Поэзия военных лет
Программа
1. «Война народная» и участие в ней советских писателей.
2. Песни Великой Отечественной войны («Священная война» В.Лебедева-Кумача; «Огонек», «В прифронтовом лесу» М. Исаковского; «В землянке» А. Суркова; «Соловьи» А. Фатьянова; «Шумел сурово Брянский лес» А. Софронова и др.).
3. Лирика «сороковых, роковых» (К. Симонов, А. Ахматова, М. Исаковский, М. Дудин, Ю. Друнина и др.).
4. Блокадная лирика Ольги Берггольц.
5. Поэты, не пришедшие с войны.
Литература
Источники
Михаил Исаковский. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1981. – Т.2.
Михаил Луконин. Стихотворения. Поэмы. – М., 1984.
Сергей Наровчатов. Стихотворения. Поэмы. – М., 1983.
Константин Симонов. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1966. – Т.1.
Алексей Сурков. Собр. соч.: В 4 т. – М., 1978. – Т. 1.
Николай Тихонов Стихотворения и поэмы. – М., 1984.
Три века русской поэзии. – М., 1979.
До последнего дыхания: Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. – М., 1975.
Исследования
Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. – М., 1975.
|
|
Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. –М., 1981. – С. 164-166.
Македонов А. Свершения и кануны. – М., 1985. – С. 110-170.
Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. – Л., 1967.
Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны. – Львов, 1975.
Фрадкина С. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. – Пермь, 1975.
Занятия 12, 13
Проза послевоенного десятилетия
Программа
1. Первое послевоенное десятилетие и духовная жизнь советского общества.
2. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».
3. Правда о войне (повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда»).
4. У истоков «деревенской прозы» («Районные будни» В. Овечкина; «Деревенский дневник» Е. Дороша).
Литература
Источники
Дорош Е. Деревенский дневник. – М., 1983.
Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 1987.
Овечкин В. Районные будни. – М., 1963.
Исследования
Атаров Н. Мастерство рассказчика //Октябрь. – 1955. – № 6.
Большакова А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» ХХ века. – М., 2000.
Виноградов И. О современном герое //Новый мир. – 1961. – № 9.
Литература и современность. 1986–1987: Сб. – М, 1989. – С. 331-356.
Плоткин Л. Литература о войне: Великая Отечественная война в русской советской прозе. – М.–Л., 1967.
Приваленко М. Валентин Овечкин. – Курск, 1955.
Соловьева И. Федосеев и Иван Федорович //Новый мир. – 1963. – № 6.
Судьбы крестьянства в русской литературе. – М., 2002.
Тарасенков А. Трудные судьбы //А. Тарасенков. Статьи о литературе: В 2 т. – М., 1958. – Т.2.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(вторая половина 1950-х гг. – конец ХХ века)
|
|
Литература периода «оттепели»
Период «оттепели» условно отсчитывается от года проведения ХХ съезда КПСС (1956г.), развенчавшего «культ личности» в СССР. Период получил название по вышедшей в 1954г. повести И. Эренбурга «Оттепель». Он характеризуется оживлением во всех сферах советской жизни. Литературе этого периода свойственно преодоление культа личности, сближение с действительностью, изживание «теории бесконфликтности». С 1955г. появляются новые литературно-художественные и литературоведческие журналы: «Дружба народов», «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Дон», «Москва», «Вопросы литературы», «Русская литература». Общественную программу на демократизацию активно проводит журнал «Новый мир», главным редактором которого является А. Твардовский.
Но уже в начале 60-х гг. нападки на «Новый мир», обвиняющие журнал в «очернительных» тенденциях, сопровождают каждую острую публикацию: рассказы А. Солженицына, очерки В. Некрасова. Проходивший в 1959г. третий съезд писателей СССР выступил против попыток изображать советскую жизнь в искаженном виде.
С начала 60-х гг. проявляется стремление к изменению путей развития советского общества в послесталинскую эпоху, критика сталинского периода становится менее интенсивной, а к середине 60-х гг. исчезает из «официальной» литературы. Однако в 1964г. происходит суд над И. Бродским и высылка его из Ленинграда сроком на 5 лет, в 1966г. – выдворение из СССР Валерия Тарсиса, стоявшего у истоков самиздата.
Все же в недолгий период «оттепели» в советской литературе были предприняты попытки повернуть литературу к острым проблемам современности и недалекого прошлого, расширить диапазон тем, изменить традиционную поэтику.
Литература периода «застоя»
Состоявшийся в 1967г. 4-й съезд писателей СССР обсудил коллективный доклад «Советская литература и строительство коммунистического общества», подвел итоги за полвека существования советской литературы и предложил дать решительный отпор антикоммунизму и ревизионизму. Последним оплотом демократии оставался журнал «Новый мир». Критика его со стороны партийной печати закончилась тем, что в 1970г. А. Твардовского смещают с должности главного редактора.
В литературном процессе периода «застоя» выделяют два течения: официальная литература (публикации в советской печати) и неофициальная литература (публикации в самиздате или на Западе). К неофициальной литературе условно примыкает и литература «третьей волны» русской эмиграции.
«Деревенская проза» – это произведения В. Белова, В. Распутина, Ф.Абрамова, В. Шукшина, Б. Можаева. В одном ряду с ней стоит литература, освещающая историческое прошлое советской деревни, период коллективизации. «Военная проза» представлена панорамным романом и локальной прозой.
Важное место в литературе данного периода занимает тема труда. Прошедшие в 60-е гг. дискуссии о рабочем человеке в эпоху НТР помогли преодолеть наметившийся в некоторых произведениях схематизм в изображении героя.
В период «застоя» возникает «городская проза» (произведения Ю. Трифонова, Ю. Нагибина, Д. Гранина, А. Крона, В. Токаревой). Ее отличают психологизм, внимание к быту.
Как новое явление выделяется социально-философский жанр (произведения С. Залыгина, В. Астафьева, В. Тендрякова, Ю. Бондарева). В социально-философской прозе поднимаются проблемы отношений человека с природой, с окружающими его людьми, решаются вопросы творчества, гуманизма, нравственности. Возникает условно-метафорическая проза (произведения М. Анчарова, В. Орлова, Ф. Искандера). Драматургия в основном представлена психологически-бытовой и производственной пьесами. Самое заметное явление в ней – театр Вампилова.
|
|
«Деревенская проза»
Крестьянство – особый мир, где свой уклад и культура. После установления советской власти (до середины 20-х гг.) радикальных изменений в жизни села не было. Они начались в годы коллективизации. Этот процесс протекал с катастрофической скоростью. Прежние традиции разрушались, не успевая смениться другими.
Огромным испытанием стала Великая Отечественная война. Резче выявились различия в жизни города и деревни.
После ХХ съезда КПСС положение изменилось к лучшему, страна обратилась к проблемам села, хотя политика на сближение города и деревни еще больше побуждала к миграции. Именно в послевоенный период зарождается «деревенская проза», которой суждено было поведать о смене исторических эпох на селе, о коллективизации и ее последствиях, о превращении крестьянина в сельхозрабочего.
Точка отсчета появления «деревенской прозы» – публикация очерков В. Овечкина «Районные будни». В конце 50-х – начале 60-х гг. печатаются такие произведения, как «Владимирские проселки» и «Капля росы» В. Солоухина, «Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Хлеб – имя существительное» М. Алексеева, «На Иртыше» С. Залыгина. С выходом повестей «Из жизни Федора Кузькина» Б. Можаева, «Привычное дело» В. Белова «деревенская проза» обращается к исследованию русского народного характера, что определило новую веху в ее развитии. В 70-е гг. к периоду коллективизации обращается В. Белов в трилогии «Кануны», Б. Можаев в первой книге дилогии «Мужики и бабы».
Изменения в характере сельского жителя оригинально показаны в 70-е гг. в прозе В. Шукшина. Он чаще всего обращается к сложной ситуации, когда традиционные ценности разрушаются, а новые еще не усвоены или усваиваются поверхностно, через материальные атрибуты культуры.
О смене тысячелетней крестьянской цивилизации цивилизацией индустриальной наиболее полно рассказал в своих повестях В. Распутин. Уже в 1981г. литературовед Ю. Кузьменко высказал мысль, что «Прощание с Матерой» завершает развитие «деревенской прозы» и следующие произведения на тему села будут создаваться в другой системе координат.
|
|
Сейчас многие писатели обращаются к жизни села. Для них характерны противопоставление города и деревни, тема разорения села.