ПЛАН
1. Предмет и задачи этнографии.
2, Связь этнографии с другими науками.
3. Методы исследования этнографии.
4, Развитие этнографической школы в России.
1. Предмет и задачи этнографии
Термин «этнография» происходит от греческих слов «eth-nos» — «народ» и «grapho» — «писать, описывать».
Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.
В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнография». Середи--на XIX в. стала временем интенсивного развития этнографии в ряде западных стран, что обуславливалось потребностями колониальных держав, поработивших сотни народов, имевших различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимо было знание их психологии, традиций, обычаев, ритуалов, верований и т. п. Эти и другие сведения могла дать этнография, поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей.
Первоначально этнография (за рубежом этнология] развивалась как наука об отсталых народах всех континентов. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии, Франция стала одним из первых центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур; в качестве общего названия описаний народов, представленных немецкими путеше-
Этнография как наука и учебная дисциплина
ственниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».
В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее направление социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».
В отличие от Англии, в США этнология развивалась под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в. данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.
В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим в обществе интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры. Вплоть до 1990 г. термин «этнология» в русской науке употреблялся в качестве синонима термина «этнография». Поэтому историю становления этнографии и этнологии в России до этого периода следует рассматривать, скорее всего, как одну.
В числе принципиальных теоретических проблем этнографической науки важнейшее место занимает наиболее общая проблема: определение предмета науки. Этнография есть изучение народов, их быта и культуры в историческом развитии — таково наиболее простое и сравнительно точное определение ее предмета.
Есть мнение, что этнография должна описывать лишь культурно отсталые народы. Согласиться с таким ограничением задач этнографической науки нельзя уже по тому, что резкой грани между «отсталыми» и «передовыми» народами нет. Народы с более развитой культурой (в Европе, Америке) и народы, сохранившие до наших дней самые отсталые фор-
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
мы быта (аборигены Австралии), представляют собой крайние точки непрерывной цепи, каждое звено которой лишь незначительно отличается от соседнего, четкой границы между ними нигде нет. Кроме того, уровень культуры всякого отдельного народа меняется, многие народы, еще недавно отсталые, за короткий срок выдвинулись в число передовых.
Нельзя считать обоснованным и мнение, что этнография должна изучать у народов развитых стран только крестьянскую, деревенскую культуру или архаические, пережиточные черты культуры. Этот предпочтительный интерес к крестьянству, к деревенскому быту сохранился в этнографической науке как за рубежом, так и у нас. Если он исторически и объясним, то теоретически такое ограничение предмета этнографических исследований неоправданно.
Задача этнографии — изучить лицо каждого данного народа (как народа, т.е. как этнической общности), весь его облик, включая как архаические, пережиточные стороны его быта, так и все наиболее развитые формы, наиболее сложные явления его общественной жизни и культуры. Это одинаково относится и к народам исторически отсталым, и к самым передовым. При этом этнограф изучает не только специфические особенности, отличающие данный народ от других, но и черты, общие с другими народами. Именно этот аспект этнографических исследований особенно важен для науки, так как помогает вскрыть общие закономерности исторического процесса, охватывающего все человечество. Как общие, так и специфические черты быта и культуры каждого народа должны изучаться в динамике, в историческом развитии, вплоть до сегодняшнего дня, а в историческое прошлое проникать надо настолько, насколько это возможно.
Этнографа интересуют в значительной мере те же явления и стороны жизни любого народа, какие изучаются другими науками: явления материальной и духовной культуры, формы общественного и семейного быта. В этих случаях сам предмет исследования этнографической науки может совпасть с предметом других наук: истории, экономики, демографии, правоведения, литературоведения, истории искус-
ства, религиоведения и др., а также естественных и технических наук'.
Угол зрения, под которым любая наука рассматривает свой предмет, определяется проблематикой науки. Проблематика же вытекает из существа данной науки. Это касается в полной мере и этнографии.
Этнография есть историческая наука, изучающая быт и культуру народов. Проблематика ее очень разнообразна. В числе наиболее общих проблем этнографии следует указать прежде всего следующие.
1) Этногенез, этническая история и этнические связи меж
ду народами, их отражение в быту и культуре современ
ных народов.
2) Этнический состав населения отдельных стран (и всего
мира).
3) Этническая традиция, ее отражение в явлениях быта и
культуры, ее положительное или отрицательное влияние
на развитие народов.
4) Закономерности возникновения одинаковых черт быта
и культуры у народов, стоящих на одинаковой ступени
исторического развития или живущих в сходных усло
виях среды.
5) Закономерности взаимного влияния культуры наро
дов.
6) Судьбы этнической традиции в наши дни в сложно диф
ференцированном обществе, ломка или видоизменение
ее в быту отдельных классов или иных социальных групп
населения, в деревне и городе.
7) Проблема оценки в изучении явлений быта и культуры
народов, критерий общечеловеческих и ограниченных
ценностей, критерий практической полезности в наше
время.
8) Изучение перспектив развития этнических общностей
в наши дни: этническая консолидация, ассимиляция,
пути национального развития отдельных народов.
1 Иге Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. С. 9.
Лекция
Этнография как наука и учебная дисциплина
Одна из важнейших сторон этнографического изучения жизни народов на всех уровнях развития культуры — его практическая направленность. Этнография должна рассматривать проблемы, которые востребованы современностью. Это в первую очередь:
•ф- материальная культура народов;
•ф- семейно-брачные отношения;
•Ф ритуалы, обычаи, нравы, верования различных народов;
•Ф системы воспитания, присущие разным народам;
•Ф расселение народов;
•Ф демографические процессы, происходящие в этносах;
•ф названия и самоназвания народов (этнонимика);
•ф субэтнические группы и образования;
•ф хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействие на этносы;
•ф социальная и политическая структура народов;
•ф языковое поведение и его влияние на этносы;
•ф этническое сознание и самосознание;
•Ф политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями2.
Все перечисленные проблемы специфичны именно для этнографической науки, и каждая из них в отдельности может служить критерием этнографического подхода к изучению любого явления быта и культуры любого народа, начиная от самых отсталых и до самых передовых и высокоразвитых.
2. Связь этнографии с другими науками
Объект исследования этнографии — этнос, возникший на заре человеческой истории. По мнению ученых, этнография значительно полнее во временном и пространственном
2 Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.; Проект, 2002. С. 19.
отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством.
История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях — т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.
Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография способна представить существенный материал для характеристики национально-культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельных народов или стран. Другие науки пользуются этнографическими материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные историко-археоло-гические, экономико-географические либо другие аспекты. Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех компонентов, в которых проявляется этническая специфика, Отсюда — особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использованию данных, полученных другими науками. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношений со смежными дисциплинами.
Несомненна политическая актуальность этнографических исследований в настоящее время в области изучения современных этнических процессов, преобразования культуры и быта. Знание объективной этнической истории, закономерностей культурной интеграции и ассимиляции, аспектов соответствия этнических территорий государственным границам способствует решению чрезвычайно острых по
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
свЬйм коллизиям и последствиям проблем межнациональных этнических взаимоотношений. Этнографии следует придавать в общей системе гуманитарных наук вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль Этнография, с точки зрения ее общенаучного и социального значения, должна рассматриваться как
1) мировоззренческая наука, способная решать самостоя
тельно важные методологические проблемы истории че
ловечества и отдельных (прежде всего бесписьменных)
народов;
2) вспомогательная дисциплина, дающая особый, этниче
ски специфический материал для других наук о челове
ке и обществе.
Будучи одной из исторических дисциплин, этнография имеет немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этнической истории; велико познавательное значение историко-этнографических процессов, создание обобщающих характеристик народов мира в форме сводных трудов, историко-этнографических атласов, этнических карт.
Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к материалам археологии; археология же для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, также широко использует данные этнографии.
С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками — при изучении хозяйственной деятельности3.
С социологией этнографию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). Ученых обеих специальностей нередко интересуют одни и те же сферы общественной жизни (быт, семья и т. п.). Однако социолог и этнограф отнюдь не
3 Бромлей Ю.В., Марков ГЕ. Этнография. М„ 1982. С. 13.
дублируют друг друга: они под разными ракурсами рассматривают свои объекты. При изучении, например, семьи социолога главным образом интересуют воплощенные в ней социальные связи, тогда как этнографа — ее этнические особенности. Вместе с тем, в силу теснейшего переплетения социально-классовых и этнических отношений, их подчас практически невозможно изучать порознь. С социальной психологией этнография имеет общий раздел — этническую психологию.
С лингвистикой этнографию связывают изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологические и ономастические исследования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика).
С географией этнография контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов она смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а также истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими естественнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные которых способны дополнить этническую историю человечества.
В современном мире в обозримом будущем, даже в условиях грандиозных социальных и научно-технических изменений на Земле, сохранятся те особенности, которые отличают один этнос от другого, сами этносы, несмотря на прогрессивную тенденцию к интеграции, следовательно, сохранится, хотя и в измененном виде, потребность их изучения, т. е. необходимость этнографической науки. Любая сторона жизни народа может изучаться с точки зрения той или иной из названных выше проблем, и это будет этнографическое изучение важное для специалистов социокультурной сферы.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
3. Методы исследования этнографии
Для определения общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим проблемы, которые она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.
Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Такая классификация применима и к этнографии. Из общенаучных методов здесь используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и др. Рассмотрим специальные методы, используемые в этнографии.
Важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.
Особая категория этнографических источников — музейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые разные стороны их жизни: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Богатейшими коллекциями располагают и музеи нашей страны — Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, краеведческие музеи и др. При МГУ создан музей (ныне Музей антропологии), включающий этнографические, археологические и антропологические коллекции.
Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов.
устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие методик анализа, расширение объема самих материалов нередко позволяют сделать новые выводы и обобщения4.
Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод сгал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии с целью решения задач по управлению населением зависимых стран.
Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся результаты американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Ценность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнограф становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.
Следует отметить, что в последние десятилетия этот метод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезонные экспедиции широко практиковались Институтом этнографии Академии наук в 60-80-е гг. XX в., а результаты исследований воплощались в издаваемых научных трудах. Подобный характер полевых исследований современен и экономически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что «срочный», «сезонный» выезд обычно проводится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например, более благоприятный в климатическом отношении), следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.
4 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М. 1982. С. 23.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
Определились способы обследования во время экспедиций (маршрутный, кустовой). Разработаны приемы изучения отдельных явлений и элементов культуры, правила их фиксации в полевых документах и пр.
Важный метод этнологии — изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнографов. Наряду с различного рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников: доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.
Немалую ценность представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Археологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры5.
В этнографии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Это достигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков — важный показатель взаимодействия культур. При этом нужно иметь
в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнографов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.
В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим учетом переписи образуют стройную систему социально-демографических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность, они не только позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.)6. Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу этнографии и широко применяются в практических целях государственными и общественными институтами. Методами научной работы овладевают не только специалисты, получающие этнографическое образование, но и широкий круг работников краеведческих музеев.
5 Этнография. Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М., 1994. С. 28.
1 Бромлей Ю.8., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 18.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
4. Развитие этнографической школы в России
Этнография в России — общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Основным объектом исследования этнографии в России является культура народов, описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявления ее этнической специфичности.
Одна из особенностей русской этнографии — то, что изучение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже других народов России. Диктовалось это практическими административными интересами управления окраинами империи7.
Важнейшей предпосылкой возникновения этнографии в России стали результаты географических экспедиций XV-XIX вв. В числе первых российских ученых-этнографов следует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, В.В. Радлова и др.
Большую роль в развитии этнографии сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь, другие регионы, созданы подробные этнографические карты Европейской России.
На одном из первых заседаний Русского географического общества 6 марта 1846 г. председатель его, академик К.М. Бэр выступил с докладом «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности». В этом докладе К.М. Бэр развил ряд интересных мыслей, свидетельствующих о серьезном понимании задач этнографической науки
7 Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1978. С. 31.
в России, определении ее места среди других наук, ее специфики, ее метода.
Одним из учредителей Русского географического общества был Н.И. Надеждин (1804-1856), с 1848 г. он возглавлял отделение этнографии. В докладе, прочитанном 29 ноября 1846 г., он выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления; язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую»8.
«Наука, — сказал он, — является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не набежно и урывочно, как где пришлось, как попало под руку, но систематически, в порядке, связи и полноте, требуемых Наукою»; во-вторых же, собранный материал должен быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой критики»9. «Народности» — это «естественные разряды» в «человечестве», они и составляют содержание этнографии. Вернейшее средство различать народы — язык, изучение народного (а не книжного) языка составляет первую задачу этнографа. «Лингвистическая этнография» составляет первый раздел этой науки, за ней идет «физическая» (т.е. антропология) и «психическая».
Ценен вклад в разработку этнографической теории третьего активного деятеля Географического общества — К.Д. Кавелина. В статье «Взгляд на юридический быт древней России» (1846)10 Кавелин ставит вопрос о том, где «ключ» к правильному пониманию истории народа и отвечает: «Ищите в основании обрядов, поверий, обычаев-былей... когда-то живых фактов, ежедневных, нормальных, естественных условий быта, и вы откроете целый исторический мир, которого тщетно будем искать в летописях, д*^е в самых преданиях. Народные обычаи — ключ к истории народа». «Наши простонародные обряды, приметы и обычаи, — разъясняет далее Кавелин, — в том виде, как мы их теперь знаем, очевид-
8 Токарев С.А. История русской этнографии. М.. 1978. С. 157.
9 Там же. С. 158.
10 Там же. С. 312.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
но, сложились из разнородных элементов и в продолжение многих веков». Вследствие многовековой непрерывной «перестройки» исторического быта народа «наши обычаи и обряды представляют самый нестройный хаос...». Для объяснения всей этой массы обычаев и обрядов «остается одно средство: разобрать их по эпохам, к которым они относятся, по элементам, под влиянием которых они образовались...». «По примеру геологии, критика должна найти ключ к этим ископаемым исчезнувшего исторического мира». «Ключ» же этот заключается в следующем: «Всякий обряд, поверье, обычай непременно имеют исторически, в основании своем, действительный факт, естественный или бытовой. Сначала они не поверье, не обряд, а простое понятие или живое действие». Лишь позже, с изменением исторических условий, представление становится поверьем, действие — обрядом; им придают тогда новое толкование, не соответствующее их подлинному историческому происхождению. Вместе с тем, по мнению Кавелина, народным осмыслениям обрядов верить нельзя, ибо народ сам не помнит первоначального их смысла. Кавелин критически относился и к гипотезе «заимствования»: нельзя, говорил он, рассматривать наши обычаи, поверья как от кого-то заимствованные только на том основании, что они сходны с чужими.
Большой вклад в организацию и становление этнографической науки внес академик Д.Н. Анучин (1843-1923). Работы Анучина оставили заметный след в этнографической науке: «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» (1890); «Древнерусское сказание "О человецех незнаемых в восточной стране"» (1890) и др. В программной статье «О задачах русской этнографии» Анучин подчеркивает большое общенаучное значение этнографии, ее крупное общественное и просветительское значение. Анучину и русская и мировая наука обязаны серьезным обоснованием необходимости тесной координации трех наук — этнографии, археологии и антропологии. «Анучинская триада» получила свое воплощение и в системе преподавания в Московском университете, и в созданном им музее, послужившем моделью для некоторых западноевропейских музеев.
Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании. Работы Миклухо-Маклая, в отличие от работ многих других русских ученых, хорошо известны европейско-американским ученым, ибо значительную часть своих материалов Маклай печатал в иностранных журналах.
В конце XIX — начале XX в. А.Н. Пыпин подготовил 4-томную «Историю русской этнографии».
В истории русской этнографии видное место занимают Н.Н. Харузин (1865 —1900) и В.Н. Харузина (1866-1931) — брат и сестра. Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Основные его труды — по этнографии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, изданные посмертно под общим названием «Этнография» (т. I-IV, СПб., 1901-1905). В.Н, Харузина занималась преимущественно проблемами верований и фольклором. Она читала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское время — в Московском университете. Была автором ряда популярных книг11.
В конце XIX — начале XX в. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Г.Г. Щпет определяет, что ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа этноса.
Токарев С.Д История русской этнографии. М., 1978. С. 33. |
После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. Первое в стране образовательное этнографическое учреждение возникло на географическом факультете в Петрограде, когда два выдающих-
I
•
Лекция 1
ся этнографа, в прошлом народовольцы, политические ссыльные, Владимир Германович Богораз-Тан и Лев Яковлевич Штернберг вернулись из ссылки. Один отбывал ее на Чукотке, другой — на Сахалине, и по существу они открыли для науки эти народы. В 20-х гг., на географическом факультете было выделено два отделения: этнографии (или Этнографического института, который возглавлял Л.Я. Штернберг) и отделение физической географии. Позже, в 30-е гг., этнография из географического поля переместилась в поле историческое. Сегодня этнография (или этнология) в нашей стране находится в системе исторических наук. Но до сих пор существует отделение этнографии в Географическом обществе, где оно возникло еще в XIX в.
В 1924 г. был образован Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР.
В довоенный период развитие этнографической науки связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др.
С конца 40-х гг. активизировались исследования этногенеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их этнического формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного общества, его хозяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры современного сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этнографических, археологических, антропологических и письменных источниках. С.П. Толстое, М.Г. Левин разрабатывали теорию хозяйственно-культурных типов и историко-этногра-фических областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциальных общностей.
В 50-е гг. XX в. были изданы крупные труды по народам страны и всего мира, создана серия этнических карт. В 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англо-
Этнография как наука и учебная дисциплина
американской социальной и культурной антропологии, французской структурной антропологии, а также истории этнологии Германии и др. Выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Пеошиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебок-саров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899-1985) создал серию работ по проблемам общественного строя, этногенеза, истории и религии разных народов. Широко известны его работы «История русской этнографии» и «История зарубежной этнографии». Н.Н. Че-боксаров (1907-1980), профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии.
Начиная с 70-х гг. этнографы СССР стали проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дро-бижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологи-ческие исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем.
В 80-е гг. развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса; социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей, Э.С. Маркарян), биологической (Л.Н. Гумилев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С.А. Арутюнов), экоадаптивной (В.П. Алексеев;. Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически локализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизировались этнонациональные исследования: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и прочие аспекты национальных отношений. Решался вопрос о прикладных задачах этнографии в России и возможностях ее использования при решении актуальных экономических, социальных и политических проблем12.
12 Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 267.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
Особое место в науке занимает Л.Н. Гумилев (1912-1992). Он предложил оригинальную концепцию этногенеза, являющуюся предметом дискуссий среди российских ученых.
Современное состояние этнографии в России характеризуется особым вниманием к теоретическому обобщению идей и эмпирического материала, накопленного русской и мировой этнографией, развитием исследований в зонах со смежными науками, что характерно для всех отраслей современного социального и гуманитарного знания.
В российской научной системе до 1990-1991 гг. держалось название «этнография». В настоящее время этническую антропологию курирует академический Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Антропологический институт находится в системе биологического факультета Московского университета. Функционируют Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, немногочисленные кафедры и лаборатории при вузах, другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений.
Основная общественная организация в России — по прежнему Ассоциация этнографов и антропологов. Главные музеи называются этнографическими. Печатный орган, издающийся Институтом этнологии и антропологии и раньше именуемый «Советская этнография», теперь носит название «Этнографическое обозрение».
Происходят изменения и в учебных программах, стандартах. Так, термин «этнография» стал заменяться на «этнология». Первый учебник, изданный в 1968 г., назывался «Основы этнографии». В 1982 г. вышел учебник «Этнография». В 1994 г. уже появился учебник «Этнология», где после каждого слова «этнология» в скобках пишется «этнография» и подчеркивается, что этнография и этнология — единая дисциплина.
Может быть, скоро наша наука будет называться антропологией, что окончательно соединит русскую этнографическую школу со школой, которая развивается в Америке и Англии,
Контрольные вопросы и задания
1. Как и когда этнография сформировалась в самостоятельную
науку?
2. Каковы объект и предмет этнографии?
3. Какие междисциплинарные научные направления сформи
ровались на стыке этнографии и других наук?
4. Изложите основные методы исследования этнографии.
5. В какой мере необходимы этнографические знания в вашей
будущей профессиональной деятельности?
6. Вспомните, были ли в вашей жизни поездки, встречи, эпизо
ды, когда вы остро почувствовали недостаток знаний о на
родах, национальных особенностях, этнической психоло
гии.
Литература
1. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л,, 1991.
4. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. М.: Боль
шая Российская энциклопедия, 1994.
5. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. М.: Проект,
2002.
6. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1978.
7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
8. Этнография. Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Маркова и
В.В. Пименова. М., 1994.
Лекция 2
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
ПЛАН
1. Этнос и совокупность его признаков.
2. Прогнозы специалистов: тенденция к самоопределению
этносов.
3. Гипотеза Л.Н. Гумилева о жизни этносов — этногенезе.
1. Этнос и совокупность его признаков
Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью признаков: единством территории, культуры, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т.е. самосознанием и самоназванием13.
Следует отметить, что ни один из компонентов определения не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в третьих — религии и т.д. Все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех этнодифференцирующий признак оказываются обреченными на неудачу.
Этносы ~ исторически возникшие социальные группировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).
Племя появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. Племя — объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. В основе остаются кровно-родственные отношения, но при этом наблюдается разобщенность по территории, языку, куль-
Этнический состав населения мира
туре. Только принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему долю в произведенном продукте, право участия в общественной жизни. Категория эта историческая, в пример всегда приводили наших эвенков, ненцев, нанайцев (которые ранее находились якобы на стадии племенной общности) или население ряда бывших колониальных стран. Так, у австралийских аборигенов еще перед приходом европейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушменов — жителей пустыни Калахари — более 20 племен, да еще сюда относят готтентотов, составляющих с бушменами малую расу. Конечно же, они образуют союзы племен (готтентотов 130 000). По Л.Н. Гумилеву все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этногенеза14.
Народность — следующая историческая фаза этноса, нечто промежуточное между племенем и нацией. Характерна замена кровно-родственных отношений общностью и единством территории, единство языка при наличии диалектов, общность культуры и зачатки экономических связей. Народности типичны для рабовладельческого и феодального строев. Это уже не сугубо этническая, а социоэтническая общность. Известно немало народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгары, венгры), но и из различных рас (итальянцы).
В народности нет еще такой целостности экономической жизни, как в нации, но она выгодно отличается в этом отношении от исторически предшествующих их этносов. Некоторые народности преимущественно из-за малочисленности и недостаточной развитости не смогли завершить процесс консолидации в нацию.
Нация — высшая форма этнической общности, характе-жзуется большей степенью развития культуры. Обладает гедующими признаками:
численность населения; 2) общность территории;
13Народы России: Энциклопедия/ Гл. ред. В.А.Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 478
14 Зубов В.И. Введение в этнологию: Учеб. пособие по теории этногенеза Л.Н Гумилева М.: МПУ, 1993. С. 18.
Лекция 2
Этнический состав населения мира
3) общность языка — национальный язык, литературный,
разговорный;
4) общность экономической жизни; хозяйственно-бытовые
особенности, этнические черты образа жизни;
5) общие черты психологического склада, закрепленные в
менталитете данного народа (национальный быт, нравы,
привычки, склонности людей, особенности песен, танцев,
живописи, фольклора);
6) национальное самосознание — сознательное отнесение
себя к той или иной социальной общности, идентифи
кация с ней.;
7) самоназвание — собственное имя, этноним.
Существует мнение, что якобы не все народности могут
стать нациями — нужен минимум населения. Признаки нечетко выражены, поскольку этнос находится в процессе постоянного развития и трансформации. Считается, что английская нация, например, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., немецкая — к XIX в.
Выражения «нация», «национальность», «народность» используются как синонимы слов «этнос», «народ».
Этносов-народов насчитывается на Земле до 4 тысяч. Абсолютное большинство их малочисленны — менее тысячи человек каждый. В то же время, по подсчетам ученых-этнографов, 10 народов, каждый из которых насчитывает более 100 миллионов человек, составляют около 50% всего населения Земли. В порядке убывания:
•ф- китайцы-хань (население Китая состоит более чем из 50 народов, хань составляют 94% населения, остальные — уйгуры, тибетцы, мяо и т. д.);
-Ф- хиндустанцы (на языке хинди это название Индии, всего там насчитывается около 1500 народов);
•Ф- американцы США;
•ф- бенгальцы (основное население Бангладеш и индийского штата Западная Бенгалия);
•> русские;
•ф- бразильцы;
•ф- японцы (самоназвание — нихондзин);
•$• пенджабцы, или панджабцы (в основном — жители индийского штата Пенджаб);
•Ф- бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, Непал);
•ф- мексиканцы.
В ходе поступательного развития человечества процессы этнического разъединения сменялись процессами этнического объединения. (Сейчас, впрочем, идет обратный процесс — разъединение.) Наиболее интенсивно процессы объединения развивались с появлением государств. Специалисты выделяют два вида этнического объединения: консолидацию и ассимиляцию.
Консолидация—процесс объединения родственных этносов и образование более крупных. Так, из родственных славянских племен сформировались русская, украинская и белорусская нации. Ассимиляция — поглощение более крупным и развитым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает насильственной и ненасильственной. Пример — Россия до революции: царизм насильственно русифицировал другие народности, что проявлялось в насаждении русского языка, православия, русской письменности. В советское время, напротив, якобы происходил объективный ненасильственный процесс: знание русского языка обеспечивало малочисленным народностям приобщение к сокровищам мировой культуры. Было даже объявлено о появлении новой единой общности «советский народ».
В результате сложных объединительно-разъединительных процессов образовались разные типы этносов по величине: суперэтносы (метаэтносы), этносы, субэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — русские, субэтносы — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т.д. Казалось бы, очень 1еткое деление, но, скажем, русские, украинцы, белорусы шачительно ближе между собой, чем те же славяне — потки, словаки, болгары15.
Единство территории необязательно для этноса, ведь в этнос входят и диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) — часть
15 Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 98.
Лекция 2
этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо рассматривать территориальную целостность как условие возникновения этноса, важнейшее условие его формирования и фактор существования. Сформировавшийся же этнос не всегда сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего 4 века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние 1500 лет сменили 4, а возможно и 5 территорий поселения (одно из них — на Урале, что обнаруживается в сходстве языка с башкирским, ханты и манси).
По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические характеристики. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, Полинезия и т.д.
Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нуждается в особых доказательствах, однако англичане, австралийцы, жители США, Канады, Ямайки, новозеландцы и ирландцы говорят на одном языке — и все это разные этносы. Другие примеры: часть швейцарцев говорят на немецком языке, другая — на французском, третья — на итальянском, а четвертая — вообще на рето-романском, на котором говорили древние ретийцы — племя, родственное вымершим этрускам; мордовский народ сейчас говорит на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а также на русском, который стал для трети населения родным. Словом, общность языка не является признаком этноса.
По языку проводится классификация народов, называемая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой для группы романских языков (от лат. Romanus — «римский»): испанского, румынского, французского, итальянского, португальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на
эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийского племени патины, заселявших Лаций (современный Лацио — область в центральной Италии).
Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сходство между русским, польским, чешским языками, однако оно значительно меньше, следовательно, и родство является более отдаленным.
По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагаемого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи. На втором стоит месте китайско-тибетская семья — более 1 миллиарда человек.
Индоевропейская семья:
•ф- западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки;
•ф- восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы;
•ф- южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты.
•ф- балтийская группа
•ф- германская группа
•ф- романская группа
Всего 11 групп.
Китайско-тибетская семья:
"Ф- афразийская (семито-хорватская)
•Ф- северокавказская семья
Всего 36 групп.
Между этносами существует ряд различий в орудиях труда, жилищах, пище, одежде и т.д.
Хозяйственно-бытовые особенности, этнические черты образа жизни.
Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы рекомендуют начинать с типичных для него трапез — как в
Лекция 2
Этнический состав населения мира
будни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих народов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (нанайцы, нивхи) — рыба, они ихтиофаги. В восточном Китае и Японии рыба также является одним из важнейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просоленную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибетцы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу.
Коренные народы Сибири, леса которой богаты грибами, используют разве что мухоморы, и то в качестве наркотиков. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину. Для населения всей Средней Азии плов является национальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде лаваша, а в Средней Азии — в виде лепешек.
Быт. Болгары, например, совершенно иначе, чем большинство других народов, кивают при произнесении «да» и «нет». Американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколоткой); англичане не умываются под текущей струей воды (как, скажем, русские).
По особенностям быта донские казаки ближе к украинцам, но говорят на русском языке и считают себя русскими.
Похожесть людей одного этноса также не всегда обязательна. Например, большинство латиноамериканских народов состоят из представителей трех разных рас. При развитии этносов резкие расовые различия внутри него большей частью постепенно исчезают в результате эндогамии — заключения браков внутри своего этноса.
Менталитет этноса — это глубинный духовный склад, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет проявляет-
ся и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем их мире.
Исследования показали, что у народов Севера, сформировавшихся и живущих в специфических природно-кли-1атических условиях, образно названных Джеком Лондоном <белым безмолвием», отмечается специфическая традиция юсприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявле-шй у представителей северных этносов и на поведенческом гровне.
Художники Комар и Меламид рисовали картины, отра-сающие, по их.мнению, эстетические вкусы того или иного народа. Различия были весьма существенны, а некоторые результаты неожиданны. Так, Комар и Меламид, интерпретируя результаты опросов в виде картин, пришли к выводу, что эстетические вкусы русских весьма близки вкусам аме-шканцев и в то же время существенно отличаются от вкусов 'краинцев. Если это действительно так, то возникает много побопытных исследовательских вопросов относительно того, саким образом у двух близкородственных народов могли формироваться большие различия в эстетическом воспри-1тии мира, отражающем довольно глубинные пласты наци-шального менталитета, в то время как по ряду других характеристик они достаточно близки друг к другу.
И еще один, в отличие от предыдущего, бесспорный факт. Финны стали употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение нескольких столетий финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человек добывает все необходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же, творение природы, можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека. Очень интересные соображения о влиянии природно-климатических условий на национальный характер русских находим у В.О. Ключевского. Он писал: «... своенравна... природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы
Лекция 2
Этнический состав населения мира
обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось...
...природа отпускает ему мало удобного временя для земледельческого труда и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Ве-ликороссии...
Невозможность рассчитать, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе уменье подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это уменье и есть то, что мы называем задним умом»16.
Необходимо иметь в виду, что выводы В.О. Ключевского не проверялись строго научными методами (да и не могли
16 Арутюнов С.А Народы и культуры: развитие и взаимодействие М., 1989. С. 43.
быть проверены). Поэтому они интересны как размышления крупного историка, иллюстрирующие, но не доказывающие влияние природных условий на психический склад русского этноса.
Следующим условием бессознательного усвоения человеком менталитета этноса является то, что в нем присутствуют имплицитные концепции личности и ее воспитания (имплицитные — т. е. подразумеваемые, но не сформулированные).
Естественным следствием наличия имплицитной концепции личности является наличие в менталитете этноса концепции воспитания. Именно она во многом определяет то, чего взрослые добиваются от детей, подростков, юношей, и каким образом они это делают; ее можно рассматривать как центральную ценностную ориентацию взрослых в сфере социального поведения по отношению к подрастающим поколениям.
Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на таких примерах. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80% узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей — недопустимым. Тогда как около 80% эстонцев не считают согласие родителей обязательным, а 50% вполне допускают развод при наличии детей.
В центральной Азии, с ее благодатным климатом и исламской культурой, национальные традиции поощряют высокую рождаемость, осуждают женщин, не рожающих детей. Поэтому до сих пор счастье семьи — в первую очередь в ее многодетности, и не случайно уровень рождаемости в этом регионе в два с лишним раза выше, чем в России, и в три с лишним раза выше, чем в Прибалтике.
В то же время у грузинских горцев, столетиями живущих в суровых природных условиях, в постоянной борьбе за выживание и пропитание, обычаи и общественное мнение, от-
2. Этнография
Лекция 2
Этнический состав населения мира
ражающие национальные традиции, наоборот, порицают плодовитость женщин.
В процессе половой социализации влияние на менталитет этноса идет благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов.
Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфере межличностных отношений. Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе.
Этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению, в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, а младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.
В европейских культурах подростки и юноши в достаточно большой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному проявлять свое отношение к ним, вплоть до грубости и неуважения, а в Азии и на Кавказе дело до сих пор обстоит во многом иначе. Здесь по-прежнему сильны традиции уважения и почтительности к старшим, даже и не очень близко знакомым, а к последним — тем более явно проявляется традиционное уважение значительно чаще, чем в Европе и Америке. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей и складывается его отношение к этим связям.
Этническое самосознание — один из наиболее надежных показателей этноса, поскольку оно заключается, в первую
очередь, в национальной идентификация, т. е. в осознании своей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как целого. Затем постепенно, с возрастом, появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (в одних этносах более обостренное, в других почти размытое). И наконец, появляется представление о родной земле.
Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идет констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатацией дело никогда не ограничивается, ибо она идет в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этносов. Естественно, что сравнение и следующая из него оценка, как правило, не бывают объективными. Уже в детстве происходит искажение образа своего этноса (в позитивную сторону) и других этносов (чаще в негативном смысле). Вследствие этого уже в раннем возрасте нередко возникает явление, которое психологи называют этноцентризмом. Этноцентризм — склонность воспринимать все жизненные явления с позиций своей этнической группы, рассматриваемой как эталон. В крайней форме этноцентризм проявляется в убежденности в превосходстве своей группы, в неприятии других этнических групп, с допущением по отношению к ним агрессивного поведения.
Осознание сходства чего-либо с чем-либо или кого-либо с кем-либо требует наличия у человека способности к обобщению, владения понятиями, охватывающими сходные признаки ряда объектов, т. е. достаточно развитого интеллекта. А осознание различия возможно всего лишь на эмоциональном уровне, поэтому осознать различия представителей двух этносов можно на уровне «они мне противны», а обнаружение сходства — дело значительно более трудное.
Межэтнические установки могут быть весьма устойчивыми, превращаясь в стереотипы, тем не менее они способны меняться в процессе исторического развития.
Лекция 2
Этнический состаа населения мира
Например, в начале XVIII в. считалось, что англичане склонны к революциям и вообще к переменам в своей жизни, а французы, наоборот, весьма консервативны. Основанием того, очевидно, послужила английская революция, активная заморская торговля британцев, смена королевских династий в Англии на рубеже XVII и XVIII вв. Прошло столетие, и Великая французская революция, а также последовавшие за ней события изменили названные стереотипы на противоположные. Другой пример: в начале XIX в. немцев считали непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике и предпринимательству. Но промышленный переворот в Германии сделал этот стереотип безнадежным анахронизмом.
О нации как о реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить тогда, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этнической общности людей, а не об их национальной принадлежности.<