Туристские ресурсы — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, предоставленных туристским предприятием гражданам. Ими являются природные, исторические, социально-культурные объекты, также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности потребителей туристских услуг, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. Таким образом, в туристской отрасли органически объединяются природные и социально-экономические факторы. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:
- Целостность—взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др.
- Динамичность
- Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющие тесного контакта с туризмом.
- Привлекательность – основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Туристские ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристского продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения Туристские ресурсы используется следующие механизмы.
Всемирная туристская организация выделила ряд перспективных видов туризма, которые в настоящее время развиваются опережающими темпами:
- Культурно-познавательный туризм;
- Деловой и конгрессный туризм;
- Экологический;
- Сельский (аграрный) туризм;
- Спортивный туризм;
- Лечебно-оздоровительный туризм;
- Тематический или специализированный туризм;
Туристские ресурсы принято условно разделять на естественные, то есть природного происхождения и искусственные, созданные в результате человеческой деятельности. Динамичное развитие туризма и рекреации требует развития и тех и других ресурсов, так как даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга, негативно отразится на значимости территории как туристского центра. Следовательно, формирование полноценной туристской территории требует целенаправленной и планомерной деятельности всех заинтересованных сторон.