Сотрудничество ради конкуренции

В полемике на тему «индивидуализм против коллективизма» или «капитализм против социализма» люди обычно ссылаются на избранные примеры из мира природы для того, чтобы доказать: либо что люди по своей природе агрессивны, склонны к конкуренции и иерархии, либо что они, наоборот, миролюбивы, склонны к сотрудничеству и помощи другим. Однако если на мгновение задуматься, то можно увидеть — эти на первый взгляд противоположные характеристики на самом деле тесно связаны друг с другом с эволюционной точки зрения. Способность к сотрудничеству и взаимный альтруизм первоначально возникают потому, что они дают преимущество тем индивидам, которые ими обладают. Способность работать сообща в группах — социальный капитал — давала преимущество в конкуренции первым людям и их человекообразным предкам, поэтому качества, поддерживающие сотрудничество в группе, распространились. Когда возникают группы, между ними начинается конкуренция, способствуя развитию более высокого уровня кооперации внутри самих групп. Общественное поведение шимпанзе в Гомбе связано по меньшей мере с тем фактом, что им приходится конкурировать друг с другом в пределах группы. По словам биолога Ричарда Александера, человеческие существа сотрудничают, чтобы конкурировать 18.

Исследователи политического развития описали феномен, названный «оборонительной модернизацией»: появление новых военных технологий в одном государстве вынуждает конкурирующие общества не только овладевать технологией, но и создавать политические и экономические институты, необходимые для производства этой технологии, — такие, как налоговые и регулирующие властные структуры, стандартизация мер и весов, а также система образования. Что-то вроде этого имело место в Турции в первой половине XIX века и в Японии на сорок лет позже, когда они столкнулись с западной военной мощью 19. Другими словами, внешняя военная конкуренция порождает внутреннюю политическую кооперацию.

Большие размеры и быстрый (по эволюционным масштабам) рост человеческого мозга связаны с подобной же серией гонки вооружений между человеческими существами — развитием, которое впоследствии создало возможность появления языка, общества, государства, религии и всех социальных институтов, которые человеческие существа изобрели. Рэнгхэм указывает на карликовых шимпанзе, или бонобо, как на эволюционную альтернативу, демонстрирующую отсутствие необходимости в том, чтобы человеческие существа стали такими агрессивными и склонными к насилию, какими они являются. Эти животные — просто мечта либерала: самцы бонобо гораздо менее склонны к насилию, чем самцы шимпанзе; как самцы, так и самки бонобо меньше конкурируют за статус в иерархии; особи женского пола играют гораздо более важную политическую роль в стае; и все постоянно занимаются сексом, как гетеро-, так и гомосексуальным. Вопрос, для ответа на который мы, может быть, никогда не получим достаточно данных, заключается в том, случайно ли люди произошли от шимпанзеобразных предков, а не от бонобообразных — ведь вполне может быть и так, что агрессия и склонность к насилию шимпанзеобразных предков как людей, так и современных шимпанзе и было тем, что подтолкнуло развитие интеллекта, социальности и множества других общественных характеристик человеческой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: