М.И. Цветаева (1892-1941)

Родилась в Москве. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Мать была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца. Детские годы прошли в Москве и на даче в Таруссе. Получала образование в Москве, Лозанне и Флейбурге. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет, начала печататься с шестнадцати. Первый сборник «Вечерний альбом» (1910). Книгу заметили и одобрили В. Брюсов, Н. Гумилев и М. Волошин. В этом альбоме Цветаева пишет о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности. В лучших стихотворениях первой книги уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным. Вслед за «Вечерним альбомом» появляется второй сборник «Волшебный фонарь», в котором затрагиваются темы, связанные с конфликтом детской идиллии и взрослой трагедии повседневности. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха.

Годы первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста. В 1916 году выходит сборник стихов «Версты». Композиционной основой сборника становится странствие лирической героини по культурам, эпохам, по душам людей, являющихся знаками этих культур. В январе-марте 1917 года было написано несколько лирических стихотворений, в том числе о Февральской революции: «Пал без славы Орел двуглавый. – Царь! – Вы были неправы». В некоторых стихах, написанных в это время, звучат радостные ноты: «Мировое началось во мне кочевье…». После октябрьского переворота Цветаева отказалась от своих иллюзий. В мае 1922 года ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, белому офицеру. Берлин. Прага. Париж. Эмигрантская жизнь была трудной, но творческая жизнь не ослабевала. В1923 году в Берлине вышла книга «Ремесло». В 1924 написаны «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным. Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 году – «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925. К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…» Тоска по Родине звучит в стихотворениях «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон», «О неподатливый язык…» и др. Важное значение для понимания позиции Цветаевой, выявившейся к 30-м годам, имеет цикл «Стихи к сыну». Здесь она говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей. В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью вернулась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось. Муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия находилась в лагере. Цветаева жила в Москве в одиночестве и бедности. Эвакуация забросила ее с сыном в Елабугу, где поэтесса в 1941 году покончила с собой.

Наследие Марины Цветаевой велико. Среди созданного, кроме лирики, – семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: