Надежда

Надежда — это открытость личности своим перспективам. Или иначе: это открытость своему будущему. Надежда — это импульс, творящий будущее.

Открытость личности в надежде — это открытость в потоке мироощущения. Надежда существует в сфере бессознательного, поднимаясь в сознание только в наиболее экстремальные моменты.

Надежда — это стержень, пронизывающий все ситуации предельного бытия. Она помогает сохранить цельность личности в тоске, оживляет в отчаянии и проясняет в бушующей бездне гнева. Более того, надежда позволяет направить поток гнева в конструктивное русло. Надежда — это поводырь гнева. Именно благодаря надежде гнев, наполненный слепой разрушающей силой, прозревает и личность выходит из его пространства с наименьшими потерями.

Однако надежда может существовать только благодаря вере.

§ 26

Вера

Если надежда — это открытость будущему, то вера — этооткрытость вечному. Вера — это открытость всеединству времен.

Вера — это вживание личности в свой вечностный смысл. В этом ее отличие от надежды, которая предполагает вживание в смысл будущего. Будучи устремленностью в будущее, надежда более поверхностна. И она имеет более внешний характер. Это хорошо отражено нашим языком в словосочетаниях: «надеяться на человека» и «верить в человека». В первом случае мы обостренно ждем от кого-то помощи и взаимодействия по актуальному вопросу, во втором — дарим человеку восприятие его целостности, дарим видение космической глубины его личности. Точно так же дело обстоит с реальностями, скрывающимися за словосочетаниями «надеяться на себя» и «верить в себя». Надеясь на себя, мы настолько переполнены самореализацией, что замыкаемся от мира в коридоре своих перспектив. Веря в себя, мы врастаем в мир, личностно реализуясь со всем и во всем. Надежда эгоцентрически напряжена, вера наполнена спокойным могуществом свободы от забот Эго.

На первый взгляд может даже показаться, что человек, обретший веру, больше не нуждается в надежде. Но это не так. Надежда — это почва, на которой вырастает вера в нашем мире. Или иначе: надежда — это способ самообновления веры и способ ее вхождения в конкретику мира.

Надежда — это юность веры, вера — зрелость надежды. Подлинная зрелость не отбрасывает своей юности, она вновь и вновь возвращается к ней. Надежда с ее свежей непосредственностью и непредсказуемостью необходима вере для ее возрождения и омоложения; но верно и обратное: истинная надежда выходит из недр веры. Это отражено в традиционной триаде христианской культуры: «вера — надежда — любовь».

Вера приходит к тому, кто верен себе. Верность себе означает верность своей свободе и своей любви. Свобода и любовь, проходящие сквозь время и наполняющие смыслом бытие личности, порождают веру в ее подлинности — свободную от ханжества и фанатизма. Только свободный и любящий способен быть верующим.

Но и вера, в свою очередь, творит свободу и любовь. Вера одновременно и фокусирует, и раскрывает их. Благодаря вере они преодолевают бездны тоски, ужаса, отчаяния и гнева, обретая свои запредельные очертания.

§ 27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: