Одиночество как отчаяние

Итак, мы увидели, что ужас переживается человеком в одиночестве. Когда человек выходит из ужаса, но остается в одиночестве, к нему почти всегда приходит отчаяние.

Отчаяние есть предельное углубление ужаса и выход за его пределы. Отчаяние — это проявление ужаса, когда он теряет свою остроту, сохраняя глубину и напряженность. Нельзя сказать: «острое отчаяние», мы всегда говорим: «глубокое отчаяние».

В отчаянии мы можем увидеть тоску, выжившую в заколдованном лесу ужаса. Но отчаяние есть тоска, которая приобрела столь глубокий характер, что уже не лечится ужасом. Отчаявшийся человек становится почти нечувствительным к ужасу: отчаяние есть метаморфоза тоски и ужаса. Но если и тоска, и ужас замыкают человека в себе, то отчаяние распахивает перед человеком мир. Сумерки тоски и лунный свет ужаса сменяются светом солнца. Даже одиночество отчаяния непостижимым образом распахивается. И в этой странной распахнутости одиночества человек видит исход из абсолютной безысходности.

Как понять это? Не есть ли такое утверждение насмешкой над отчаявшимся?..

Да, отчаяние — это состояние предельного одиночества и безысходности. Это очевидно каждому. Одиночество, порожденное отчаянием, концентрирует в себе безысходность и безвыходность и, пропитавшись ими, становится бесконечно тяжелым. Все то одиночество, которое намеком и призраком скользило в обыденном и предельном бытии человека, обнажается и выходит на свет. Оно заполняет все существование.

Однако предельная тяжесть одиночества-отчаяния есть путь к освобождению от бремени и одиночества-скуки, и одиночества-тоски, и одиночества-ужаса. Такое освобождение знаменует выход в запредельность. Ибо истинное отчаяние, распахивающее над человеком небо безграничного одиночества, не может найти исхода в обыденном и предельном бытии человека.

Оно обретает исход и метаморфозу в запредельном бытии человека и человеческого.

Истинное отчаяние означает, что человек не может больше существовать в обыденности и бытии-на-пределе. Истинное отчаяние есть проникновение в трагические противоречия человеческого бытия и стремление разрешить их. Из отчаяния он должен выйти не в прежние состояния, а в некое принципиально новое бытие.

Кьеркегор выделяет два вида отчаяния: страстное желание не быть собой и страстное желание быть собой. Вероятно, есть еще один вид отчаяния — страстное желание выйти за свои пределы, стать Иным. Если первый вид отчаяния может привести человека к самоубийству, а второй — возвратить обыденности, то третий выводит к запредельному бытию.

Что значит стать Иным? Что означает запредельное бытие человека, как исход отчаяния, возвышающийся над отчаянием точно так же, как оно возвышается над обыденностью?

Мы развернем ответ на эти вопросы в последней части нашего курса лекций. Сейчас же рассмотрим такие ситуации предельного бытия, как гнев, надежда, вера. После этого нам откроются реальности, порожденные волей к власти, а также волей к познанию и волей к творчеству.

3. ПРОСВЕТ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ:
ОТ ГНЕВА К НАДЕЖДЕ И ВЕРЕ

§ 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: