Сила и социальная технология.
Юдин СоцЭнц.Многие социальные функции науки связаны с приложением научных знаний и методов на практике.
Формируются устойчивые взаимосвязи между наукой, техникой и производством.
Наиболее характерно в этом отношении превращение науки в непосредственную производительную силу.
Науч. эксперимент и установка для его проведения становятся моделью для промышленного процесса.
После того, как наука более основательно развернулась в сторону практики, произошло разделение на фундаментальные и прикладные исследования.
Фундаментальные исследования нацелены на поиски фундаментальных истин. Их задача - обосновывать теоретические знания. Реальная польза от подобных исследований появляется очень нескоро, зато окупается сторицей.
Задача прикладных исследований – более непосредственная практич. эффективность и результативность знаний.
Плохо, если эти практические ориентации превращаются в главный компас научной деятельности, и наука начинает сверять свои поиски истины с тем, насколько это выгодно в одном только чисто экономическом плане. Голая экономика только отвлекает от истины. Конечно, экономическая выгода важна, но не любой ценой.
|
|
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от "малой науки" к "большой науке".
При этом наука становится массовым видом деятельности, требующим значительных общественных ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т.п.