Тема 3. Туристский продукт и его характеристика

Тема 2. Характеристика предприятий туриндустрии

Предпринимательские объединения.

C. Холдинговые структуры.

Формы предпринимательских объединений.

На рисунке 6 представлена классификация типов хозяйственных объединений предприятий в зависимость от цели деятельности.

Рис 5 Классификация типов хозяйственных объединений предприятий

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ассоциации и союзы обладают следующими особенностями:

• члены ассоциаций и союзов сохраняют свои права юридического лица и самостоятельность;

• ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов;

• участники ассоциаций и союзов вправе выйти из него по окончании финансового года;

• в ассоциацию или союз может быть принят новый участник;

• члены ассоциации или союза вправе пользоваться ее (его) услугами;

• координация деятельности членов ассоциации или союза осуществляется в сфере управляющих решений.

Предпринимательские объединения при осуществлении коммерческой деятельность образуют следующие формы:

I. Многоуровневые структуры - это формирования объединения на основе прямого участия в капитале.

Виды многоуровневой структуры.

a. Концерн - это объединение моно или многоотраслевого характера в котором фирмы связаны с акционерными отношениями, осуществляют централизованную политику в производственной, сбытовой, финансовой, организационно - экономической деятельности, проводят (реализуют) общую стратегию развития.

Концерн представляет собой промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом. Современные концерны отличаются от существовавших в начале XX в. размером своих оборотов, размахом операций и организационными формами, производством продукции очень широкого ассортимента.

Промышленные концерны в развитых странах выполняют и функции учредительства, так как огромные накопления концернов позволяют им покрывать наибольшую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов и реже обращаться к рынку капиталов.

Одной из важнейших функций промышленных концернов на современном этапе развития мировой экономики стала функция сбыта. Эта функция имеет не меньшее значение, чем производство. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

Наряду с производственными и сбытовыми функциями концерны выполняют и банковские функции для входящих в них предприятий, которые они контролируют. Кроме того, они кредитуют другие промышленные фирмы, своих поставщиков, торговые фирмы. В составе концернов могут быть финансовые компании.

С развитием научно-технического прогресса концерны превращаются в научно-технические центры, имеющие исследовательские лаборатории. В таких концернах научные исследования, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны.

Конгломерат это многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой по своей промышленной технологии. В такой фирме могут сочетаться выплавка металлов, выпуск различных приборов и прокат кинофильмов, производство самолетов и спортивных товаров и т. д. Слово "конгломерат" означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В основе образования конгломератов лежит стремление предпринимателей к более высоким норме и массе прибыли. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга. Отличия конгломерата от концерна заключаются в:

• отсутствии четко выраженной доминирующей продукции;

• стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе научно-технического прогресса;

• зависимости в меньшей степени, чем концерны, от рыночных, сезонных и конъюнктурных факторов;

• слиянии фирм в конгломераты с участием банков, однако банки не являются структурным звеном конгломератов;• обладании значительно большими финансовыми ресурсами по сравнению с концернами, поэтому они могут осуществлять долгосрочные инвестиционные программы, что не под силу концернам;

• более сложном управлении, чем концернами.

Международные концерны создают филиалы в других странах следующими путями:

• покупкой уже существующих предприятий, которые попали в финансовое затруднение;

• строительством новых предприятий, используя существующие льготы и стимулы (предоставление земельных участков либо бесплатно, либо по выгодным ценам, предоставление или строительство государством необходимой инфраструктуры, прямые государственные субсидии).

Перечисленные выше хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно-правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму. По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий. Если же исходить из того, что хозяйственные объединения не предполагают утраты входящими в них предприятиями своей самостоятельности, то с точки зрения организационной формы можно выделить шесть основных типов современных объединений: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы. По действующему российскому законодательству ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, а остальные — коммерческими. Ниже представлена общая схема классификации типов хозяйственных объединений предприятий, функционирующих в экономике России.

b. Консорциум - организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения. Т.о., это форма объединения временного (постоянного) объединения участников с целью реализации крупных хозяйственных, научно-технических и социальных проектов. Виды:

- Закрытые – заказчик заключает контракт с каждым участником проекта в отдельности, на выполнения определённого задания, однако каждый исполнитель не знаком со всем проектом;

- Открытые – участники подчиняются совместно избранному фирме- лидеру. заказчик заключает контракт с лидером, который отвечает за реализацию проекта. Форма ответственности участников солидано-субсидиарная и лидер имеет право на дополнительную прибыль.

Большое распространение в последние годы в России получило такое хозяйственное объединение предприятий, как холдинг.

“ХОЛДИНГ КОМПАНИ” – (от английского холдинг – владеющий)- это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними.

Холдинг — это предприятие любой организационно-правовой формы, владеющее акциями других компаний. Российские нормативные акты предусматривают два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый). Финансовым считается холдинг, более 50% капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности финансовый холдинг не имеет права, поскольку он объединяет капиталы, а не предприятия. Поэтому этот холдинг по существу не является объединением предприятий.

Смешанный холдинг характеризуется тем, что его материнская компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинги смешанного типа больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий, в которых осуществляется сложная научно-техническая, производственная и другие виды деятельности. Холдинги такого типа могут также выполнять функции генерального подрядчика, осуществлять научно-техническую и коммерческую деятельность, координировать конверсию оборонных производств, заниматься внешнеэкономической деятельностью от имени дочерних предприятий.

Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, допускаемой законодательством. Наиболее часто в мировой практике холдинг — это АО открытого типа, в некоторых странах холдинг может быть АО закрытого типа или товарищество с ограниченной ответственностью. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран. Очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они способны реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому они являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства.

В состав холдинга могут входить:

• материнская холдинговая компания (собственно холдинг);

• дочерние предприятия;

• зависимые предприятия.

Нормативная база по холдингам в России находится в стадии формирования. Документом, регулирующим правовые отношение при создании холдингов, является Временное положение "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденное в ноябре 1992 г. Указом Президента России. Следует отметить, что названный выше документ распространяется только на те холдинги, в которых доля капитала, находящегося в государственной собственности, превышала 25%.

d. Финансово-промышленный группы - это совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы для реализации крупных проектов и программ, направленных на повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

ФПГ в России образуются для преодоления кризиса в отечественной экономике. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений, вошедших в эту структуру. ФПГ создаются для совместной реализации инвестиционных и других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг, создания новых рабочих мест. Создание ФПГ с участием предприятий России и стран СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интеграционные процессы.

Образование ФПГ с участием предприятий, создающих научно-техническую продукцию, будет способствовать сохранению отечественных технологических достижений в космонавтике, микроэлектронике, лазерной технологии и в других конкурентоспособных направлениях.

Формирование ФПГ в России регламентируется следующими документами:

1. Федеральным законом РФ "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

2. Указом Президента РФ "О создании ФПГ в Российской Федерации" № 2096 от 5 декабря 1993 г.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О программе содействия формированию ФПГ* № 48 от 16 января 1995 г.

Согласно указанным документам ФПГ формируются на основе добровольного вхождения предприятий, банков и других учреждений в состав группы, соблюдения норм антимонопольного законодательства, обязательности учета специфики входящих в объединение структур.

Инициатива создания ФПГ может принадлежать предприятиям, учреждениям и организациям. В реальной жизни такое образование ФПГ является преобладающим, так как позволяет находить более выгодных партнеров. Не исключено образование ФПГ по решению правительства. В этом случае организационные проблемы могут решиться быстрее. Такое формирование ФПГ целесообразно в случае, когда необходимо реализовать крупномасштабные проекты.

В Российской Федерации ФПГ могут создаваться тремя способами:

1) в форме открытых акционерных обществ;

2) путем передачи пакета акций, находящихся в собственности участников группы, в доверительное управление одному из участников (ФПГ-траст);

3) приобретением одним из участников пакета акций других предприятий и организаций, становящихся участниками ФПГ.

Создаваемая ФПГ регистрируется в государственных органах, если соблюдены требования антимонопольного законодательства и нормативных актов РФ о финансово-промышленных группах.

В соответствии с действующим законодательством в ФПГ могут входить производственные, научно-производственные предприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, банки, инвестиционные фонды, холдинговые и страховые компании, торговые фирмы, строительные и транспортные предприятия, биржи, В состав ФПГ, кроме коммерческих, могут быть включены и некоммерческие организации, в том числе иностранные.

Основные признаки ФПГ, выступающей как самостоятельный субъект хозяйственного оборота:

• организационное единство;

• объединенное имущество;

• юридическая самостоятельность;

• самостоятельная имущественная ответственность в объединенных обособленных активах.

Имущественная обособленность ФПГ основывается на отделении имущества ФПГ от имущества участников, в то же время административная ответственность и форма собственности не меняются. Это важно для создания материальной предпосылки ответственности ФПГ по долговым обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Несмотря на то, что ФПГ является консолидированным субъектом экономики, важен лидер, заинтересованный в реализации новых идей. Таким лидером может быть как промышленник, так и банкир. В западных странах центром ФПГ являются банки, при этом руководители банков вводятся в Советы директоров финансово-промышленной группы и участвуют в управлении инвестиционной деятельностью.

К середине 1995 г. в России было зарегистрировано 15 ФПГ: "Уральские заводы" (Ижевск), "Русхим" (Москва), "Нижегородские автомобили", "Интеррос" (Москва), "Объединенная промышленно-строительная компания" (Рязань) и др.

II. Стратегические партнерства – это объединения компаний без прямого участия в капитале, как правило, это сотрудничество некоторой компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения ее экономических и стратегических целей. Различают следующие формы стратегических партнерств:

1. Партнерство картельного типа:

а) картель (франц. cartel от итал. cartelio) - форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством или ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий.

Картельное соглашение - договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести.

б) синдикат - (от лат. sindicatus, sindicus - поверенный, представитель) - 1) объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Синдикат учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. Синдикаты могут создавать и банки. Члены банковского синдиката приобретают ценные бумаги, выпускаемые любым участником группы; 2) группа инвестиционных дилеров, согласившаяся купить новый выпуск ценных бумаг для распространения между инвесторами.

в) пул - (англ. pool - общий котел) - форма объединения, соглашения между предпринимателями, обычно имеющая временный характер, при которой прибыль ее участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным соотношениям.

2. Лицензионный тип партнерств:

-соглашение предоставлений нововведений;

-франчайзинговые соглашения, соглашения типа «центр - периферия», при котором одна фирма – франчайзи заключает лицензионное соглашение – «франшизу» об использовании технологической схемы и товарной марки другой фирмы – «франчайзер» в обмен на уплату регулярных взносов. Виды франчайзинга: по сфере деятельности (товарный, производственный, деловой), по масштабам распространения (индивидуальный, региональный развивающийся).

- т.д.

3. Управленческий тип стратегического партнерства - союз предпринимателей по поводу указания услуг в области управления.

Выводы по теме: «Системная модель фирмы, принципы деятельности фирмы, типология фирм».

Организация – это сознательно контролируемое социальное образование с определенными границами, которая функционирует на относительном постоянной основе для достижения поставленных целей.

Для характеристики предпринимательской деятельности принято использовать понятия фирма и предприятие.

Фирма – является основным субъект экономической системы, зарегистрирована в определенно - правовой форме и осуществляющей предпринимательскую деятельность для достижения определённой цели. Фирма может владеть и управлять одной или несколькими хозяйственными единицами, то есть предприятиями. Таким образом, предприятия - это объект предпринимательской деятельности, существующий в виде определенного имущественного комплекса.

Любую фирму можно рассмотреть как:

1. подсистему ряда других систем (отраслевых, национальной экономики, территориальных, мировой системы);

2. сложную систему - построенную для решения много целевых задач и описать которую можно с различных точек зрения;

3. как динамическую, изменяющуюся в результате происходящих в ней процессов;

4. как социально - техническую систему, проектируемую на основе планомерного комбинирования факторов производства для выпуска определенных товаров;

5. как открытую систему, ключевые факторы которой находится во внешней среде.

Любое предприятие функционирует в рамках внешней и внутренней среды, которые вместе формируют среду деятельности предприятия.

Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия. Таким образом, внешняя среда – это субъекты и силы активно влияющие на предпринимательскую деятельность фирмы и находящиеся за её пределами.

Внешняя среда включает микро и макро среду:

Микросреда - это ближайшее окружение фирмы (факторами микросреды являются: поставщики, конкуренты, средство массовой информации, и т.д.). микросреда косвенно управляется со стороны фирмы.

Макросреда - это субъекты и силы более широкого социального плана (факторами макросреды являются: демографическая, политико - правовая сфера, географическое расположение, научно - техническая среда). Факторы макро среды являются неуправляемыми со стороны фирмы.

Параметрами для описания внешней среды являются:

♦ сложность - это количество факторов на которые должна реагировать фирма, чтобы выжить;

♦ динамичность, скорость изменения факторов;

♦ неопределенность - это количество информации, которым фирма располагает о внешней среде.

Отдельного изучения заслуживает очень важная часть внешней среды редприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис.).

Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

Независимо от организационно-правовой формы каждое предприятие является производственной системой. Система – совокупность элементов и взаимосвязей между ними, образующих собой единую целостность. Поэтому, при исследовании работы предприятия необходимо учитывать основные принципы системного подхода:

1. Сумма свойств элементов, входящих в систему не равна свойствам самой системы (прим.: появление новшеств, не присущих конкретным элементам в связи с их объединением).

2. Принято считать, что предприятие является открытой системой, т.е. системой, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Открытая система постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, что обеспечивает ее экономическую устойчивость.

Системные представления о фирме позволяют построить системную модель фирмы, которая представлена на рисунке 5.

Принципы деятельности фирмы:

1. Экономический суверенитет;

2. Конкурентоспособность;

3. Обобществление деятельности в формах:

а) концентрации деятельности;

б) специализация сокращение товарной номенклатуры;

в)кооперирования деятельности;

г) самофинансирование;

д) самоуправление;

е) плановость;

ж) учет предпринимательского риска;

з) соблюдение моральных норм и правил;

и) соблюдение этики предпринимательства.

Классификация фирм на основе качественного признака имеет следующий вид:

1. Классификация фирм по секторам экономики.

2. Классификация фирм по масштабу деятельность (отраслевой принадлежности).

3. Классификация фирм по количественному критерию.

4. Классификация фирм по субъекту право собственности.

5. Классификация фирм по организационно-правовой форме.

6. Классификация фирм по территориально-национальном масштабе

Создания предпринимательских объединений осуществляется на основе интеграции деятельности.

Предпосылками интеграции выступают материальные вещественные и экономические предпосылки.

Виды организационной интеграции:

1) вертикальная интеграция (прямая интеграция (интеграция вперед) и обратная интеграция (интеграция назад)

2)горизонтальная интеграция.

Формы предпринимательских объединений:

1.многоуровневые структуры (концерн, консорциум, холдинговые, финансово-промышленные группы).

2.стратегические партнерства (партнерство картельного типа, лицензионный тип партнерств, управленческий тип стратегического партнерства).

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под экономикой предприятия?

2. Назовите основные факторы развития производства.

3. В чем состоит основная экономическая проблема?

4. Какова роль предприятия в решении основной экономической проблемы?

5. Каковы движущие мотивы развития экономики предприятия?

6. Назовите организационные формы предприятия, предусмотренные гражданским кодексом рф.

7. В чем состоит принципиальное различие функционирования предприятия в условиях рыночной и централизованно-плановой системы?

8. Назовите особенности перехода к рынку в россии.

9. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования рыночной экономики?

Темы для обсуждения:

1. Мотивация предпринимательской деятельности.

2. Предпринимательский риск.

3. Система внутрифирменного планирования.

4. Малые предприятия в России.

5. Государственное предпринимательство.

6. Предприятия с иностранными инвестициями.

7. Корпоративные формы объединения предприятий (многоуровневые компании).

8. Финансово-промышленные группы.

9. Франчайзинговые системы.

10. Стратегические альянсы фирм.

Задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте понятие франчайзинга.

2. В чем заключаются преимущества и недостатки франчайзинга?

3. Какие преимущества и недостатки имеют франчайзер и франчайзи?

4. Какие документы необходимо представить при государственной регистрации предприятия?

5. Каким образом осуществляется постановка на учет в налоговом органе?

6. Как открывается счет предприятия в банке?

7. Расскажите о порядке лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

8. В каких формах прекращается деятельность предприятия?

9. Что является основанием для ликвидации предприятия?

10. Каковы этапы ликвидации предприятия?

11. В какой очередности удовлетворяются требования кредиторов при прекращении деятельности предприятия?

12. Каковы формы реорганизации предприятия?

13. Что понимается под слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием предприятия?

14. Каков механизм осуществления банкротства предприятия?

15. Каким образом классифицируются партнерские отношения в предпринимательской деятельности?

16. Какие формы партнерского сотрудничества применяются в различных сферах предпринимательства?

17. Охарактеризуйте роль партнерских отношений в инфраструктуре рынка.

Тесты для проведения текущего контроля:

1. Предприятие это:

a. Имущественный комплекс;

b. Объект предпринимательской деятельности;

c. Субъект предпринимательской деятельности;

d. а,b;

e. а,b, с;

f. Нет правильного ответа.

2. Какие организации признаются коммерческими:

a. Любые организации, имеющие самостоятельный баланс и смету;

b. Любые организации, получающие прибыль, не зависимо от целей их деятельности;

c. Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;

d. Организации, зарегистрированные в качестве юридического лица;

e. Индивидуальные предприниматели;

f. Любая организация.

3. К факторам микросреды предприятия не относятся:

a. Поставщики сырья;

b. Потребители продукции предприятия;

c. Конкуренты предприятия;

d. Органы налоговой инспекции;

e. Климатические условия;

f. Контактные аудитории.

4. К закономерностям функционирования предприятия как системы не относятся:

a. Элементы системы должны соответствовать друг другу;

b. Внутренняя среда зависит от внешней среды;

c. Характеризует взаимодействие между элементами системы, они должны соответствовать их содержанию;

d. Система должна быть устойчивой в течении определённого времени;

e. Система должна обладать дополнительными резервами для развития в каждый момент времени;

f. Система должна быть адекватной и гибкой;

g. Система должна быть статичной в развитии.

5. Укажите в каком законодательном акте определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса:

a. Конституция РФ;

b. Гражданском Кодексе РФ;

c. Налоговом Кодексе РФ;

d. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95. № 88-ФЗ с изм. и доп;

e. Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ с изм. и доп;

f. Все варианты верны.

g. Нет правильного ответа.


Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс туристско-сервисных предприятий. Туристская индустрия характеризуется наличием субъектов (организаторы и продавцы туристского продукта) и их контрагентов (производители туристских услуг).

Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты рынка туристической индустрии:

· фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

· фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

· фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

· специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

· специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.);

· предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;

· предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

· рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);

· государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).

Туристский спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию.

Структура туристской индустрии представлена на рис. 6.


Туристская индустрия представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса. Таким образом, с экономической точки зрения туристская индустрия — это производственно-имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.

Продукция туристской индустрии — это туристские товары и услуги, произведенные для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в процессе туристской поездки и необходимых для обеспечения этой поездки.

Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные продукты (услуги). Этим объясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и нематериальных товаров, но основой ее, безусловно, является нематериальная составляющая — услуга (сервис).

Если туристскую индустрию рассматривать в более широком плане, то это — самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера.

Данные специализированные предприятия относятся к таким отраслям как: пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и т. д., а также сфера услуг, которыми пользуется турист.

Принципиально новая экономическая ситуация в сфере российского туризма обострила проблемы его выживания и развития в условиях конкуренции на мировом туристском рынке. Экономика российского туризма должна уделить должное внимание его развитию во всех проявлениях и формах.

Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты рынка туристической индустрии:

· фирмы-производители туристских услуг;

· фирмы-туроператоры;

· фирмы-турагент;

· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению;

· специализированные предприятия питания;

· специализированные транспортные предприятия (;

· предприятия торговли и торговые фирмы;

· предприятия сферы досуга в туризме;

· рекламно-информационные туристские учреждения;

· государственные предприятия.

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

· первичные;

· вторичные;

· третичные.

Туристские предприятия — это самостоятельно хозяйствующие субъекты, которые на основе использования имущества трудовым коллективом производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывает услуги.

Туристские предприятия могут иметь различную форму собственности (государственные, частные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д.), производить туристские товары и услуги для одного или более индивидуумов. Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование туристских предприятий различных организационно-правовых форм. Правовой основой туристского предприятия является предпринимательство. Для осуществления предпринимательской деятельности все туристские предприятия должны быть зарегистрированы в определённой организационно правовой форме, в соответствии с Российским законодательством

Туристское предприятие выполняет следующие функции:

· организация;

· маркетинг;

· производство;

· продажа (сбыт);

· закупка;

· финансовая деятельность;

· управление.

Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Для небольших турфирм, как правило, характерна линейная или функциональная структура управления. Для более крупных предприятий характерна линейно-функциональная (штабная) структура управления.

Выводы по теме «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИНДУСТРИИ»;

с экономической точки зрения туристская индустрия — это производственно-имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.

Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные продукты (услуги).

Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты рынка туристической индустрии:

· фирмы-производители туристских услуг;

· фирмы-туроператоры;

· фирмы-турагент;

· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению;

· специализированные предприятия питания;

· специализированные транспортные предприятия (;

· предприятия торговли и торговые фирмы;

· предприятия сферы досуга в туризме;

· рекламно-информационные туристские учреждения;

· государственные предприятия.

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

· первичные;

· вторичные;

· третичные.

Для небольших турфирм, как правило, характерна линейная или функциональная структура управления. Для более крупных предприятий характерна линейно-функциональная (штабная) структура управления.

Контрольные вопросы:

1. Что такое туристская индустрия?

2. Какие услуги предоставляют предприятия туристской индустрии?

3. Каковы отличительные черты туристского предприятия?

4. Какие функции выполняет туристское предприятие?

5. Назовите основные организационно-правовой формы туристского предприятия, и дайте им характеристику.

6. Какие организационные формы вы знаете, какие из них характерны для туриндустрии?

7. Раскройте содержание категории «конкуренция», перечислите и дайте характеристику основным видам конкуренции.

Темы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте понятия «туриндустрия», «гостинично-туристский бизнес», «индустрия гостиприимства», «туристская деятельность».

2. Какие условия влияют на развитие предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства?

3. Охарактеризуйте стадии осуществления предпринимательской деятельности и создания собственного дела в туриндустрии.

4. Что такое предпринимательская идея?

5. Каким образом предприниматель может купить действующее предприятие?

6. Каким образом осуществляется аренда предприятия?

Задания для самоконтроля:

1. В чем состоят особенности индустрии туризма как межотраслевого комплекса?

2. Поясните сущность указанных слов и словосочетаний: структура туристской индустрии, туроперейтинг, гостиничное хозяйство, транспортное обеспечение туризма, питание, досуг.

3. Каковы основные факторы, оказывающие влияние на развитие экономики современного индивидуального и массового туризма?

4. В чем заключается экономическое значение иностранного туризма?

5. В чем состоит экономическая и социальная значимость туризма?

6. В чем состоит эффект мультипликатора в туризме?

7. Что такое функция сглаживания туризма?

Тесты для текущего контроля:

1. Направления влияния туризма на жизнь общества:

А) гуманитарное;

Б) физическое;

В) развлекательное;

Г) промышленное;

Д) социальное;

Е) экономическое.

2. Основные стадии прохождения турпродукта:

А) потребление;

Б) производство;

В) страхование;

Г) реализация;

Д) формирование;

Е) все из выше перечисленного.

3. Основные факторы, влияющие на туррынок:

А) структура населения;

Б) образование;

В) возраст;

Г) род занятий;

Д) пол;

Е) все ответы кроме Д.

4. В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

А) основной;

Б) левый;

В) негативный;

Г) растущий;

Д) целевой;

Е) дополнительный.

5. Сегментация рынка – это:

А) деление рынка на части, которые характеризуются расовой принадлежностью потребителя;

Б) деление рынка на части, которые характеризуются национальным признаком;

В) деление рынка на части, которые характеризуются общностью требований потребителей;

Г) деление рынка на части, которые характеризуются материальным уровнем;

Д) деление рынка на части, которые характеризуются интеллектуальным уровнем;

Е) нет верного ответа.

6. Что включает в себя современная система туризма:

А) фирмы производитель туруслуг;

Б) рекламно-информационные туручреждения;

В) фирмы турагенты;

Г) фирмы туроператоры;

Д) фирмы маршрутных такси;

Е) все варианты верны.

7. Турпредприятие выполняет следующие функции:

А) продажа;

Б) производство;

В) организация;

Г) автоматизация процессов;

Д) управление;

Е) строительство.

По своим основным характеристикам туризм не имеет принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. В туризме имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров — 25%), а также особенность потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

Результат деятельности в туризме сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К таким услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги.

Таким образом, туристский продукт рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора, транспортного предприятия и т. д.). В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается классическое определение:

Туристский продуктэто совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием.

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур — как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».

Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

Туристскому продукту присущи свои специфические особенности:

1. Туристский продукт — это комплекс осязаемых (материальных) и неосязаемых (нематериальных) услуг и товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.

2. Спрос на туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

3. Как правило, потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

4. Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

5. Туристский продукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.

6. Предложение туристского продукта отличается негибким производством. Он может потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конец сезона или в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.

7. Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

8. Высокое качество туристского продукта не может быть достигнуто при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом.

9. Оценка качества туристского продукта отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы и т. д.).

10. На качество туристского продукта оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т. д.).

Туристский продукт, в отличие от туристских услуг, принимает форму товара. В широком смысле слова туристский продукт — это экономическое благо, предназначенное для обмена.

Важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это отличие и используют турагенты при продаже туристских путевок. Приобретая путевку, турист еще не приобретает туристские услуги (хотя уже и заплатил деньги), но приобретает гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора — включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.

Как указано выше, туристский продукт — это комплекс осязаемых и неосязаемых услуг и товаров. К осязаемым относятся продукты питания, одежда, различное туристское снаряжение; к неосязаемым — услуги, которые оказываются туристам (рис.)). Заметим, что неосязаемые туристские продукты также являются товаром, но в отличие от осязаемых продуктов они не ограничены количественно и их нельзя складировать или накапливать. Производство и потребление неосязаемых туристских продуктов происходит одновременно во времени и исключительно в тех местах, где они произведены. Они используются только теми туристами, которые испытывают в них потребность. Такими неосязаемыми туристскими продуктами являются услуги гостеприимства, которые предоставляют размещение в определенном месте назначения; бронирование билетов; услуги питания, которые предлагают рестораны, услуги развлечения, которые предлагают театры, клубы и т. д. в тех же местах назначения.

Рис. 7 - Основные разновидности туристских продуктов

Многие из продуктов, в которых нуждается турист для удовлетворения своих туристских потребностей и желаний, созданы самой природой, то есть естественным путем. К таким продуктам относятся, например, свет, температура воздуха, атмосферный кислород, вода. Эти продукты характеризуются как свободные ресурсы и, как правило, потребляются бесплатно (хотя для туристской экономики они могут быть и не совсем бесплатными). Все остальные ресурсы, которые используются не бесплатно, называются экономическими.

Туристский продукт как товар характеризуется потребительной стоимостью, то есть полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор стремится к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: