Итак, мы увидели, что ужас переживается человеком в одиночестве. Когда человек выходит из ужаса, но остается в одиночестве, к нему почти всегда приходит отчаяние.
Отчаяние есть предельное углубление ужаса и выход за его пределы. Отчаяние — это проявление ужаса, когда он теряет свою остроту, сохраняя глубину и напряженность. Нельзя сказать: «острое отчаяние», мы всегда говорим: «глубокое отчаяние».
В отчаянии мы можем увидеть тоску, выжившую в заколдованном лесу ужаса. Но отчаяние есть тоска, которая приобрела столь глубокий характер, что уже не лечится ужасом. Отчаявшийся человек становится почти нечувствительным к ужасу: отчаяние есть метаморфоза тоски и ужаса. Но если и тоска, и ужас замыкают человека в себе, то отчаяние распахивает перед человеком мир. Сумерки тоски и лунный свет ужаса сменяются светом солнца. Даже одиночество отчаяния непостижимым образом распахивается. И в этой странной распахнутости одиночества человек видит исход из абсолютной безысходности.
Как понять это? Не есть ли такое утверждение насмешкой над отчаявшимся?..
|
|
Да, отчаяние — это состояние предельного одиночества и безысходности. Это очевидно каждому. Одиночество, порожденное отчаянием, концентрирует в себе безысходность и безвыходность и, пропитавшись ими, становится бесконечно тяжелым. Все то одиночество, которое намеком и призраком скользило в обыденном и предельном бытии человека, обнажается и выходит на свет. Оно заполняет все существование.
Однако предельная тяжесть одиночества-отчаяния есть путь к освобождению от бремени и одиночества-скуки, и одиночества-тоски, и одиночества-ужаса. Такое освобождение знаменует выход в запредельность. Ибо истинное отчаяние, распахивающее над человеком небо безграничного одиночества, не может найти исхода в обыденном и предельном бытии человека.
Оно обретает исход и метаморфозу в запредельном бытии человека и человеческого.
Истинное отчаяние означает, что человек не может больше существовать в обыденности и бытии-на-пределе. Истинное отчаяние есть проникновение в трагические противоречия человеческого бытия и стремление разрешить их. Из отчаяния он должен выйти не в прежние состояния, а в некое принципиально новое бытие.
Кьеркегор выделяет два вида отчаяния: страстное желание не быть собой и страстное желание быть собой. Вероятно, есть еще один вид отчаяния — страстное желание выйти за свои пределы, стать Иным. Если первый вид отчаяния может привести человека к самоубийству, а второй — возвратить обыденности, то третий выводит к запредельному бытию.
Что значит стать Иным? Что означает запредельное бытие человека, как исход отчаяния, возвышающийся над отчаянием точно так же, как оно возвышается над обыденностью?
|
|
Мы развернем ответ на эти вопросы в последней части нашего курса лекций. Сейчас же рассмотрим такие ситуации предельного бытия, как гнев, надежда, вера. После этого нам откроются реальности, порожденные волей к власти, а также волей к познанию и волей к творчеству.
3. ПРОСВЕТ ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ:
ОТ ГНЕВА К НАДЕЖДЕ И ВЕРЕ
§ 24