Диво Барсотти. Достоевский. Христос – страсть жизни. – М.: Паолине, 1999.
Ермилова Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского "Идиот". – Иваново, 1993.
Курганов Е. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Опыт прочтения. – СПб.: Звезда, 2001.
Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения: Сб. работ отечественных и зарубежных ученых / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М., 2001.
Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. – СПб., 2001.
Ф.М. Достоевский и Православие. – М., 1997.
Занятие 4
Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» как «политический роман-памфлет-трагедия» (С.Г. Бочаров)
Программа
1. Нигилизм русского народа, русская революция, Апокалипсис – основные темы романа Ф.Достоевского «Бесы».
2. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утратившей связь с народом (Николай Ставрогин).
3. Значение образов Кириллова, Шатова.
4. Проблема христианской нравственности в романе.
5. «Бесы» как роман-предупреждение против всякого тоталитаризма.
|
|
Литература
Исследования
Баршт К.А. «Повесть безвременных лет»: О романе Достоевского «Бесы». – СПб., 1994.
Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. – М., 1979.
Руднев В.П. «Злые дети»: мотив «инфантильного поведения» в романе «Бесы» // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.И. Осипова. – Ижевск, 1990. – С. 105 – 113.
Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. – М., 1990.
Людмила Сараскина. Фёдор Достоевский. Одоление демонов – М., 1996.
Степанян К.А. Достоевский и язычество. – Смоленск, 1992.
Тарасов Б. Вечное предостережение: «Бесы» и современность // «Новый мир». – 1991, № 8.
Ф.М.Достоевский. Бесы. Роман в трех частях. "Бесы": Антология русской критики / Сост. подгот. текста, послесл., комм. Л.И.Сараскиной – М.: Согласие, 1996.
Занятия 5, 6
Роман «Братья Карамазовы»
Как итог идейно-творческого развития Ф.М. Достоевского
Программа
1. Система ценностей, жизненные принципы «земного ангела» Алеши Карамазова:
а) в чем сходство и в чем отличие характеров Алеши и князя Мышкина?
б) Алеша и «карамазовщина», какой смысл вкладывается в это понятие?
2. История личности Дмитрия Карамазова как путь человека к нравственному перерождению:
а) противоречивость и неоднозначность характера Дмитрия;
б) какую роль в развитии характера героя сыграло обвинение в убийстве отца?
3. Философско-этическая позиция Ивана Карамазова:
а) как представляют Ивана его исповедь Алеше и «Легенда о Великом инквизиторе»?
б) проблема нравственной ответственности Ивана за смерть отца, Иван и Смердяков.
4. Концепция человека в произведении (образы братьев Карамазовых, Зосимы, Грушеньки, Екатерины Ивановны).
Литература