Характеристика эволюции (периодов) литературного развития

С завершением ХХ века становится очевиднее, где и как пролегали в этом столетии пути русской литературы. Само время решило спор о ее роли и месте.

Представляя собою большое и сложное идейно-эстетическое явление, русская литература первой половины XX века была теснейшим образом связана с теми историческими событиями, которые круто изменили судьбу России: Октябрьской революцией, Гражданской войной, строительством социализма, Великой Отечественной войной.

В литературном процессе данного времени выделяются два периода:

литература 1917-1929 гг.;

литература 1929-1956 гг.

1. Литература 1917 - 1929 гг.

Революционное время – время особого состояния общественного сознания, оно не могло не сказаться на художественной культуре. Попытка переустроить старый мир повлекла за собой глубокое внутреннее изменение литературы. И все же она шлапопути, проложенному великими предшественниками, а ее лучшие достижения определялись творческим освоением традиций рус­ской классики.

Картина литературной жизни первых лет Советской власти достаточно сложна. Для многих писателей вопрос о гуманистической роли революции и судьбах России оказался неразрешенным. Некоторые из них не покинули Родину (А. Ахматова, Б. Пастернак и др.), другие вынуждены были эмигрировать (И. Бунин, В. Набоков, Д. Мережковский и др.), третьи были выдворены советским правительством за границу (Н. Бердяев, М.Осоргин и др.).

С большими трудностями осваивали новую действительность такие писатели, как М. Горький, А. Блок, С. Есенин, М. Пришвин, Б. Пильняк, К. Тренев. Напротив, В. Маяковский, А. Серафимович, В. Брюсов, Д. Бедный сразу включились в борьбу за социалистическое искусство.

Пройдя суровую школу Гражданской войны и участвуя в мероприятиях Советской республики, сформировались молодые писатели: Д. Фурманов, А. Фадеев, Вс. Иванов, Л. Леонов, К. Федин, А. Малышкин.

И все же самую активную деятельность в те годы развернули поэты, прозаики и теоретики Пролеткульта (Н. Полетаев, В. Казин, Н. Ляшко, А. Богданов), а также футуристы (В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев), имажинисты (А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев).

Стоит подчеркнуть, что большевистская партия уже тогда не была в стороне от культурной жизни страны, а стремилась ее как-то организовать, направить (письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах»).

По окончании Гражданской войны, с принятием в 1921 году нового курса в экономической политике, общественно-литературное движение испытало определенный творческий подъем.

С 1923 года возникли литературные группировки (РАПП, ВОКП, ЛКЦ, Леф, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.), шел поиск новаторских форм, позволяющих полнее и глубже отразить жизненные реалии.

Советские писатели с разных идейно-художественных позиций освещали революцию и Гражданскую войну («Партизанские повести» Вс. Иванова (1922), «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Железный поток» А. Серафимовича (1924), «Разгром» А. Фадеева (1926), «Белая гвардия» М. Булгакова (1925), «Конармия» И. Бабеля (1926) и др.), начавшееся социалистическое строительство («Хорошо!» (1927), «Рассказ литейщика Ивана Козырева...» (1928) В. Маяковского, «Чевенгур» (1929) А. Платонова и др.), обличали общественные пороки («О дряни» (1921), «Прозаседавшиеся» (1922) В. Маяковского, «Аристократка» (1923), «Баня» (1924), «Административный восторг» (1925) М. Зощенко, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (1928) и др.), обращались к национальной истории («Кюхля» Ю. Тынянова (1925), «Салават Юлаев» С. Злобина (1927) и др.).

Вопреки концепциям различных литературных группировок, партия большевиков во второй половине 1920-х годов развернула огромную работу «на литературном фронте» (резолюция ЦК РКП(б) от 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы»). Ставилась задача мобилизовать все литературные силы, чтобы писатели могли воссоздавать жизнь такой, какой она стала после революционных перемен, раскрывать закономерности ее движения, утверждать в сознании читателей революционно-социалистическую перспективу.

Активнее велись споры о новом методе в литературе и искусстве.

Литература 1929-1956 гг.

1929 год вошел в историю советской страны как год великого перелома. Он определил начало грандиозных экономических и социальных преобразований в государстве, которые должны были привести республику Советов к победе социализма. Однако беспримерный энтузиазм народа, его вера в светлое будущее столкнулись с партийной диктатурой.

При деспотической модели власти советская литература во многом утратила свою творческую свободу, стала изображать не жизнь во всей ее полноте, а иллюстрировать предписанные закономерности, в том числе и такую, как непременное обострение классовой борьбы по мере укрепления социалистических завоеваний. В большинстве произведений общество было представлено своей социальной принадлежностью, тем не менее оно выглядело однородным, «беспроблемным» («Гидроцентраль» М. Шагинян (1931), «Мое поколение» Б. Горбатова (1933), «Роза ветров» Г. Алексеева (1933) и др.). О человеке привыкли говорить, исходя из тезиса: «Незаменимых людей нет».

С начала 1930-х годов абсолютно игнорировался опыт писателей русской эмиграции (И. Бунина, В. Набокова, А. Ремизова и др.), достижения философской мысли в эмиграции (Н. Бердяева, С. Булгакова, Г. Федотова и др.).

В этих условиях, во исполнение постановления партии «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), был провозглашен «основной метод советской литературы» – метод социалистического реализма. Термин «социалистический реализм» после Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934) был внесен в Устав писателей СССР.

Несмотря на провозглашенное «эстетическое единство», активность писателей не угасала. Появлялись книги, в которых с большим мастерством рассказывалось о «буднях великих строек» («Соть» Л. Леонова (1930), «Поднятая целина» М. Шолохова (1932), «Женьшень» М. Пришвина (1933) и др.). Они отличались интересными наблюдениями, глубокими раздумьями о смысле человеческого счастья.

На 1930-е годы выпал расцвет жанра советского исторического романа («Петр Первый» А. Толстого (1930-1945), «Емельян Пугачев» В. Шишкова (1938-1945), «Цусима» А. Новикова-Прибоя (1932-1940) и др.).

Тогда же написаны лучшие произведения первой половины XX века – «Тихий Дон» М. Шолохова (1927-1940), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (1929-1940), «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (1925-1936), «Хождение по мукам» А. Толстого (1921-1941), «Котлован» А. Платонова (1930). И здесь подтвердилась точка зрения М.М. Бахтина на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Лишь в свете данной идеи понятны столь значительные творческие открытия этих мастеров художественного слова.

Великая Отечественная война показала огромный духовный потенциал русской литературы, мужество и самоотверженность советских писателей. Как голос самого народа-воина звучали стихотворения-клятвы, боевые призывы, напутствия («Священная война» В. Лебедева-Кумача (1941), «Жди меня» К. Симонова (1942), «Клятва» А. Ахматовой (1941) и др.). В пламени боев, на передовой, создавались «Василий Теркин» А.Твардовского, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М.Шолохова.

Духовное состояние общества в те грозные дни верно выразила О. Берггольц:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, как тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

что внуки позавидовали б нам.

Да и после войны, в первое послевоенное десятилетие, «сороковые, роковые» по-прежнему оставались одной из ведущих тем советской литературы («Враги сожгли родную хату» М. Исаковского (1946), «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского (1946), «В окопах Сталинграда» В.Некрасова (1946), «Весна на Одере» Э. Казакевича (1949) и др.). Именно в теме войны заметнее всего ощущалось предчувствие общественных перемен.

Наступал 1953-й год, а за ним – 1956.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: