Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов Абакан, 1998. С. 3.
Народа Сибири
из числа ссыльных, беглых людей и дезертиров из армии, не желавших афишировать свое происхождение и предпочитавших числиться самим и своим детям в списках коренного населения (так, не менее многочисленная фамилия Кызласовых включила в свой состав польских ссыльных, попавших в Сибирь в 60-е гг. XIX в. после подавления восстания в Польше)54.
Территория Среднего Чулыма к приходу сюда в первой половине XVII в. славян была заселена коренными жителями (чулымскими тюрками) сравнительно редко. Славянское население по Б. и М. Кемчугам и Чулыму к первой половине XVIII в. стало уже достаточно многочисленным. Это связано с тем, что здесь в 30-е гг. XVIII в. прошел Московский тракт, и притрактовая полоса интенсивно заселялась. Проживавшие здесь качинцы, кызыльцы и чулымцы-тюрки привлекались к продовольственному обеспечению и обслуживанию движения по тракту, в силу чего они вступали в интенсивные контакты с переселенцами. В результате близкого соседства процессы этнического сближения были весьма заметными. Так, С.П. Крашенинников, побывавший здесь в 1734 г., отмечал: «Татары, которые живут в Кемчиковых юртах, несравненно лучшее житие имеют. Они так же, как и русские, хлеб сеют, и мелют, и пекут, и юрты их... никто не назовет татарскою, но русскою деревнею. Бабы их платье русское носят. По руски также всех татар, по Чулыму живущих, говорят путче»55.
Уже к концу XVIII в. не имеется сведений о проживании притрактовой полосе коренных жителей, все, вероятно,)шли в состав русского населения. Об этом можно говорить достаточной степенью определенности, учитывая также гсутствие сведений о каких-либо заметных переселениях гсюда местного населения.
В других районах Средней Сибири также проходили провесы вливания коренного населения в состав русского, но
54 Бутанаев В.Я Этническая культура хакасов. Абакан, 1998. С. 45.
55 Крашенинников С.П. В Сибири. Неопубликованные материалы.
М.-Л., 1966. С. 56.
Лекция 6
Народы Сибири
по ряду причин в течение XVII-XIX вв. они были не столь интенсивны. Так, енисейские остяки, родственные аринцам, проживавшие к северу от Красноярского лесостепного района, хотя и были немногочисленны, но значительно дольше сохраняли этническую самобытность и заметные процессы ассимиляции у них фиксировались лишь в конце XIX в.
Незначительными были процессы ассимиляции и у тунгусов, проживавших по рекам Подкаменная и Нижняя Тунгуски, а также у селькупов, северных самодийцев в низовьях Енисея и северных якутов на Таймыре. Объяснялось это рядом факторов, в частности, невысокой численностью здесь постоянного русского населения из-за отсутствия или слабого развития земледелия в силу суровых климатических условий. Как следствие» возможности для широких контактов с коренными жителями отсутствовали, а в сфере экономики русские люди, также занимавшиеся в основном ведением промыслового хозяйства, не могли оказать решающего культурного воздействия на коренное население.
Вероятно, в силу данных обстоятельств, здесь даже происходили обратные процессы, а именно: вливание русских людей в состав коренного населения. Так, в течение указанного периода одной из составляющих частей будущего долганского этноса на Таймыре стала довольно крупная группа русских старожилов — так называемые «затундренные крестьяне»56.
В целом в течение XVII-XIX вв. близкое соседство на территории Приенисейского края широко расселившихся в результате аграрного освоения региона славян и коренных жителей привело к заметным процессам взаимной ассимиляции. Как и повсюду в Сибири, численность русского населения здесь сравнялась с числом аборигенов уже к концу XVII — началу XVIII в., а к концу XIX в. последних здесь уже проживало в несколько раз меньше, чем пришельцев.
Широкое освоение региона русскими оказало заметное воздействие на процессы этнического развития и судьбы
56 Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический Сборник. Вып. V. М., 1963. С. 93.
проживавшего здесь коренного населения. Именно массовое расселение русских крестьян и влияние земледельческой культурной традиции стали решающим фактором в имевших место процессах ассимиляции коренного населения, в полном исчезновении к концу XIX в. некоторых его территориальных групп (ангарских тунгусов, красноярских ка-чинцев и аринцев, чулымских тюрок в притрактовой полосе, канских татар, почти всего населения восточной части Минусинской котловины).
Русские старожилы ряда территорий региона к концу XIX в. представляли собой смешанное население, что подтверждается и результатами антропологических исследований, проведенных уже в XX в. в некоторых из этих районов.
В исследованиях процессов этнической идентичности набор основных черт соответствует этнодифференцирую-щим признакам57. К первостепенным этнодифференциру-ющим признакам относятся язык, речь. К XIX в. сложился значительно отличающийся сибирский говор (более 3000 слов), употреблялись слова, выражения, афоризмы, взаимно понятные собеседникам. Расхождение в говоре было подчас очень велико58. Множественные отличия этнографы находят также в одежде, во внешнем облике, привычках поведения и др. Этнодифференцирующие признаки уверенно разглядел в 1860-х гг. в минусинских старожилах этнограф Н.С. Щукин, когда писал об отличиях сибиряка от русского59.
Русские старожилы Красноярского лесостепного района,
Средней Ангары, Среднего Чулыма и Канской лесостепи,
[хотя и осознававшие свое смешанное происхождение, тем
к менее считали себя частью восточного славянства, что и
подтвердили своими ответами на соответствующие вопро-
1сы счетчиков Первой общероссийской переписи населения
57 Стефаненко Т.Г Этнопсихология. М., 1999. С. 158. 58 Кривошапкчн М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865.Т. 2.(Приложение IV, -Словарь сибирского говора-.) • 59 Щукин Н.С. Народные увеселения в Иркутской губернии // Запи- ри ИГРО. Т. 2. 1869. С. 384. |
Н897 г.
Лекция 6
Народы Сибири
По мнению исследователей-этнографов, региональное самосознание сибиряков сформировалось к 60-м гг. XVIII в.60. Этническое самосознание — один из наиболее надежных показателей этноса, поскольку оно заключается, в первую очередь, в национальной идентификация, т. е. в осознании своей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как целого.
Элементы самосознания приенисейских крестьян, отношения в границах сибирской общины в значительной степени были обусловлены представлениями старожилов о специфике коллективных форм социальной жизни. Община представала в сознании крестьян важнейшим инструментом коллективной защиты «своего» социума и коллективных интересов: «Здесь власти оставались с крестьянами один на один, обращаясь к ним... через крестьянскую общину...»61. Процесс выработки адекватных механизмов защиты старожильческого социума предопределил в качестве ведущей форму «показного» подчинения общины государству. Перед посторонними людьми жизнь членов общины старательно маскировалась или скрывалась. Адаптированное самосознание требовало от человека постоянной хитрости, обмана «чужих» по принципу «Правдой век не проживешь»62. Современники достаточно верно объясняли психологические установки скрытности приенисейских старожилов; «Крестьяне объявляют посев только вполовину или немного более, а остальное скрывают из опасения или по привычке»63.
В таком случае неизбежно возникает вполне логичное предположение, что традиции закрытой внутрихозяйственной жизни адекватно требовали ведения «двойной бухгал-
60 Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов При-
енисейского края 60-х гг. XVIII — 90-х гг. XIX вв.: опыт реконструкции:
Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 75.
61 Шелепов ГН. Общность происхождения - признак этнической
общности // Советская этнография. 1967. Ns 2. С. 13.
62 Там же. С. 20.
"Тамже.С. 21.
терии». Действительно, информаторы второй половины XIX в. подтверждали, что «у старожилов имеется обыкновенно две книги (приходно-расходные книги волостных и сельских обществ.): официальная... и неофициальная...»64. От государства часто скрывались поступления от питейных заведений, плата переселенцев за приемные договоры, за освобождение от общественных служб, за аренду общинной собственности и пр. К распространенным способам защиты относились «подарки» и «угощения» по случаю приезда начальства за счет скрываемых доходов, откровенный саботаж требований чиновников.
На основании источников конца XVII в. можно определить, что впервые начинает соотноситься с прежним этническим именем «русские» новое имя «сибиряки», В «Послании митрополита Игнатия в Красноярск 1697 г.» крайне важна вставка-цитата из подлинных слов красноярцев периода «ша-тости» 1695-1700 гг.: «Есть ли де... обидят в Сибири худо де, худо сибиряки так буде воеводу другого и третьего до смерти убили...»65. Это одно из первых зафиксированных документально в Приенисейском крае свидетельств новой идентичности русских людей, проживавших в Красноярске. Поэтому крайне важное соседство двух понятий, «Сибирь» и «сибиряки», относительно принадлежности субъектов исторического события к определенной территории позволяет рассматривать применение самоназвания как вполне осознанное и стереотипное.
Императрица Екатерина II в последней четверти XVIII в. постоянно соотносила в своих трудах слово «сибиряк» с определенными качественными характеристиками66.
В первой половине XIX в. в письмах ссыльных декабристов применялся идентифицирующий и собирательный термин «сибиряки», прежде всего как признак социальной кор-
|.;
1 Материалы по исследованию земледелия и хозяйственного быта... Т. IV. Вып. 5-6. С. 183.
65 -Послание митрополита Игнатия...- // Археография и источнико
ведение Сибири. Новосибирск, 1975. С. 175.
66 XVIII в. М„ 1809. Кн. IV. С. 440.
Лекция 6
Народы Сибири
поративности в границах мира «старожилов». На основании указанных источников данного периода сложно судить о наличии психологической оппозиции в сознании красноярцев по отношению к Европейской России, но наличие территориального этнодифференцирующего признака в «картине мира» уже существует.
Во второй половине XIX в. современники подчеркивали, что «здесь природному, сибирско-русскому старожилу противостоит, как говорят в Сибири, российский человек», «Сибиряк не задумывается и не подозревает своего кровного родства с коренным русским человеком...», — отмечал Н.М. Ядринцев. В качестве «российского человека» сибирский крестьянин выделял прежде всего «великоросского» ссыльного поселенца или переселенца. «Говоря: вы российский...этим он... хочет обозначить противоположность себе как сибиряку»67. Автор данных оценок видит наличие психологической оппозиции «свои — чужие» и делает замечание: «Путешественника сибирское население поражает своим безучастием к тому, что делается за Уралом»68.
В сознании приенисейских русских психологическая грань «мы — они» была выражена значительно глубже в местностях, удаленных от губернского центра. Так, в XIX в. специфическую идентификацию имело старожильческое население Туруханского крал, именуя себя «смешицы». Не только Европейскую Россию, но даже Южную Сибирь старожилы-сме-шицы называли Русью. В ответ на приглашение переселиться и Минусинский уезд жители Туруханского края отвечали: «Мало ли чего у вас там, в Руси, не по-нашему лучше. Нет, душе неохота, сердцу неугода». Поэтому процесс принятия новоприбывшего в среду старожилов села Туруханское мог затянуться на многие десятилетия69.
В качестве предмета исследования крайне интересна проблема генезиса и эволюции самосознания и этносоциальной идентификации населения Сибири как локальной группы
русского этноса. В процессе адаптации русским в Сибири требовалось постоянно корректировать представления «о характерных чертах своей общности, традициях, территории проживания, установках социальных связей»70. Самосознание и идентификация населения в Сибири развивалось под влиянием исторических, социальных и географических факторов. Мотивированные, ценностно упорядоченные установки специфического поведения, влиявшие на образ жизни и культуру населения явились результатом этносоциальной и этнокультурной адаптации во взаимодействии с факторами среды.
Современное состояние вопроса о возможности формирования субэтноса «сибиряки» нашло отражение в материалах этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН, фольклорных экспедиций Омского государственного педагогического университета, проведенных в 1980-1990-х гг, XX в. Обследованием были охвачены различные типы сельских поселений в разнообразных природно-климатических условиях, с различным этническим составом и процентном соотношении русского населения (от 40 до 93%) в Сибири. В ходе работ методом интервьюирования было заполнено более 2000 опросных листов. Респондентами являлись лица русской национальности, принадлежавшие к различным социально-профессиональным и поло-возрастным группам. К моменту исследования, присущее ранее этническому самосознанию деление на локальные, социальные, конфессиональные и другие группы было практически утрачено. Подавляющее большинство опрошенных прежде всего называли себя русскими. При уточняющих вопросах 15% респондентов в 1980-х и 19% — в 1990-х гг. назвали себя сибиряками. Несмотря на незначительный промежуток времени, прошедший между первым и вторым опросами, в самосознании русских произошли заметные изменения. Следует
67 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1892. С. ЮЗ.
68 Там же. -С.105.
69 Щапов АЛ. Соч.: В 3 т. СПб., 1906-1908. С. 108.
70 Кушнир (Кнышев) П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951. С. 70.
4 Этнографии
Лекция 6
Народы Сибири
отметить возрастающий интерес к истории и культуре своего народа, своей семьи71.
Таким образом, действительно, в Сибири сложился тип сибирянина, отличный даже по ряду антропологических признаков от славян европейской части страны: высокий рост, широкие скулы и т.д.72 Но окончательного сложения сиби-ро-русской народности, сибиряков в Сибири не произошло в силу ряда причин, главной из которых является постоянный приток новых переселенцев, особенно интенсивный с начала XX в.
2. Классификации народов Сибири
Сибирь — обширная географическая область от Урала до Тихого океана, в пределах которой с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общности и хозяйственно-культурные типы коренного населения. Историко-этнографическое изучение Сибири имеет большое научное значение для установления региональных этнокультурных особенностей населяющих ее народов, в историческом и современном этнографическом аспекте.
Этногенез и этническая история. Коренные народы Сибири исторически взаимодействовали друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными и обогащенными на более высоком уровне вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского централизованного государства, а так же начавшегося с XVII в. формирования местных, сибирских, очагов пришлого русского населения. До 1917 г. Сибирь по преобладающей массе населения и по важнейшим экономи-
71 Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: Традиции и современ
ность // Культурологические исследования а Сибири. Вып. 2. Омск, 1999.
С. 14.
72 Кошелев Й.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX-XX вв.). Томск,
С. 106.
ческим связям была настоящей «русской стороной»'— органической составной частью аграрно-индустриальной России. Коренное нерусское население, сохранившее свои этнические территории, родные языки и традиционные культурно-бытовые особенности, было повсеместно вовлечено в тесные хозяйственно-экономические связи с русскими соседями.
Согласно данным на 1989 г., среди старожилов преобладают русские, прочно освоившие не только южную лесную и лесостепную часть Сибири, но и многие удаленные места северной и северо-восточной Сибири и Дальнего Востока.
Коренное население Сибири численно также возрастает, составляя в настоящее время несколько более миллиона человек. В этнолингвистическом отношении это население весьма дробно распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные коренные народы Сибири73: буряты (353000), куты (328000) тувинцы (166000). Средней численности народы — западносибирские татары (до 100000), хакасы (71000), алтайцы (60000).
Другие народы (их насчитывается до 39) по причине малочисленности и сходных особенностей промыслового быта отнесены и группе «малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»74 (общая численность — 288020 человек). Среди них выделяются ненцы (41000), эвенки (35000), чукчи (16000), эвены (19000), нанайцы (12000), манси (12000), коряки (9000)75. Остальные народы севера Сибири совсем небольшие (энцы, чулымцы и пр. — численностью до тысячи человек), но этнографически они представляют значительный интерес76.
Лингвистическая и антропологическая классификация народов Сибири помогает понять многие вопросы их этни-
73 Расселение народов СССР по союзным республикам по перепи
си на 1989 г. // Союз. 1990. № 32. С. 12.
74 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.
М.: Госкомстат России. 2003.
75 Там же.
76 Расселение народов СССР по союзным республикам по перепи
си на 1989 г.//Союз. 1990. №32. С. 12.
Лекция б
Народы Сибири
![]() |
ческой истории. Современные исследования отмечают большое своеобразие языковой ситуации в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, распространение двуязычия (знание наряду с родным языком русского или языка какой-либо соседней народности) и расширение функций русского языка во всех сферах общественной
жизни.
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи (Саяно-Алтай, Прибайкалье, районы Западной и Восточной Сибири)77. Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тунгусскую.
Первая ветвь тюркская, к ней принадлежат: алтае-саян-ские народы — алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, чулымцы, карагасы, или тофалары; западносибирские — тобольские, тарские, барабинские, томские и другие татары; на Крайнем Севере — якуты и долганы. К монгольским по языку народам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные группами в западном и восточном Прибэйкалье.
В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на притоках Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана; эвены, расселенные в северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура — нанайцы (гольды), ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края — орочи и удэ (удэгейцы); Сахалина — ороки.
В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это угорские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедо-язычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру от Таймыра до Белого моря.
77 Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 56.
Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них потомков древнейших обитателей азиатской части России. Вопрос этот очень сложный, так как современным ученым ясно, что нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении. Только три «палеоазиатских» народа — чукчи, коряки и, вероятно, ительмены — составляют генетическое языковое единство, группу чукотско-камчатских языков.
Современная наука располагает некоторыми данными относительно того, что «палеоазиатским» эскимосскому и чукотско-камчатским языкам на крайнем северо-востоке Азии в отдаленные времена предшествовали какие-то иные языки (соответственно, и этнические группировки), которые и могут считаться, по-видимому, древнейшими «палеосибирскими»78.
О том, что в глубинных этногенетических основаниях многих народов Сибири залегают очень древние «аборигенные пласты», свидетельствуют данные антропологии. Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологических типов. Монголоидами, видимо, были и древние обитатели верхнепалеолитических стоянок этого региона (пример: костные останки архаического монголоида на Афонто-вой горе в Красноярске). Монголоидный тип населения Сибири генетически мог зародиться только в Центральной Азии, Археологи полагают, что именно эпоха верхнего палеолита с его высокоразвитой охотничьей культурой была наиболее подходящим историческим временем для широкого заселения Сибири и Дальнего Востока «азиатским» — монголоидного облика — древним человеком79.
У коренных народов к западу от Енисея наблюдается заметное ослабление монголоидных признаков; здесь преобладает уральская раса во многих ее разновидностях, возникшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Разные ва-
78 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 291.
79 Там же.
Лекция 6
Народы Сибири
рианты этой расы представлены среди хантов, манси, селькупов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев
и шорцев.
Историческим следствием процессов, развивавшихся в системе широкого межплеменного обмена продуктами и способами предметно-культурной деятельности, явилось формирование 5 историко-этнографических областей:
1) западно-сибирской (с южным, примерно до широты То
больска и устья Чулыма на Верхней Оби, и северным,
таежным и субарктическим, регионами);
2) алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной
зоны);
3) восточносибирской (с внутренней дифференциацией
промысловых и сельскохозяйственных типов тундры,
тайги и лесостепи);
4) амурской (или амуро-сахалинской);
5) северовосточной (чукотско-камчатской).
Выделенные хозяйственно-культурные типы и региональ
ные историко-этнографические области характеризуют со
бой историко-этнографическое многообразие Сибири по
данным археологии, лингвистики и антропологии80.
Ко времени прихода русских в Сибирь коренные народы не только лесостепной полосы, но также тайги и тундры отнюдь не находились на той стадии социально-исторического развития, которую можно было бы считать глубоко первобытной. Социально-экономические отношения в ведущей сфере производства условий и форм общественной жизни у многих народов Сибири достигли довольно высокой ступени развития уже в XVII-XVHI вв. Этнографические материалы XIX столетия констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя.
Основной социально-производственной единицей социальной структуры у народов Сибири была территориально-соседская общность, внутри которой воспроизводились, передавались от поколения к поколению и накапливались
80 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск, 1997. С. 69.
все необходимые для существования и производственного общения материальные средства и навыки, общественные и идеологические отношения и свойства.
В бытовой сфере народов Сибири, в их генеалогических представлениях и связях долгое время сохранялись живые остатки отношений патриархально-родового строя. К числу таких стойких явлений следует отнести родовую экзогамию, распространенную на довольно широкий круг родственников в нескольких поколениях. Существовали многие традиции, подчеркивавшие святость и нерушимость родового начала. Высшей добродетелью считалась родственная взаимопомощь и солидарность даже в ущерб личным интересам и делам. В центре внимания этой родовой идеологии находилась разросшаяся отцовская семьям ее боковые линии. Этнографы полагают, что в истории народов Сибири отцовско-родовой строй представлял собой самостоятельную, весьма длительную стадию развития первобытнообщинных отношений.
Производственные и бытовые отношения между мужчинами и женщинами в семье и локальной общине строились на основе разделения труда по полу и возрасту. Значительная роль женщины в домашнем хозяйстве была отражена в идеологии многих сибирских народов в форме культа мифологической «хозяйки очага» и связанного с ним обычая «хранения огня» реальной хозяйкой дома.
Хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири. Это прежде всего формы хозяйственного и материально-бытового уклада скотоводов и земледельцев-татар лесостепной полосы Западной Сибири, тюркских народностей (тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев) Алтае-Саян, западных и восточных бурят Прибайкалья, восточносибирских (лен-ско-алданских) якутов. У всех этих народов к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия.
С XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все большее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-быто-
Лекция 6
Народы Сибири
вые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочевнические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами, У алтайцев, бурятов и якутов долгое время бытовали многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту кочевников,
Традиционная одежда81 скотоводческого населения Сибири была сходна с центральноазиатской (например, монгольской) и относилась к типу распашной (меховой и матерчатый халат). Характерной одеждой южноалтайских скотоводов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщины-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди. Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан, по покрою близкий алтайскому, но в отличие от последнего—с рукавами. Русская торговля в Сибири способствовала широкому распространению, особенно в XIX в., русских тканей и матерчатой одежды по русским народным образцам.
Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Севера. Рыболовство в качестве основного занятия преобладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в нижнем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчатке (у ительменов), а также у «пеших» коряков и эвенов Охотского побережья. Применялись различные способы и снасти круглогодичного рыбного промысла. Главная цель этого добывающего хозяйства — массовый улов, различные виды переработки рыбной продукции для текущего потребления и заготовки впрок. Обычно рыбу вялили и сушили, часть ее сохраняли в квашеном виде в ямах. Вытапливали рыбий жир и смешивали его с сушеной рыбой. Рыбьи.кожи специально обрабатывались для изготовления одежды и обуви. Охота имела вспомогательное значение.
С оседлым рыболовческим бытом связаны такие элементы материальной культуры, как коллективные зимние землянки, наземные берестяные чумы и даже свайные «балага-
81 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск. 1997. С. 69. 104
ны» (Камчатка) в качестве жилища, применение ездового (санного) собаководства.
Обские ханты имели ткацкий станок для изготовления ткани из крапивы. В XIX в. рыболовы низовьев Амура стали переходить к теплому наземному жилищу типа фанзы, а обские рыболовы — к бревенчатым юртам, отапливаемым пристенным камином — «чувалом». Все группы сохранили меховую долгополую одежду в качестве зимней и обыденной летней, но вместе с тем стали носить покупную тканевую одежду.
В обширной таежной зоне Сибири на основе древнего охотничьего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников-оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, сроки, не-гидальцы. Промысел этих народов состоял в добывании диких лосей и оленей, мелких копытных и пушных зверей. Рыболовство почти повсеместно являлось вспомогательным занятием. В отличие от оседлых рыболовов охотники-оленеводы тайги вели кочевой образ жизни. Таежное транспортное оленеводство — исключительно вьючно-верховое.
Материальная культура охотничьих народов тайги была полностью приспособлена к постоянным передвижениям. Характерный пример — эвенки. Жилищем у них служил конический чум, покрытый оленьими шкурами или выделанными кожами, замшей (ровдугой), а также сшитой в широкие полосы вываренной в кипятке берестой. При частых перекочевках эти покрышки перевозились во вьюках на домашних оленях. Для передвижения по рекам эвенки пользовались берестяными лодками, настолько легкими, что их без труда мог переносить на спине один человек. Превосходны эвенкийские лыжи: широкие, длинные, но весьма легкие, подклеенные шкурой с ноги лося. Старинная одежда эвенков была приспособлена к частой ходьбе на лыжах и езде верхом на олене. Эта одежда из тонких, но теплых оленьих шкур — распашная, с не сходящимися спереди полами, грудь и живот закрывались меховым нагрудником.
Типичными оленеводами тундры являлись ненцы, олен-ные чукчи и коряки. Оленеводство имело не только транс-