Каковы основные определения этноса?

ПЛАН

1. Предмет и задачи этнографии.

2, Связь этнографии с другими науками.

3. Методы исследования этнографии.

4, Развитие этнографической школы в России.

1. Предмет и задачи этнографии

Термин «этнография» происходит от греческих слов «eth-nos» — «народ» и «grapho» — «писать, описывать».

Древние греки применяли понятие «этнос» к другим на­родам (не грекам), которые отличались от них языком, обы­чаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привыч­ками и т. п.

В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнография». Середи--на XIX в. стала временем интенсивного развития этнографии в ряде западных стран, что обуславливалось потребностями колониальных держав, поработивших сотни народов, имев­ших различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимо было зна­ние их психологии, традиций, обычаев, ритуалов, верований и т. п. Эти и другие сведения могла дать этнография, поэто­му она пользовалась поддержкой официальных властей.

Первоначально этнография (за рубежом этнология] раз­вивалась как наука об отсталых народах всех континентов. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии, Франция стала одним из первых центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологи­ческое общество. В Германии в конце XVIII в. сформирова­лось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур; в качестве общего назва­ния описаний народов, представленных немецкими путеше-


Этнография как наука и учебная дисциплина

ственниками и учеными, стал использоваться термин «эт­нология».

В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее направление социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» по­лучило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».

В отличие от Англии, в США этнология развивалась под названием «культурная антропология». Здесь внимание со­средоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начи­ная с 50-х гг. XX в. данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое вни­мание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим в обществе инте­ресом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры. Вплоть до 1990 г. термин «этнология» в русской науке употреблялся в качестве сино­нима термина «этнография». Поэтому историю становления этнографии и этнологии в России до этого периода следует рассматривать, скорее всего, как одну.

В числе принципиальных теоретических проблем этно­графической науки важнейшее место занимает наиболее об­щая проблема: определение предмета науки. Этнография есть изучение народов, их быта и культуры в историческом развитии — таково наиболее простое и сравнительно точное определение ее предмета.

Есть мнение, что этнография должна описывать лишь культурно отсталые народы. Согласиться с таким ограниче­нием задач этнографической науки нельзя уже по тому, что резкой грани между «отсталыми» и «передовыми» народами нет. Народы с более развитой культурой (в Европе, Америке) и народы, сохранившие до наших дней самые отсталые фор-



Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



мы быта (аборигены Австралии), представляют собой край­ние точки непрерывной цепи, каждое звено которой лишь незначительно отличается от соседнего, четкой границы между ними нигде нет. Кроме того, уровень культуры вся­кого отдельного народа меняется, многие народы, еще не­давно отсталые, за короткий срок выдвинулись в число пере­довых.

Нельзя считать обоснованным и мнение, что этнография должна изучать у народов развитых стран только крестьян­скую, деревенскую культуру или архаические, пережиточные черты культуры. Этот предпочтительный интерес к крес­тьянству, к деревенскому быту сохранился в этнографиче­ской науке как за рубежом, так и у нас. Если он исторически и объясним, то теоретически такое ограничение предмета этнографических исследований неоправданно.

Задача этнографии — изучить лицо каждого данного на­рода (как народа, т.е. как этнической общности), весь его об­лик, включая как архаические, пережиточные стороны его быта, так и все наиболее развитые формы, наиболее сложные явления его общественной жизни и культуры. Это одинако­во относится и к народам исторически отсталым, и к самым передовым. При этом этнограф изучает не только специфи­ческие особенности, отличающие данный народ от других, но и черты, общие с другими народами. Именно этот аспект этнографических исследований особенно важен для науки, так как помогает вскрыть общие закономерности историче­ского процесса, охватывающего все человечество. Как общие, так и специфические черты быта и культуры каждого наро­да должны изучаться в динамике, в историческом развитии, вплоть до сегодняшнего дня, а в историческое прошлое про­никать надо настолько, насколько это возможно.

Этнографа интересуют в значительной мере те же явле­ния и стороны жизни любого народа, какие изучаются дру­гими науками: явления материальной и духовной культуры, формы общественного и семейного быта. В этих случаях сам предмет исследования этнографической науки может со­впасть с предметом других наук: истории, экономики, демо­графии, правоведения, литературоведения, истории искус-


ства, религиоведения и др., а также естественных и техни­ческих наук'.

Угол зрения, под которым любая наука рассматривает свой предмет, определяется проблематикой науки. Пробле­матика же вытекает из существа данной науки. Это касается в полной мере и этнографии.

Этнография есть историческая наука, изучающая быт и культуру народов. Проблематика ее очень разнообразна. В числе наиболее общих проблем этнографии следует указать прежде всего следующие.

1) Этногенез, этническая история и этнические связи меж­
ду народами, их отражение в быту и культуре современ­
ных народов.

2) Этнический состав населения отдельных стран (и всего
мира).

3) Этническая традиция, ее отражение в явлениях быта и
культуры, ее положительное или отрицательное влияние
на развитие народов.

4) Закономерности возникновения одинаковых черт быта
и культуры у народов, стоящих на одинаковой ступени
исторического развития или живущих в сходных усло­
виях среды.

5) Закономерности взаимного влияния культуры наро­
дов.

6) Судьбы этнической традиции в наши дни в сложно диф­
ференцированном обществе, ломка или видоизменение
ее в быту отдельных классов или иных социальных групп
населения, в деревне и городе.

7) Проблема оценки в изучении явлений быта и культуры
народов, критерий общечеловеческих и ограниченных
ценностей, критерий практической полезности в наше
время.

8) Изучение перспектив развития этнических общностей
в наши дни: этническая консолидация, ассимиляция,
пути национального развития отдельных народов.

1 Иге Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. С. 9.


Лекция


Этнография как наука и учебная дисциплина



Одна из важнейших сторон этнографического изучения жизни народов на всех уровнях развития культуры — его практическая направленность. Этнография должна рассма­тривать проблемы, которые востребованы современностью. Это в первую очередь:

•ф- материальная культура народов;

•ф- семейно-брачные отношения;

•Ф ритуалы, обычаи, нравы, верования различных на­родов;

•Ф системы воспитания, присущие разным народам;

•Ф расселение народов;

•Ф демографические процессы, происходящие в этно­сах;

•ф названия и самоназвания народов (этнонимика);

•ф субэтнические группы и образования;

•ф хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействие на этносы;

•ф социальная и политическая структура народов;

•ф языковое поведение и его влияние на этносы;

•ф этническое сознание и самосознание;

•Ф политические вопросы, связанные с этническими ин­тересами, межэтническими (в том числе конфликт­ными) отношениями2.

Все перечисленные проблемы специфичны именно для этнографической науки, и каждая из них в отдельности мо­жет служить критерием этнографического подхода к изуче­нию любого явления быта и культуры любого народа, начи­ная от самых отсталых и до самых передовых и высокораз­витых.

2. Связь этнографии с другими науками

Объект исследования этнографии — этнос, возникший на заре человеческой истории. По мнению ученых, этногра­фия значительно полнее во временном и пространственном

2 Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.; Проект, 2002. С. 19.


отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством.

История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлени­ях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встре­чаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях — т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.

Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография способна представить существенный материал для характеристики национально-культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдель­ных народов или стран. Другие науки пользуются этногра­фическими материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные историко-археоло-гические, экономико-географические либо другие аспекты. Задача всесторонней характеристики народов-этносов и эт­нических процессов может быть решена лишь на основе спе­циального исследования всех компонентов, в которых про­является этническая специфика, Отсюда — особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследо­вания и использованию данных, полученных другими на­уками. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношений со смежными дисциплинами.

Несомненна политическая актуальность этнографиче­ских исследований в настоящее время в области изучения современных этнических процессов, преобразования куль­туры и быта. Знание объективной этнической истории, за­кономерностей культурной интеграции и ассимиляции, аспек­тов соответствия этнических территорий государственным границам способствует решению чрезвычайно острых по


Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



свЬйм коллизиям и последствиям проблем межнациональ­ных этнических взаимоотношений. Этнографии следует при­давать в общей системе гуманитарных наук вполне самосто­ятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль Этнография, с точки зрения ее общенаучного и социального значения, долж­на рассматриваться как

1) мировоззренческая наука, способная решать самостоя­
тельно важные методологические проблемы истории че­
ловечества и отдельных (прежде всего бесписьменных)
народов;

2) вспомогательная дисциплина, дающая особый, этниче­
ски специфический материал для других наук о челове­
ке и обществе.

Будучи одной из исторических дисциплин, этнография имеет немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этни­ческой истории; велико познавательное значение историко-этнографических процессов, создание обобщающих харак­теристик народов мира в форме сводных трудов, историко-этнографических атласов, этнических карт.

Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно об­ращается к материалам археологии; археология же для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, также ши­роко использует данные этнографии.

С историей культуры, искусствоведением, фольклори­стикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками — при изучении хозяйственной деятельности3.

С социологией этнографию связывает изучение взаимо­действия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). Ученых обеих специальностей не­редко интересуют одни и те же сферы общественной жизни (быт, семья и т. п.). Однако социолог и этнограф отнюдь не

3 Бромлей Ю.В., Марков ГЕ. Этнография. М„ 1982. С. 13.


дублируют друг друга: они под разными ракурсами рассма­тривают свои объекты. При изучении, например, семьи со­циолога главным образом интересуют воплощенные в ней социальные связи, тогда как этнографа — ее этнические осо­бенности. Вместе с тем, в силу теснейшего переплетения со­циально-классовых и этнических отношений, их подчас прак­тически невозможно изучать порознь. С социальной психо­логией этнография имеет общий раздел — этническую пси­хологию.

С лингвистикой этнографию связывают изучение язы­кового родства народов, взаимных языковых влияний и за­имствований, диалектологические и ономастические иссле­дования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика).

С географией этнография контактирует в изучении вза­имодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В ис­следовании численности народов мира, миграционных про­цессов она смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а так­же истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими есте­ственнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные которых способны дополнить этническую историю человечества.

В современном мире в обозримом будущем, даже в усло­виях грандиозных социальных и научно-технических из­менений на Земле, сохранятся те особенности, которые от­личают один этнос от другого, сами этносы, несмотря на прогрессивную тенденцию к интеграции, следовательно, со­хранится, хотя и в измененном виде, потребность их изуче­ния, т. е. необходимость этнографической науки. Любая сто­рона жизни народа может изучаться с точки зрения той или иной из названных выше проблем, и это будет этнографи­ческое изучение важное для специалистов социокультурной сферы.





Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



3. Методы исследования этнографии

Для определения общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим проблемы, которые она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.

Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объ­екта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Такая классификация применима и к этнографии. Из общенаучных методов здесь используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, куль­турологический и др. Рассмотрим специальные методы, ис­пользуемые в этнографии.

Важное значение имеет сбор и накопление разнообраз­ного материала для научного анализа. Это могут быть на­блюдения и описания ученых-этнографов, записки путеше­ственников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.

Особая категория этнографических источников — му­зейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые раз­ные стороны их жизни: хозяйство, одежда, жилище, укра­шения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Бога­тейшими коллекциями располагают и музеи нашей стра­ны — Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербур­ге, краеведческие музеи и др. При МГУ создан музей (ныне Музей антропологии), включающий этнографические, архе­ологические и антропологические коллекции.

Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, про­водить сравнительно-типологическое изучение предметов.


устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие ме­тодик анализа, расширение объема самих материалов не­редко позволяют сделать новые выводы и обобщения4.

Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод сгал широко практиковаться с середины XIX в., когда воз­никла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устрой­стве, обычаях, верованиях, психологии с целью решения за­дач по управлению населением зависимых стран.

Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся результаты аме­риканца Л. Моргана, долгое время жившего среди ироке­зов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Цен­ность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнограф становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.

Следует отметить, что в последние десятилетия этот ме­тод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезон­ные экспедиции широко практиковались Институтом этно­графии Академии наук в 60-80-е гг. XX в., а результаты ис­следований воплощались в издаваемых научных трудах. По­добный характер полевых исследований современен и эко­номически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что «срочный», «сезонный» выезд обычно прово­дится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например, более благоприятный в климатическом отношении), следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

4 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М. 1982. С. 23.





Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



Определились способы обследования во время экспеди­ций (маршрутный, кустовой). Разработаны приемы изуче­ния отдельных явлений и элементов культуры, правила их фиксации в полевых документах и пр.

Важный метод этнологии — изучение письменных ис­точников, которые обеспечивают исследователя разнообраз­ной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этногра­фов. Наряду с различного рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников: докла­ды и научные отчеты географов, отчеты посланников и ди­пломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.

Немалую ценность представляет метод изучения архео­логических материалов, что имеет особое значение для вос­становления этнической истории и истории культуры. Ар­хеологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры5.

В этнографии используется и метод сравнительного язы­кознания, суть которого в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотно­шения близких языков и степень их родства. Методом срав­нительного языкознания можно проследить развитие куль­туры и этнокультурных отношений разных народов. Это до­стигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков — важный показатель взаимодействия культур. При этом нужно иметь


в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнографов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.

В XX в. в этнологии стали широко применяться стати­стические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в система­тизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим уче­том переписи образуют стройную систему социально-демо­графических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой со­став населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и дру­гие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность, они не только позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравне­ния материалов нескольких переписей.

В последние десятилетия во всем мире широкое распро­странение в этнологии получили методы социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, ин­тервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными со­бытиями или планами (межэтнические конфликты, измене­ние статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.)6. Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу этногра­фии и широко применяются в практических целях государ­ственными и общественными институтами. Методами на­учной работы овладевают не только специалисты, получа­ющие этнографическое образование, но и широкий круг ра­ботников краеведческих музеев.



5 Этнография. Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М., 1994. С. 28.


1 Бромлей Ю.8., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 18.


Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина




4. Развитие этнографической школы в России

Этнография в России — общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свой­ства, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Основным объектом исследования этнографии в России яв­ляется культура народов, описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявле­ния ее этнической специфичности.

Одна из особенностей русской этнографии — то, что из­учение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже других народов России. Дикто­валось это практическими административными интересами управления окраинами империи7.

Важнейшей предпосылкой возникновения этнографии в России стали результаты географических экспедиций XV-XIX вв. В числе первых российских ученых-этнографов сле­дует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, В.В. Радлова и др.

Большую роль в развитии этнографии сыграло учреж­дение в 1846 г. Русского географического общества. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделе­ние этнографии. Государственные интересы требовали все­стороннего исследования России, нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы ака­демические этнографические экспедиции в Сибирь, другие регионы, созданы подробные этнографические карты Евро­пейской России.

На одном из первых заседаний Русского географическо­го общества 6 марта 1846 г. председатель его, академик К.М. Бэр выступил с докладом «Об этнографических иссле­дованиях вообще и в России в особенности». В этом докладе К.М. Бэр развил ряд интересных мыслей, свидетельствую­щих о серьезном понимании задач этнографической науки

7 Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1978. С. 31.


в России, определении ее места среди других наук, ее специ­фики, ее метода.

Одним из учредителей Русского географического обще­ства был Н.И. Надеждин (1804-1856), с 1848 г. он возглавлял отделение этнографии. В докладе, прочитанном 29 ноября 1846 г., он выступил с программой «Об этнографическом из­учении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления; язык, «эт­нографию физическую» и «этнографию психическую»8.

«Наука, — сказал он, — является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не набежно и уры­вочно, как где пришлось, как попало под руку, но система­тически, в порядке, связи и полноте, требуемых Наукою»; во-вторых же, собранный материал должен быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой крити­ки»9. «Народности» — это «естественные разряды» в «чело­вечестве», они и составляют содержание этнографии. Вер­нейшее средство различать народы — язык, изучение народ­ного (а не книжного) языка составляет первую задачу этно­графа. «Лингвистическая этнография» составляет первый раздел этой науки, за ней идет «физическая» (т.е. антропо­логия) и «психическая».

Ценен вклад в разработку этнографической теории тре­тьего активного деятеля Географического общества — К.Д. Кавелина. В статье «Взгляд на юридический быт древней России» (1846)10 Кавелин ставит вопрос о том, где «ключ» к правильному пониманию истории народа и отвечает: «Ищи­те в основании обрядов, поверий, обычаев-былей... когда-то живых фактов, ежедневных, нормальных, естественных усло­вий быта, и вы откроете целый исторический мир, которого тщетно будем искать в летописях, д*^е в самых преданиях. Народные обычаи — ключ к истории народа». «Наши про­стонародные обряды, приметы и обычаи, — разъясняет да­лее Кавелин, — в том виде, как мы их теперь знаем, очевид-

8 Токарев С.А. История русской этнографии. М.. 1978. С. 157.

9 Там же. С. 158.

10 Там же. С. 312.


Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



но, сложились из разнородных элементов и в продолжение многих веков». Вследствие многовековой непрерывной «пе­рестройки» исторического быта народа «наши обычаи и об­ряды представляют самый нестройный хаос...». Для объяс­нения всей этой массы обычаев и обрядов «остается одно средство: разобрать их по эпохам, к которым они относятся, по элементам, под влиянием которых они образовались...». «По примеру геологии, критика должна найти ключ к этим ископаемым исчезнувшего исторического мира». «Ключ» же этот заключается в следующем: «Всякий обряд, поверье, обы­чай непременно имеют исторически, в основании своем, дей­ствительный факт, естественный или бытовой. Сначала они не поверье, не обряд, а простое понятие или живое действие». Лишь позже, с изменением исторических условий, представ­ление становится поверьем, действие — обрядом; им при­дают тогда новое толкование, не соответствующее их под­линному историческому происхождению. Вместе с тем, по мнению Кавелина, народным осмыслениям обрядов верить нельзя, ибо народ сам не помнит первоначального их смыс­ла. Кавелин критически относился и к гипотезе «заимство­вания»: нельзя, говорил он, рассматривать наши обычаи, по­верья как от кого-то заимствованные только на том основа­нии, что они сходны с чужими.

Большой вклад в организацию и становление этногра­фической науки внес академик Д.Н. Анучин (1843-1923). Ра­боты Анучина оставили заметный след в этнографической науке: «Сани, ладья и кони как принадлежности похорон­ного обряда» (1890); «Древнерусское сказание "О человецех незнаемых в восточной стране"» (1890) и др. В программной статье «О задачах русской этнографии» Анучин подчерки­вает большое общенаучное значение этнографии, ее крупное общественное и просветительское значение. Анучину и рус­ская и мировая наука обязаны серьезным обоснованием не­обходимости тесной координации трех наук — этнографии, археологии и антропологии. «Анучинская триада» получила свое воплощение и в системе преподавания в Московском университете, и в созданном им музее, послужившем моде­лью для некоторых западноевропейских музеев.


Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании. Работы Миклухо-Маклая, в отличие от работ мно­гих других русских ученых, хорошо известны европейско-американским ученым, ибо значительную часть своих мате­риалов Маклай печатал в иностранных журналах.

В конце XIX — начале XX в. А.Н. Пыпин подготовил 4-томную «Историю русской этнографии».

В истории русской этнографии видное место занимают Н.Н. Харузин (1865 —1900) и В.Н. Харузина (1866-1931) — брат и сестра. Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском ин­ституте восточных языков. Основные его труды — по этно­графии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, из­данные посмертно под общим названием «Этнография» (т. I-IV, СПб., 1901-1905). В.Н, Харузина занималась преиму­щественно проблемами верований и фольклором. Она чи­тала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское вре­мя — в Московском университете. Была автором ряда по­пулярных книг11.

В конце XIX — начале XX в. значительный вклад в раз­витие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей кни­ге «Введение в этническую психологию» Г.Г. Щпет опреде­ляет, что ключом к пониманию психологии народа являют­ся его культура, история, конкретная социальная действи­тельность, в совокупности определяющие содержание кол­лективного духа этноса.

Токарев С.Д История русской этнографии. М., 1978. С. 33.

После Октябрьской революции создавались новые учреж­дения по изучению народов России. Первое в стране обра­зовательное этнографическое учреждение возникло на гео­графическом факультете в Петрограде, когда два выдающих-


I


Лекция 1

ся этнографа, в прошлом народовольцы, политические ссыль­ные, Владимир Германович Богораз-Тан и Лев Яковлевич Штернберг вернулись из ссылки. Один отбывал ее на Чукот­ке, другой — на Сахалине, и по существу они открыли для науки эти народы. В 20-х гг., на географическом факультете было выделено два отделения: этнографии (или Этнографи­ческого института, который возглавлял Л.Я. Штернберг) и отделение физической географии. Позже, в 30-е гг., этногра­фия из географического поля переместилась в поле истори­ческое. Сегодня этнография (или этнология) в нашей стране находится в системе исторических наук. Но до сих пор су­ществует отделение этнографии в Географическом обществе, где оно возникло еще в XIX в.

В 1924 г. был образован Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Ин­ститут народов Севера. В 1933 г. на основе Музея антропо­логии и этнографии был создан Институт антропологии, ар­хеологии и этнографии, позднее преобразованный в Инсти­тут этнографии Академии наук СССР.

В довоенный период развитие этнографической науки связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др.

С конца 40-х гг. активизировались исследования этно­генеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их эт­нического формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного общества, его хо­зяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры современного сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этнографиче­ских, археологических, антропологических и письменных источниках. С.П. Толстое, М.Г. Левин разрабатывали тео­рию хозяйственно-культурных типов и историко-этногра-фических областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциаль­ных общностей.

В 50-е гг. XX в. были изданы крупные труды по народам страны и всего мира, создана серия этнических карт. В 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англо-


Этнография как наука и учебная дисциплина

американской социальной и культурной антропологии, французской структурной антропологии, а также истории этнологии Германии и др. Выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Пеошиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебок-саров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899-1985) создал серию работ по проблемам обще­ственного строя, этногенеза, истории и религии разных на­родов. Широко известны его работы «История русской эт­нографии» и «История зарубежной этнографии». Н.Н. Че-боксаров (1907-1980), профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии.

Начиная с 70-х гг. этнографы СССР стали проводить ис­следования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дро-бижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологи-ческие исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем.

В 80-е гг. развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса; социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян), биологической (Л.Н. Гуми­лев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов), экоадаптивной (В.П. Алексеев;. Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически ло­кализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизи­ровались этнонациональные исследования: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистиче­ские и прочие аспекты национальных отношений. Решался вопрос о прикладных задачах этнографии в России и воз­можностях ее использования при решении актуальных эко­номических, социальных и политических проблем12.

12 Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 267.





Лекция 1


Этнография как наука и учебная дисциплина



Особое место в науке занимает Л.Н. Гумилев (1912-1992). Он предложил оригинальную концепцию этногенеза, явля­ющуюся предметом дискуссий среди российских ученых.

Современное состояние этнографии в России характе­ризуется особым вниманием к теоретическому обобщению идей и эмпирического материала, накопленного русской и мировой этнографией, развитием исследований в зонах со смежными науками, что характерно для всех отраслей со­временного социального и гуманитарного знания.

В российской научной системе до 1990-1991 гг. держалось название «этнография». В настоящее время этническую ан­тропологию курирует академический Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Антропологи­ческий институт находится в системе биологического фа­культета Московского университета. Функционируют Ин­ститут диаспоры и ближнего зарубежья, Институт регио­нальной политики, немногочисленные кафедры и лаборато­рии при вузах, другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отноше­ний.

Основная общественная организация в России — по прежнему Ассоциация этнографов и антропологов. Главные музеи называются этнографическими. Печатный орган, из­дающийся Институтом этнологии и антропологии и раньше именуемый «Советская этнография», теперь носит название «Этнографическое обозрение».

Происходят изменения и в учебных программах, стан­дартах. Так, термин «этнография» стал заменяться на «эт­нология». Первый учебник, изданный в 1968 г., назывался «Основы этнографии». В 1982 г. вышел учебник «Этногра­фия». В 1994 г. уже появился учебник «Этнология», где после каждого слова «этнология» в скобках пишется «этнография» и подчеркивается, что этнография и этнология — единая дисциплина.

Может быть, скоро наша наука будет называться антро­пологией, что окончательно соединит русскую этнографи­ческую школу со школой, которая развивается в Америке и Англии,


Контрольные вопросы и задания

1. Как и когда этнография сформировалась в самостоятельную
науку?

2. Каковы объект и предмет этнографии?

3. Какие междисциплинарные научные направления сформи­
ровались на стыке этнографии и других наук?

4. Изложите основные методы исследования этнографии.

5. В какой мере необходимы этнографические знания в вашей
будущей профессиональной деятельности?

6. Вспомните, были ли в вашей жизни поездки, встречи, эпизо­
ды, когда вы остро почувствовали недостаток знаний о на­
родах, национальных особенностях, этнической психоло­
гии.

Литература

1. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л,, 1991.

4. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. М.: Боль­
шая Российская энциклопедия, 1994.

5. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. М.: Проект,
2002.

6. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1978.

7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

8. Этнография. Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Маркова и
В.В. Пименова. М., 1994.



Лекция 2

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

ПЛАН

1. Этнос и совокупность его признаков.

2. Прогнозы специалистов: тенденция к самоопределению
этносов.

3. Гипотеза Л.Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе.

1. Этнос и совокупность его признаков

Этнос — исторически возникший вид социальной груп­пировки людей, обладающий совокупностью признаков: един­ством территории, культуры, хозяйственно-бытовых осо­бенностей, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием и самоназ­ванием13.

Следует отметить, что ни один из компонентов опреде­ления не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в тре­тьих — религии и т.д. Все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех этнодифференцирующий признак оказываются обреченными на неудачу.

Этносы ~ исторически возникшие социальные группи­ровки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).

Племя появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. Племя — объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. В основе остаются кровно-родственные отношения, но при этом наблюдается разобщенность по территории, языку, куль-


Этнический состав населения мира

туре. Только принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему долю в произведенном продукте, право участия в общественной жизни. Категория эта историческая, в пример всегда приво­дили наших эвенков, ненцев, нанайцев (которые ранее на­ходились якобы на стадии племенной общности) или насе­ление ряда бывших колониальных стран. Так, у австралий­ских аборигенов еще перед приходом европейцев насчиты­валось около 500 племен со своим языком (диалектом), буш­менов — жителей пустыни Калахари — более 20 племен, да еще сюда относят готтентотов, составляющих с бушменами малую расу. Конечно же, они образуют союзы племен (гот­тентотов 130 000). По Л.Н. Гумилеву все это — этносы, на­ходящиеся на разных стадиях этногенеза14.

Народность — следующая историческая фаза этноса, не­что промежуточное между племенем и нацией. Характерна замена кровно-родственных отношений общностью и един­ством территории, единство языка при наличии диалектов, общность культуры и зачатки экономических связей. На­родности типичны для рабовладельческого и феодального строев. Это уже не сугубо этническая, а социоэтническая общность. Известно немало народностей, которые образо­вались не только из различных этнических групп (болгары, венгры), но и из различных рас (итальянцы).

В народности нет еще такой целостности экономической жизни, как в нации, но она выгодно отличается в этом от­ношении от исторически предшествующих их этносов. Не­которые народности преимущественно из-за малочислен­ности и недостаточной развитости не смогли завершить про­цесс консолидации в нацию.

Нация — высшая форма этнической общности, характе-жзуется большей степенью развития культуры. Обладает гедующими признаками:

численность населения; 2) общность территории;



13Народы России: Энциклопедия/ Гл. ред. В.А.Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 478


14 Зубов В.И. Введение в этнологию: Учеб. пособие по теории этно­генеза Л.Н Гумилева М.: МПУ, 1993. С. 18.





Лекция 2


Этнический состав населения мира




3) общность языка — национальный язык, литературный,
разговорный;

4) общность экономической жизни; хозяйственно-бытовые
особенности, этнические черты образа жизни;

5) общие черты психологического склада, закрепленные в
менталитете данного народа (национальный быт, нравы,
привычки, склонности людей, особенности песен, танцев,
живописи, фольклора);

6) национальное самосознание — сознательное отнесение
себя к той или иной социальной общности, идентифи­
кация с ней.;

7) самоназвание — собственное имя, этноним.
Существует мнение, что якобы не все народности могут

стать нациями — нужен минимум населения. Признаки не­четко выражены, поскольку этнос находится в процессе по­стоянного развития и трансформации. Считается, что ан­глийская нация, например, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., немецкая — к XIX в.

Выражения «нация», «национальность», «народность» используются как синонимы слов «этнос», «народ».

Этносов-народов насчитывается на Земле до 4 тысяч. Аб­солютное большинство их малочисленны — менее тысячи человек каждый. В то же время, по подсчетам ученых-этно­графов, 10 народов, каждый из которых насчитывает более 100 миллионов человек, составляют около 50% всего населе­ния Земли. В порядке убывания:

•ф- китайцы-хань (население Китая состоит более чем из 50 народов, хань составляют 94% населения, осталь­ные — уйгуры, тибетцы, мяо и т. д.);

-Ф- хиндустанцы (на языке хинди это название Индии, всего там насчитывается около 1500 народов);

•Ф- американцы США;

•ф- бенгальцы (основное население Бангладеш и индий­ского штата Западная Бенгалия);

•> русские;

•ф- бразильцы;

•ф- японцы (самоназвание — нихондзин);


•$• пенджабцы, или панджабцы (в основном — жители индийского штата Пенджаб);

•Ф- бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, Непал);

•ф- мексиканцы.

В ходе поступательного развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этниче­ского объединения. (Сейчас, впрочем, идет обратный про­цесс — разъединение.) Наиболее интенсивно процессы объ­единения развивались с появлением государств. Специали­сты выделяют два вида этнического объединения: консоли­дацию и ассимиляцию.

Консолидация—процесс объединения родственных эт­носов и образование более крупных. Так, из родственных славянских племен сформировались русская, украинская и белорусская нации. Ассимиляция — поглощение более круп­ным и развитым этносом менее крупного. Ассимиляция бы­вает насильственной и ненасильственной. Пример — Россия до революции: царизм насильственно русифицировал другие народности, что проявлялось в насаждении русского языка, православия, русской письменности. В советское время, на­против, якобы происходил объективный ненасильственный процесс: знание русского языка обеспечивало малочислен­ным народностям приобщение к сокровищам мировой куль­туры. Было даже объявлено о появлении новой единой общ­ности «советский народ».

В результате сложных объединительно-разъединитель­ных процессов образовались разные типы этносов по вели­чине: суперэтносы (метаэтносы), этносы, субэтносы. Напри­мер: суперэтнос — славяне, этнос — русские, субэтносы — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т.д. Казалось бы, очень 1еткое деление, но, скажем, русские, украинцы, белорусы шачительно ближе между собой, чем те же славяне — по­тки, словаки, болгары15.

Единство территории необязательно для этноса, ведь в этнос входят и диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) — часть

15 Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 98.


Лекция 2



этноса, живущая в других странах, вне страны своего про­исхождения. Следовательно, надо рассматривать террито­риальную целостность как условие возникновения этноса, важнейшее условие его формирования и фактор существо­вания. Сформировавшийся же этнос не всегда сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее ме­нять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего 4 века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние 1500 лет сменили 4, а возможно и 5 территорий поселения (одно из них — на Урале, что обнаруживается в сходстве языка с башкирским, ханты и манси).

По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных террито­риях и имеющие сходные отдельные этнические характери­стики. Такие территории называются историка-этнически­ми областями. К ним относятся, например, Западная Евро­па, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, Полинезия и т.д.

Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нуждается в особых доказательствах, одна­ко англичане, австралийцы, жители США, Канады, Ямайки, новозеландцы и ирландцы говорят на одном языке — и все это разные этносы. Другие примеры: часть швейцарцев го­ворят на немецком языке, другая — на французском, третья — на итальянском, а четвертая — вообще на рето-романском, на котором говорили древние ретийцы — племя, родствен­ное вымершим этрускам; мордовский народ сейчас говорит на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а также на русском, который стал для трети населения родным. Словом, общность языка не является признаком этноса.

По языку проводится классификация народов, называ­емая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. На­пример, латынь Древнего Рима послужила основой для груп­пы романских языков (от лат. Romanus — «римский»): ис­панского, румынского, французского, итальянского, порту­гальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на


эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийского племени патины, заселявших Лаций (совре­менный Лацио — область в центральной Италии).

Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет народам свободно пони­мать друг друга. Следовательно, выделение этносов в само­стоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сходство между русским, польским, чешским языками, однако оно значительно меньше, следовательно, и родство является бо­лее отдаленным.

По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагае­мого района возникновения древнейшей основы языка. Все­го в мире насчитывается свыше 2000 языков. Почти полови­на человечества говорит на языках индоевропейской семьи. На втором стоит месте китайско-тибетская семья — более 1 миллиарда человек.

Индоевропейская семья:

•ф- западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки;

•ф- восточнославянская ветвь — русские, украинцы, бе­лорусы;

•ф- южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты.

•ф- балтийская группа

•ф- германская группа

•ф- романская группа

Всего 11 групп.

Китайско-тибетская семья:

"Ф- афразийская (семито-хорватская)

•Ф- северокавказская семья

Всего 36 групп.

Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, пище, одежде и т.д.

Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни.

Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы ре­комендуют начинать с типичных для него трапез — как в





Лекция 2


Этнический состав населения мира



будни, так и в праздники, поскольку национальные особен­ности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих народов (например, славян) основу пищевого рациона со­ставляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся ры­боловством (нанайцы, нивхи) — рыба, они ихтиофаги. В вос­точном Китае и Японии рыба также является одним из важ­нейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просолен­ную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и ти­бетцы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу.

Коренные народы Сибири, леса которой богаты грибами, используют разве что мухоморы, и то в качестве наркотиков. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину. Для населения всей Средней Азии плов является национальным видом пищи, а для населения Кавказа — шаш­лык. Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде лаваша, а в Средней Азии — в виде лепешек.

Быт. Болгары, например, совершенно иначе, чем боль­шинство других народов, кивают при произнесении «да» и «нет». Американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот­кой); англичане не умываются под текущей струей воды (как, скажем, русские).

По особенностям быта донские казаки ближе к украин­цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими.

Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза­тельна. Например, большинство латиноамериканских на­родов состоят из представителей трех разных рас. При раз­витии этносов резкие расовые различия внутри него большей частью постепенно исчезают в результате эндогамии — за­ключения браков внутри своего этноса.

Менталитет этноса — это глубинный духовный склад, присущий этносу как большой группе людей, сформировав­шейся в определенных природно-климатических и истори­ко-культурных условиях. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспри­нимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффектив­ном, и на прагматическом уровнях. Менталитет проявляет-


ся и в свойственных представителям этноса способах дей­ствовать в окружающем их мире.

Исследования показали, что у народов Севера, сформи­ровавшихся и живущих в специфических природно-кли-1атических условиях, образно названных Джеком Лондоном <белым безмолвием», отмечается специфическая традиция юсприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявле-шй у представителей северных этносов и на поведенческом гровне.

Художники Комар и Меламид рисовали картины, отра-сающие, по их.мнению, эстетические вкусы того или иного народа. Различия были весьма существенны, а некоторые результаты неожиданны. Так, Комар и Меламид, интерпре­тируя результаты опросов в виде картин, пришли к выводу, что эстетические вкусы русских весьма близки вкусам аме-шканцев и в то же время существенно отличаются от вкусов 'краинцев. Если это действительно так, то возникает много побопытных исследовательских вопросов относительно того, саким образом у двух близкородственных народов могли формироваться большие различия в эстетическом воспри-1тии мира, отражающем довольно глубинные пласты наци-шального менталитета, в то время как по ряду других ха­рактеристик они достаточно близки друг к другу.

И еще один, в отличие от предыдущего, бесспорный факт. Финны стали употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение нескольких столетий финны, живя в су­ровых климатических условиях, считали, что человек добы­вает все необходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же, творение природы, можно было со­бирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека. Очень интересные соображения о влиянии природно-климатических условий на национальный характер русских находим у В.О. Ключевского. Он писал: «... своенравна... при­рода Великороссии. Она часто смеется над самыми осторож­ными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы


Лекция 2


Этнический состав населения мира




обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очер­тя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и не­расчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счас­тье, играть в удачу и есть великорусский авось...

...природа отпускает ему мало удобного временя для зем­ледельческого труда и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, уси­ленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впо­ру убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременно­му напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихо­радочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынуж­денного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Ев­ропе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умерен­ному и размеренному, постоянному труду, как в той же Ве-ликороссии...

Невозможность рассчитать, заранее сообразить план дей­ствий и прямо идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житей­ские неровности и случайности приучили его больше обсуж­дать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с неж­данными метелями и оттепелями, с непредвиденными авгу­стовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше за­мечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе уменье подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это уме­нье и есть то, что мы называем задним умом»16.

Необходимо иметь в виду, что выводы В.О. Ключевского не проверялись строго научными методами (да и не могли

16 Арутюнов С.А Народы и культуры: развитие и взаимодействие М., 1989. С. 43.


быть проверены). Поэтому они интересны как размышления крупного историка, иллюстрирующие, но не доказывающие влияние природных условий на психический склад русско­го этноса.

Следующим условием бессознательного усвоения чело­веком менталитета этноса является то, что в нем присутству­ют имплицитные концепции личности и ее воспитания (им­плицитные — т. е. подразумеваемые, но не сформулирован­ные).

Естественным следствием наличия имплицитной кон­цепции личности является наличие в менталитете этноса концепции воспитания. Именно она во многом определяет то, чего взрослые добиваются от детей, подростков, юношей, и каким образом они это делают; ее можно рассматривать как центральную ценностную ориентацию взрослых в сфе­ре социального поведения по отношению к подрастающим поколениям.

Велико влияние менталитета этноса на семейную соци­ализацию. Это можно проиллюстрировать на таких при­мерах. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80% узбеков считают согласие родителей на брак обязатель­ным, а развод при наличии детей — недопустимым. Тогда как около 80% эстонцев не считают согласие родителей обя­зательным, а 50% вполне допускают развод при наличии детей.

В центральной Азии, с ее благодатным климатом и ис­ламской культурой, национальные традиции поощряют вы­сокую рождаемость, осуждают женщин, не рожающих детей. Поэтому до сих пор счастье семьи — в первую очередь в ее многодетности, и не случайно уровень рождаемости в этом регионе в два с лишним раза выше, чем в России, и в три с лишним раза выше, чем в Прибалтике.

 

В то же время у грузинских горцев, столетиями живущих в суровых природных условиях, в постоянной борьбе за вы­живание и пропитание, обычаи и общественное мнение, от-

2. Этнография


Лекция 2


Этнический состав населения мира



ражающие национальные традиции, наоборот, порицают плодовитость женщин.

В процессе половой социализации влияние на ментали­тет этноса идет благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведе­ния, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов.

Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляет­ся в сфере межличностных отношений. Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской Амери­ке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы меж­ду ними, которая обусловливает подобное обращение в Ев­ропе.

Этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дис­танции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению, в частности. В Японии, напри­мер, при общении людей разного возраста старший практи­чески сразу присваивает себе форму общения в виде моно­лога, а младший это принимает как само собой разумеюще­еся, просто внимая говорящему.

В европейских культурах подростки и юноши в доста­точно большой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному проявлять свое отношение к ним, вплоть до гру­бости и неуважения, а в Азии и на Кавказе дело до сих пор обстоит во многом иначе. Здесь по-прежнему сильны тра­диции уважения и почтительности к старшим, даже и не очень близко знакомым, а к последним — тем более явно проявляется традиционное уважение значительно чаще, чем в Европе и Америке. Именно в детстве и в юности начина­ется осознание человеком совокупности своих этнических связей и складывается его отношение к этим связям.

Этническое самосознание — один из наиболее надежных показателей этноса, поскольку оно заключается, в первую


очередь, в национальной идентификация, т. е. в осознании своей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вторых, в формировании (преимущественно неосознан­ном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как целого. Затем постепенно, с возрастом, появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (в одних этносах более обостренное, в других почти размытое). И наконец, появляется представ­ление о родной земле.

Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идет констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатацией дело никогда не огра­ничивается, ибо она идет в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этносов. Естественно, что сравне­ние и следующая из него оценка, как правило, не бывают объективными. Уже в детстве происходит искажение об­раза своего этноса (в позитивную сторону) и других этно­сов (чаще в негативном смысле). Вследствие этого уже в раннем возрасте нередко возникает явление, которое пси­хологи называют этноцентризмом. Этноцентризм — склон­ность воспринимать все жизненные явления с позиций сво­ей этнической группы, рассматриваемой как эталон. В край­ней форме этноцентризм проявляется в убежденности в превосходстве своей группы, в неприятии других этниче­ских групп, с допущением по отношению к ним агрессив­ного поведения.

Осознание сходства чего-либо с чем-либо или кого-либо с кем-либо требует наличия у человека способности к обоб­щению, владения понятиями, охватывающими сходные при­знаки ряда объектов, т. е. достаточно развитого интеллекта. А осознание различия возможно всего лишь на эмоциональ­ном уровне, поэтому осознать различия представителей двух этносов можно на уровне «они мне противны», а обнаруже­ние сходства — дело значительно более трудное.

Межэтнические установки могут быть весьма устойчи­выми, превращаясь в стереотипы, тем не менее они способ­ны меняться в процессе исторического развития.


Лекция 2


Этнический состаа населения мира



Например, в начале XVIII в. считалось, что англичане склонны к революциям и вообще к переменам в своей жиз­ни, а французы, наоборот, весьма консервативны. Основа­нием того, очевидно, послужила английская революция, ак­тивная заморская торговля британцев, смена королевских династий в Англии на рубеже XVII и XVIII вв. Прошло сто­летие, и Великая французская революция, а также последо­вавшие за ней события изменили названные стереотипы на противоположные. Другой пример: в начале XIX в. немцев считали непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике и предпри­нимательству. Но промышленный переворот в Германии сде­лал этот стереотип безнадежным анахронизмом.

О нации как о реально существующей и нормально функ­ционирующей общности можно говорить тогда, когда объ­ективные признаки дополняются четко выраженным наци­ональным самосознанием. В противном случае можно гово­рить только об этнической общности людей, а не об их на­циональной принадлежности.<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: