На рубеже 50-х – 60-х гг. появляются поэты, сочетающие в своем творчестве открытую публицистичность с формальными поисками. В стихотворениях Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского гражданский пафос и условный мир лирического героя раскрываются при помощи авангардистского поэтического арсенала: создание неологизмов, звукопись, использование неклассических размеров, эксперимент с неточной рифмой, графическое выстраивание текста. Поэзия этих авторов получила название эстрадной, так как была ориентирована на слуховое восприятие.
К середине 60-х гг. наряду с поэзией, опирающейся преимущественно на прямое публицистическое вмешательство в жизнь, возникает другая, получившая название «тихая лирика». Объектом художественного исследования Н. Рубцова, В. Солоухина, А. Прасолова становятся те жизненные процессы, которые в прежние годы не замечались или их обходили стороной. Усиливается тяга к философскому осмыслению мира, к поиску новых граней вечных тем, касающихся человеческого бытия.
Кроме этого, в поэзии представлены авторы, использующие опыт модернизма рубежа веков. Их творчество усложнено, элитарно и богато ассоциациями. Это такие поэты, как А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер, Б. Ахмадулина, а также ленинградская школа, группирующаяся вокруг А. Ахматовой и представленная именами И. Бродского, Е. Рейна, А. Наймана.
В начале 60-х гг. большую популярность приобретает бардовская поэзия А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Стихи бардов, положенные на музыку, шли к слушателю, но официально поэтами они не признавались. Лишь в 80-е гг. их тексты стали появляться в печати.
К началу 70-х гг. поэтический бум исчерпал себя. Чтобы публиковаться в периодике, авторам надо было ограничивать себя дозволенной тематикой и соответствующей идейной направленностью. Поэтому 80-е гг. характеризуются падением интереса к современной поэзии и усилением интереса к творчеству «возвращенных» поэтов: Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Клюева, Цветаевой, Иванова и др.
В 90-е гг. начинают усиленно печататься как поэты андеграунда, чье творчество было известно лишь узкому кругу слушателей, так и поэты всех трех волн русской эмиграции. В 1965г. создается первое неформальное литературное объединение СМОГ: «свежесть, мысль, образ, глубина» или «самое молодое общество гениев». Наиболее активные участники группы – Л. Губанов, С. Соколов, Ю. Кублановский. Они выступали против громкой эстрадной поэзии, называя ее поэзией гражданских поз.
Поэты «лианозовской школы» (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир) тяготеют к традициям игровой поэзии. Они отказываются от прямого лирического пафоса и нарушают эстетические нормы. Их поэтика стремится к конкретике и минимализму, используя приемы абсурда, разрушая культурные стереотипы, создавая новую поэтическую реальность.
К концу 70-х гг. на первый план выдвинулось неформальное сообщество поэтов, использующих в своем творчестве опыт концептуализма. Они воздерживались от шумных социальных выступлений, сосредоточились на решении профессиональных задач, занимаясь моделированием процессов восприятия и утверждением феномена текста. В круг литераторов, ориентированных в своем творчестве на концептуализм, входили В. Сорокин, Г. Айги, Д. Пригов, Т. Кибиров.
В 1978г. состоялось первое совместное выступление поэтов-метаметафористов. К ним относятся А. Парщиков, И. Жданов, К. Кедров. В качестве своих поэтических предшественников они называют ОБЭРИУ. Эти поэты экспериментируют с семантикой произведения, в частности, Кедров изложил идею метаметафоры в программной книге «Поэтический космос».
В 80-е гг. заявляет о себе группа куртуазных маньеристов: В. Степанцов, В. Пеленягре, Д. Быков и др. Их художественная практика –искусная стилизация. Авторы помещают своих героев в атмосферу прошлых веков, подчеркивают свою независимость от настоящего, от идеологии и политики, от современной эстетики и поэтики.
Таким образом, в развитии русской поэзии ХХ века можно выделить следующие основные течения: эстрадная поэзия, «тихая лирика», бардовская поэзия и поэзия андеграунда.