произошли русские

Приготовьте сообщение о материальной культуре славян. 3. Расскажите о ритуальных обрядах славян.

Литература

1. Острогорский М. Учебник русской истории. М.: Капитал и
культура, 1995.

2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т 1

Гл.З.

3. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные яв­
ления. Горький, 1973.

4. Токарев С.А. Теоретические и историографические статьи по
этнографии и религиям народов мира / Отв. ред. С.Я. Козлов,
П.И. Пучков. М.: РАН, 1999.




Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. Гл. 3.


Лекция 6

НАРОДЫ СИБИРИ

ПЛАН

1. Формирование субэтноса «сибиряки».

2. Классификации народов Сибири.

3. Коренные народы юга Красноярского края — хакасы.

4. Коренные народы Красноярского края — чулымцы.

5. Малочисленные народы Красноярского края — кеты.

1. Формирование субэтноса «сибиряки»

Несмотря на то, что интерес к этнической культуре рус­ских в Сибири не ослабевает на протяжении нескольких ве­ков, эта тема остается одной из слабо изученных, но, безу­словно, познавательной для специалистов социокультурной сферы. Антропологически русские, населяющие Сибирь, от­носятся к европеоидной расе; вместе с тем существует масса типов и вариантов, образовавшихся в результате длительных миграций, ассимиляции и т.д. Антропологи считают воз­можным выделение областного типа русского народа в Си­бири в особый субэтнос — сибиряки*0.

Под Приенисейским краем современные географы по­нимают почти целиком территорию Средней Сибири — бас­сейн Енисея и некоторые соседние районы бассейна Оби. Данная область составляла ядро Енисейской губернии, а позднее, с небольшими изменениями, и Красноярского

края.

Северная часть Средней Сибири еще в первой половине XVII в. была довольно быстро и без заметной борьбы вклю­чена в состав Русского государства. Территория Хакасско-Минусинской котловины, т. е. южная часть, присоединена в начале XVIII в. в результате длительной и ожесточенной борь­бы с енисейскими кыргызами и джунгарами. Администра-

50 Русские старожилы Сибири: Историко-антропологические очер­ки. М.: Наука, 1973. С. 173.


Народы Сибири

тивно большая часть ее вошла в состав Красноярского, а меньшая — Кузнецкого уезда.

Территория региона к началу рассматриваемого период была достаточно редко заселена коренными жителями в та­ежной зоне и более плотно — в зоне лесостепи и степи. Здесь проживали народы различного происхождения, этническая консолидация которых в большинстве случаев еще не завер­шилась. Наиболее многочисленными были тюрки: кыргызы, качинцы, шорцы, чулымские тюрки (мелецкие татары); тун-гусоязычные кеты и самоеды в совокупности уступали тюр­кам по численности. Большая часть коренного населения региона в XVII-XIX вв. вошла в состав Русского государства и жила рядом с пришельцами, в основном представителями русской части восточного славянства.

Со второй половины XVIII в. происходит заселение рай­онов вверх по Енисею, пригодных для земледелия: левобе­режья Енисея до границы сухих степей и более увлажнен­ного правобережья вплоть до хребта Западного Саяна на юге. В течение XIX в. произошло заселение части левобере­жья Енисея, в основном вдоль Западного Саяна. Заселение шло главным образом с севера. Заселение с запада, т. е. со стороны Кузнецка, было более слабым, и вдоль Кузнецкого Алатау плотность русского населения оставалась незначи­тельной. С началом второго периода освоения Приенисей-ского края зона контактов славян с тюркоязычным населе­нием и, особенно, кетами и южными самодийцами (кама-синцами и ц,р.) значительно расширилась.

В XVII-XIX вв., в силу тесного соседства славян с корен­ным населением, происходили достаточно интенсивные про­цессы этнического смешения. Наиболее масштабные — в местах широкого крестьянского расселения (территория бас­сейна Средней Ангары, Красноярской и Канской лесостепей, Среднего Чулыма) и в меньшей степени правобережной ча­сти Хакасско-Минусинской котловины.

Среднеангарский район ко времени расселения славян был населен тунгусами, ведшими в основном охотничье-про-мысловую деятельность. В силу близости проживания и ин­тенсивности культурного воздействия местные тунгусы пе-


Лекция 6

ренимали новые методы ведения хозяйства, в том числе зем­ледельческого, крестились и вступали в брачные отношения со славянами. К концу XIX в. эти районы считались уже ме­стами русского крестьянского расселения: «Лишь воспоми­нанием о прежних тунгусских жителях по Чуне и Бирюсе служит тип ихних обитателей, несколько напоминающий

тунгусов»51.

В Красноярском лесостепном районе в XVIII в. прожи­вало достаточно многочисленное по сибирским масштабам коренное население, представленное кетоязычными арин-цами и тюркоязычными качинцами, уже значительно сме­шанными между собой. Последние упоминая о них здесь относятся к середине XIX в. По переписи 1897 г. качинцы и аринцы в округе Красноярска не упоминаются вовсе. Из­вестно, что в начале XVIII в. значительная их часть из-под Красноярска переселилась в степи Хакасско-Минусинской котловины, опустевшие после увода отсюда джунгарами ени­сейских кыргызов. Оставшиеся качинцы и аринцы, и до при­хода славян знавшие начатки земледелия, к середине XIX в. почти целиком перешли к землепашеству и жили в тесном соседстве с крестьянами-славянами, постепенно сливаясь с последними. Часть современных русских старожилов, про­живающих в ряде старинных сел под Красноярском (Еме­льянове, Маганское, Шало, Шивера, Юксеево и др.), явля­ются прямыми потомками качинцев и аринцев.

Ушедшие же на юг региона качинцы и аринцы стали крупной составной частью нового, начавшего формировать­ся тогда этноса, принявшего в начале XX в. название «хака­сы»52. На этой территории имели место процессы вливания пришлого славянского или смешанного населения в состав коренного, хотя и не столь заметные, как на севере региона (так, например, родоначальником многочисленной хакас­ской фамилии Орешковых был кузнецкий воевода Б. Сеня-вин)53; в состав коренных жителей попало немало славян

51 Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен
Сибири. Ч. 1. Вып. 2. СПб., 1906. С. 6.

52 Левашева В.П. Из прошлого Хакасии. Абакан, 1945. С. 34.

53 Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов Абакан, 1998. С. 3.


Народа Сибири

из числа ссыльных, беглых людей и дезертиров из армии, не желавших афишировать свое происхождение и предпо­читавших числиться самим и своим детям в списках ко­ренного населения (так, не менее многочисленная фамилия Кызласовых включила в свой состав польских ссыльных, попавших в Сибирь в 60-е гг. XIX в. после подавления вос­стания в Польше)54.

Территория Среднего Чулыма к приходу сюда в первой половине XVII в. славян была заселена коренными жителя­ми (чулымскими тюрками) сравнительно редко. Славянское население по Б. и М. Кемчугам и Чулыму к первой половине XVIII в. стало уже достаточно многочисленным. Это связано с тем, что здесь в 30-е гг. XVIII в. прошел Московский тракт, и притрактовая полоса интенсивно заселялась. Проживав­шие здесь качинцы, кызыльцы и чулымцы-тюрки привле­кались к продовольственному обеспечению и обслуживанию движения по тракту, в силу чего они вступали в интенсив­ные контакты с переселенцами. В результате близкого со­седства процессы этнического сближения были весьма за­метными. Так, С.П. Крашенинников, побывавший здесь в 1734 г., отмечал: «Татары, которые живут в Кемчиковых юр­тах, несравненно лучшее житие имеют. Они так же, как и русские, хлеб сеют, и мелют, и пекут, и юрты их... никто не назовет татарскою, но русскою деревнею. Бабы их платье рус­ское носят. По руски также всех татар, по Чулыму живущих, говорят путче»55.

Уже к концу XVIII в. не имеется сведений о проживании притрактовой полосе коренных жителей, все, вероятно,)шли в состав русского населения. Об этом можно говорить достаточной степенью определенности, учитывая также гсутствие сведений о каких-либо заметных переселениях гсюда местного населения.

В других районах Средней Сибири также проходили про­весы вливания коренного населения в состав русского, но

54 Бутанаев В.Я Этническая культура хакасов. Абакан, 1998. С. 45.

55 Крашенинников С.П. В Сибири. Неопубликованные материалы.
М.-Л., 1966. С. 56.


Лекция 6


Народы Сибири




по ряду причин в течение XVII-XIX вв. они были не столь интенсивны. Так, енисейские остяки, родственные аринцам, проживавшие к северу от Красноярского лесостепного рай­она, хотя и были немногочисленны, но значительно дольше сохраняли этническую самобытность и заметные процессы ассимиляции у них фиксировались лишь в конце XIX в.

Незначительными были процессы ассимиляции и у тун­гусов, проживавших по рекам Подкаменная и Нижняя Тун­гуски, а также у селькупов, северных самодийцев в низовьях Енисея и северных якутов на Таймыре. Объяснялось это ря­дом факторов, в частности, невысокой численностью здесь постоянного русского населения из-за отсутствия или сла­бого развития земледелия в силу суровых климатических условий. Как следствие» возможности для широких контак­тов с коренными жителями отсутствовали, а в сфере эконо­мики русские люди, также занимавшиеся в основном веде­нием промыслового хозяйства, не могли оказать решающего культурного воздействия на коренное население.

Вероятно, в силу данных обстоятельств, здесь даже про­исходили обратные процессы, а именно: вливание русских людей в состав коренного населения. Так, в течение указан­ного периода одной из составляющих частей будущего дол­ганского этноса на Таймыре стала довольно крупная группа русских старожилов — так называемые «затундренные крес­тьяне»56.

В целом в течение XVII-XIX вв. близкое соседство на тер­ритории Приенисейского края широко расселившихся в ре­зультате аграрного освоения региона славян и коренных жи­телей привело к заметным процессам взаимной ассимиляции. Как и повсюду в Сибири, численность русского населения здесь сравнялась с числом аборигенов уже к концу XVII — началу XVIII в., а к концу XIX в. последних здесь уже про­живало в несколько раз меньше, чем пришельцев.

Широкое освоение региона русскими оказало заметное воздействие на процессы этнического развития и судьбы

56 Долгих Б.О. Происхождение долган // Сибирский этнографический Сборник. Вып. V. М., 1963. С. 93.


проживавшего здесь коренного населения. Именно массовое расселение русских крестьян и влияние земледельческой культурной традиции стали решающим фактором в имев­ших место процессах ассимиляции коренного населения, в полном исчезновении к концу XIX в. некоторых его терри­ториальных групп (ангарских тунгусов, красноярских ка-чинцев и аринцев, чулымских тюрок в притрактовой полосе, канских татар, почти всего населения восточной части Ми­нусинской котловины).

Русские старожилы ряда территорий региона к концу XIX в. представляли собой смешанное население, что под­тверждается и результатами антропологических исследо­ваний, проведенных уже в XX в. в некоторых из этих рай­онов.

В исследованиях процессов этнической идентичности набор основных черт соответствует этнодифференцирую-щим признакам57. К первостепенным этнодифференциру-ющим признакам относятся язык, речь. К XIX в. сложился значительно отличающийся сибирский говор (более 3000 слов), употреблялись слова, выражения, афоризмы, взаимно понятные собеседникам. Расхождение в говоре было подчас очень велико58. Множественные отличия этнографы находят также в одежде, во внешнем облике, привычках поведения и др. Этнодифференцирующие признаки уверенно разглядел в 1860-х гг. в минусинских старожилах этнограф Н.С. Щукин, когда писал об отличиях сибиряка от русского59.

Русские старожилы Красноярского лесостепного района,

Средней Ангары, Среднего Чулыма и Канской лесостепи,

[хотя и осознававшие свое смешанное происхождение, тем

к менее считали себя частью восточного славянства, что и

подтвердили своими ответами на соответствующие вопро-

1сы счетчиков Первой общероссийской переписи населения

57 Стефаненко Т.Г Этнопсихология. М., 1999. С. 158. 58 Кривошапкчн М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865.Т. 2.(Приложение IV, -Словарь сибирского говора-.) • 59 Щукин Н.С. Народные увеселения в Иркутской губернии // Запи- ри ИГРО. Т. 2. 1869. С. 384.
 

Н897 г.


Лекция 6


Народы Сибири



По мнению исследователей-этнографов, региональное самосознание сибиряков сформировалось к 60-м гг. XVIII в.60. Этническое самосознание — один из наиболее надежных по­казателей этноса, поскольку оно заключается, в первую оче­редь, в национальной идентификация, т. е. в осознании сво­ей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общ­ности, о свойствах ее как целого.

Элементы самосознания приенисейских крестьян, от­ношения в границах сибирской общины в значительной сте­пени были обусловлены представлениями старожилов о спе­цифике коллективных форм социальной жизни. Община представала в сознании крестьян важнейшим инструментом коллективной защиты «своего» социума и коллективных ин­тересов: «Здесь власти оставались с крестьянами один на один, обращаясь к ним... через крестьянскую общину...»61. Процесс выработки адекватных механизмов защиты старо­жильческого социума предопределил в качестве ведущей форму «показного» подчинения общины государству. Перед посторонними людьми жизнь членов общины старательно маскировалась или скрывалась. Адаптированное самосоз­нание требовало от человека постоянной хитрости, обмана «чужих» по принципу «Правдой век не проживешь»62. Со­временники достаточно верно объясняли психологические установки скрытности приенисейских старожилов; «Крес­тьяне объявляют посев только вполовину или немного более, а остальное скрывают из опасения или по привычке»63.

В таком случае неизбежно возникает вполне логичное предположение, что традиции закрытой внутрихозяйствен­ной жизни адекватно требовали ведения «двойной бухгал-

60 Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов При-
енисейского края 60-х гг. XVIII — 90-х гг. XIX вв.: опыт реконструкции:
Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 75.

61 Шелепов ГН. Общность происхождения - признак этнической
общности // Советская этнография. 1967. Ns 2. С. 13.

62 Там же. С. 20.
"Тамже.С. 21.


терии». Действительно, информаторы второй половины XIX в. подтверждали, что «у старожилов имеется обыкновенно две книги (приходно-расходные книги волостных и сельских обществ.): официальная... и неофициальная...»64. От госу­дарства часто скрывались поступления от питейных заведе­ний, плата переселенцев за приемные договоры, за освобож­дение от общественных служб, за аренду общинной собствен­ности и пр. К распространенным способам защиты относи­лись «подарки» и «угощения» по случаю приезда начальства за счет скрываемых доходов, откровенный саботаж требо­ваний чиновников.

На основании источников конца XVII в. можно опреде­лить, что впервые начинает соотноситься с прежним этни­ческим именем «русские» новое имя «сибиряки», В «Послании митрополита Игнатия в Красноярск 1697 г.» крайне важна вставка-цитата из подлинных слов красноярцев периода «ша-тости» 1695-1700 гг.: «Есть ли де... обидят в Сибири худо де, худо сибиряки так буде воеводу другого и третьего до смер­ти убили...»65. Это одно из первых зафиксированных доку­ментально в Приенисейском крае свидетельств новой иден­тичности русских людей, проживавших в Красноярске. По­этому крайне важное соседство двух понятий, «Сибирь» и «сибиряки», относительно принадлежности субъектов исто­рического события к определенной территории позволяет рассматривать применение самоназвания как вполне осо­знанное и стереотипное.

Императрица Екатерина II в последней четверти XVIII в. постоянно соотносила в своих трудах слово «сибиряк» с опре­деленными качественными характеристиками66.

В первой половине XIX в. в письмах ссыльных декабри­стов применялся идентифицирующий и собирательный тер­мин «сибиряки», прежде всего как признак социальной кор-

|.;

1 Материалы по исследованию земледелия и хозяйственного быта... Т. IV. Вып. 5-6. С. 183.

65 -Послание митрополита Игнатия...- // Археография и источнико­
ведение Сибири. Новосибирск, 1975. С. 175.

66 XVIII в. М„ 1809. Кн. IV. С. 440.


Лекция 6


Народы Сибири



поративности в границах мира «старожилов». На основании указанных источников данного периода сложно судить о на­личии психологической оппозиции в сознании красноярцев по отношению к Европейской России, но наличие террито­риального этнодифференцирующего признака в «картине мира» уже существует.

Во второй половине XIX в. современники подчеркивали, что «здесь природному, сибирско-русскому старожилу про­тивостоит, как говорят в Сибири, российский человек», «Си­биряк не задумывается и не подозревает своего кровного родства с коренным русским человеком...», — отмечал Н.М. Ядринцев. В качестве «российского человека» сибир­ский крестьянин выделял прежде всего «великоросского» ссыльного поселенца или переселенца. «Говоря: вы россий­ский...этим он... хочет обозначить противоположность себе как сибиряку»67. Автор данных оценок видит наличие пси­хологической оппозиции «свои — чужие» и делает замеча­ние: «Путешественника сибирское население поражает сво­им безучастием к тому, что делается за Уралом»68.

В сознании приенисейских русских психологическая грань «мы — они» была выражена значительно глубже в местно­стях, удаленных от губернского центра. Так, в XIX в. специ­фическую идентификацию имело старожильческое население Туруханского крал, именуя себя «смешицы». Не только Ев­ропейскую Россию, но даже Южную Сибирь старожилы-сме-шицы называли Русью. В ответ на приглашение переселить­ся и Минусинский уезд жители Туруханского края отвечали: «Мало ли чего у вас там, в Руси, не по-нашему лучше. Нет, душе неохота, сердцу неугода». Поэтому процесс принятия новоприбывшего в среду старожилов села Туруханское мог затянуться на многие десятилетия69.

В качестве предмета исследования крайне интересна про­блема генезиса и эволюции самосознания и этносоциальной идентификации населения Сибири как локальной группы


русского этноса. В процессе адаптации русским в Сибири требовалось постоянно корректировать представления «о характерных чертах своей общности, традициях, территории проживания, установках социальных связей»70. Самосозна­ние и идентификация населения в Сибири развивалось под влиянием исторических, социальных и географических фак­торов. Мотивированные, ценностно упорядоченные уста­новки специфического поведения, влиявшие на образ жизни и культуру населения явились результатом этносоциальной и этнокультурной адаптации во взаимодействии с фактора­ми среды.

Современное состояние вопроса о возможности форми­рования субэтноса «сибиряки» нашло отражение в матери­алах этнографических экспедиций Омского государствен­ного университета и Омского филиала Объединенного ин­ститута истории, филологии и философии Сибирского от­деления РАН, фольклорных экспедиций Омского государ­ственного педагогического университета, проведенных в 1980-1990-х гг, XX в. Обследованием были охвачены различ­ные типы сельских поселений в разнообразных природно-климатических условиях, с различным этническим составом и процентном соотношении русского населения (от 40 до 93%) в Сибири. В ходе работ методом интервьюирования было заполнено более 2000 опросных листов. Респондентами яв­лялись лица русской национальности, принадлежавшие к различным социально-профессиональным и поло-возраст­ным группам. К моменту исследования, присущее ранее эт­ническому самосознанию деление на локальные, социальные, конфессиональные и другие группы было практически утра­чено. Подавляющее большинство опрошенных прежде всего называли себя русскими. При уточняющих вопросах 15% респондентов в 1980-х и 19% — в 1990-х гг. назвали себя си­биряками. Несмотря на незначительный промежуток време­ни, прошедший между первым и вторым опросами, в само­сознании русских произошли заметные изменения. Следует



67 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1892. С. ЮЗ.

68 Там же. -С.105.

69 Щапов АЛ. Соч.: В 3 т. СПб., 1906-1908. С. 108.


70 Кушнир (Кнышев) П.И. Этнические территории и этнические гра­ницы. М., 1951. С. 70.




4 Этнографии



Лекция 6


Народы Сибири



отметить возрастающий интерес к истории и культуре сво­его народа, своей семьи71.

Таким образом, действительно, в Сибири сложился тип сибирянина, отличный даже по ряду антропологических при­знаков от славян европейской части страны: высокий рост, широкие скулы и т.д.72 Но окончательного сложения сиби-ро-русской народности, сибиряков в Сибири не произошло в силу ряда причин, главной из которых является постоян­ный приток новых переселенцев, особенно интенсивный с начала XX в.

2. Классификации народов Сибири

Сибирь — обширная географическая область от Урала до Тихого океана, в пределах которой с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общ­ности и хозяйственно-культурные типы коренного населе­ния. Историко-этнографическое изучение Сибири имеет большое научное значение для установления региональных этнокультурных особенностей населяющих ее народов, в историческом и современном этнографическом аспекте.

Этногенез и этническая история. Коренные народы Си­бири исторически взаимодействовали друг с другом и с на­родами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия ока­зались усиленными и обогащенными на более высоком уров­не вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского централизованного государства, а так же начавшегося с XVII в. формирования местных, сибирских, очагов пришлого русского населения. До 1917 г. Сибирь по преобладающей массе населения и по важнейшим экономи-

71 Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: Традиции и современ­
ность // Культурологические исследования а Сибири. Вып. 2. Омск, 1999.

С. 14.

72 Кошелев Й.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX-XX вв.). Томск,

С. 106.


ческим связям была настоящей «русской стороной»'— ор­ганической составной частью аграрно-индустриальной Рос­сии. Коренное нерусское население, сохранившее свои эт­нические территории, родные языки и традиционные куль­турно-бытовые особенности, было повсеместно вовлечено в тесные хозяйственно-экономические связи с русскими со­седями.

Согласно данным на 1989 г., среди старожилов преобла­дают русские, прочно освоившие не только южную лесную и лесостепную часть Сибири, но и многие удаленные места северной и северо-восточной Сибири и Дальнего Востока.

Коренное население Сибири численно также возрастает, составляя в настоящее время несколько более миллиона че­ловек. В этнолингвистическом отношении это население весь­ма дробно распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные корен­ные народы Сибири73: буряты (353000), куты (328000) тувин­цы (166000). Средней численности народы — западносибир­ские татары (до 100000), хакасы (71000), алтайцы (60000).

Другие народы (их насчитывается до 39) по причине ма­лочисленности и сходных особенностей промыслового быта отнесены и группе «малых народов Севера, Сибири и Даль­него Востока»74 (общая численность — 288020 человек). Сре­ди них выделяются ненцы (41000), эвенки (35000), чукчи (16000), эвены (19000), нанайцы (12000), манси (12000), ко­ряки (9000)75. Остальные народы севера Сибири совсем не­большие (энцы, чулымцы и пр. — численностью до тысячи человек), но этнографически они представляют значитель­ный интерес76.

Лингвистическая и антропологическая классификация народов Сибири помогает понять многие вопросы их этни-

73 Расселение народов СССР по союзным республикам по перепи­
си на 1989 г. // Союз. 1990. № 32. С. 12.

74 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.
М.: Госкомстат России. 2003.

75 Там же.

76 Расселение народов СССР по союзным республикам по перепи­
си на 1989 г.//Союз. 1990. №32. С. 12.





Лекция б


Народы Сибири




ческой истории. Современные исследования отмечают боль­шое своеобразие языковой ситуации в среде коренного на­селения Сибири. Ведущей тенденцией является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, распро­странение двуязычия (знание наряду с родным языком рус­ского или языка какой-либо соседней народности) и расши­рение функций русского языка во всех сферах общественной

жизни.

Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родствен­ных языках на первом месте стоят народы алтайской языко­вой семьи (Саяно-Алтай, Прибайкалье, районы Западной и Восточной Сибири)77. Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тун­гусскую.

Первая ветвь тюркская, к ней принадлежат: алтае-саян-ские народы — алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, чулымцы, карагасы, или тофалары; западносибирские — тобольские, тарские, барабинские, томские и другие татары; на Крайнем Севере — якуты и долганы. К монгольским по языку наро­дам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные груп­пами в западном и восточном Прибэйкалье.

В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки (тунгусы), обитающие рассеянными группами на притоках Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана; эвены, расселенные в северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура — нанайцы (гольды), ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края — орочи и удэ (удэгейцы); Сахалина — ороки.

В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это угор­ские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедо-язычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны на Таймыре, ненцы, населяю­щие лесотундру и тундру от Таймыра до Белого моря.

77 Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 56.


Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют «палеоазиатами», предполагая в них по­томков древнейших обитателей азиатской части России. Во­прос этот очень сложный, так как современным ученым ясно, что нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении. Только три «палеоазиатских» народа — чукчи, коряки и, вероятно, ительмены — составляют генетическое языковое единство, группу чукотско-камчатских языков.

Современная наука располагает некоторыми данными относительно того, что «палеоазиатским» эскимосскому и чукотско-камчатским языкам на крайнем северо-востоке Азии в отдаленные времена предшествовали какие-то иные языки (соответственно, и этнические группировки), которые и могут считаться, по-видимому, древнейшими «палеоси­бирскими»78.

О том, что в глубинных этногенетических основаниях многих народов Сибири залегают очень древние «абориген­ные пласты», свидетельствуют данные антропологии. Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологи­ческих типов. Монголоидами, видимо, были и древние оби­татели верхнепалеолитических стоянок этого региона (при­мер: костные останки архаического монголоида на Афонто-вой горе в Красноярске). Монголоидный тип населения Си­бири генетически мог зародиться только в Центральной Азии, Археологи полагают, что именно эпоха верхнего палеолита с его высокоразвитой охотничьей культурой была наиболее подходящим историческим временем для широкого заселе­ния Сибири и Дальнего Востока «азиатским» — монголоид­ного облика — древним человеком79.

У коренных народов к западу от Енисея наблюдается за­метное ослабление монголоидных признаков; здесь преоб­ладает уральская раса во многих ее разновидностях, воз­никшая в целом как следствие давнего и неоднократного смешения монголоидных и европеоидных групп. Разные ва-

78 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 291.

79 Там же.


Лекция 6


Народы Сибири



рианты этой расы представлены среди хантов, манси, сель­купов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев

и шорцев.

Историческим следствием процессов, развивавшихся в системе широкого межплеменного обмена продуктами и спо­собами предметно-культурной деятельности, явилось фор­мирование 5 историко-этнографических областей:

1) западно-сибирской (с южным, примерно до широты То­
больска и устья Чулыма на Верхней Оби, и северным,
таежным и субарктическим, регионами);

2) алтае-саянской (горнотаежной и лесостепной смешанной
зоны);

3) восточносибирской (с внутренней дифференциацией
промысловых и сельскохозяйственных типов тундры,
тайги и лесостепи);

4) амурской (или амуро-сахалинской);

5) северовосточной (чукотско-камчатской).
Выделенные хозяйственно-культурные типы и региональ­
ные историко-этнографические области характеризуют со­
бой историко-этнографическое многообразие Сибири по
данным археологии, лингвистики и антропологии80.

Ко времени прихода русских в Сибирь коренные народы не только лесостепной полосы, но также тайги и тундры от­нюдь не находились на той стадии социально-историческо­го развития, которую можно было бы считать глубоко перво­бытной. Социально-экономические отношения в ведущей сфере производства условий и форм общественной жизни у многих народов Сибири достигли довольно высокой ступе­ни развития уже в XVII-XVHI вв. Этнографические матери­алы XIX столетия констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя.

Основной социально-производственной единицей соци­альной структуры у народов Сибири была территориально-соседская общность, внутри которой воспроизводились, передавались от поколения к поколению и накапливались

80 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск, 1997. С. 69.


все необходимые для существования и производственного общения материальные средства и навыки, общественные и идеологические отношения и свойства.

В бытовой сфере народов Сибири, в их генеалогических представлениях и связях долгое время сохранялись живые остатки отношений патриархально-родового строя. К числу таких стойких явлений следует отнести родовую экзогамию, распространенную на довольно широкий круг родственни­ков в нескольких поколениях. Существовали многие тради­ции, подчеркивавшие святость и нерушимость родового на­чала. Высшей добродетелью считалась родственная взаимо­помощь и солидарность даже в ущерб личным интересам и делам. В центре внимания этой родовой идеологии находи­лась разросшаяся отцовская семьям ее боковые линии. Эт­нографы полагают, что в истории народов Сибири отцовско-родовой строй представлял собой самостоятельную, весьма длительную стадию развития первобытнообщинных отно­шений.

Производственные и бытовые отношения между муж­чинами и женщинами в семье и локальной общине строились на основе разделения труда по полу и возрасту. Значительная роль женщины в домашнем хозяйстве была отражена в иде­ологии многих сибирских народов в форме культа мифоло­гической «хозяйки очага» и связанного с ним обычая «хра­нения огня» реальной хозяйкой дома.

Хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири. Это прежде всего формы хозяйственного и матери­ально-бытового уклада скотоводов и земледельцев-татар ле­состепной полосы Западной Сибири, тюркских народностей (тувинцев, хакасов, алтайцев, шорцев) Алтае-Саян, западных и восточных бурят Прибайкалья, восточносибирских (лен-ско-алданских) якутов. У всех этих народов к периоду при­хода русских скотоводство было развито значительно боль­ше земледелия.

С XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все боль­шее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-быто-


Лекция 6


Народы Сибири



вые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочев­нические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами, У алтайцев, бурятов и якутов долгое время бытова­ли многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту кочевни­ков,

Традиционная одежда81 скотоводческого населения Си­бири была сходна с центральноазиатской (например, мон­гольской) и относилась к типу распашной (меховой и матер­чатый халат). Характерной одеждой южноалтайских ското­водов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщи­ны-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди. Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан, по покрою близкий алтайскому, но в отличие от последнего—с рукавами. Рус­ская торговля в Сибири способствовала широкому распро­странению, особенно в XIX в., русских тканей и матерчатой одежды по русским народным образцам.

Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Севера. Рыболовство в качестве основного занятия преоб­ладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в ниж­нем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчат­ке (у ительменов), а также у «пеших» коряков и эвенов Охот­ского побережья. Применялись различные способы и снасти круглогодичного рыбного промысла. Главная цель этого до­бывающего хозяйства — массовый улов, различные виды переработки рыбной продукции для текущего потребления и заготовки впрок. Обычно рыбу вялили и сушили, часть ее сохраняли в квашеном виде в ямах. Вытапливали рыбий жир и смешивали его с сушеной рыбой. Рыбьи.кожи специально обрабатывались для изготовления одежды и обуви. Охота имела вспомогательное значение.

С оседлым рыболовческим бытом связаны такие элемен­ты материальной культуры, как коллективные зимние зем­лянки, наземные берестяные чумы и даже свайные «балага-

81 Народы Сибири. История и культура. Новосибирск. 1997. С. 69. 104


ны» (Камчатка) в качестве жилища, применение ездового (санного) собаководства.

Обские ханты имели ткацкий станок для изготовления ткани из крапивы. В XIX в. рыболовы низовьев Амура стали переходить к теплому наземному жилищу типа фанзы, а об­ские рыболовы — к бревенчатым юртам, отапливаемым при­стенным камином — «чувалом». Все группы сохранили ме­ховую долгополую одежду в качестве зимней и обыденной летней, но вместе с тем стали носить покупную тканевую одежду.

В обширной таежной зоне Сибири на основе древнего охотничьего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников-оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, сроки, не-гидальцы. Промысел этих народов состоял в добывании ди­ких лосей и оленей, мелких копытных и пушных зверей. Ры­боловство почти повсеместно являлось вспомогательным занятием. В отличие от оседлых рыболовов охотники-оле­неводы тайги вели кочевой образ жизни. Таежное транспорт­ное оленеводство — исключительно вьючно-верховое.

Материальная культура охотничьих народов тайги была полностью приспособлена к постоянным передвижениям. Характерный пример — эвенки. Жилищем у них служил ко­нический чум, покрытый оленьими шкурами или выделан­ными кожами, замшей (ровдугой), а также сшитой в широ­кие полосы вываренной в кипятке берестой. При частых перекочевках эти покрышки перевозились во вьюках на до­машних оленях. Для передвижения по рекам эвенки поль­зовались берестяными лодками, настолько легкими, что их без труда мог переносить на спине один человек. Превос­ходны эвенкийские лыжи: широкие, длинные, но весьма лег­кие, подклеенные шкурой с ноги лося. Старинная одежда эвенков была приспособлена к частой ходьбе на лыжах и езде верхом на олене. Эта одежда из тонких, но теплых оленьих шкур — распашная, с не сходящимися спереди полами, грудь и живот закрывались меховым нагрудником.

Типичными оленеводами тундры являлись ненцы, олен-ные чукчи и коряки. Оленеводство имело не только транс-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: