Британский ученый М. Полани в середине 50-х гг. ввел понятие научное сообщество.
Обычно под ним понимается совокупность индивидов или коллективов, связанных обменом деятельностью по производству, накоплению или использованию знания и поддерживающих устойчивые межличностные и межгрупповые отношения.
Последнее обеспечивается
- использованием единого набора когнитивных средств (понятийного аппарата, инструментов, процедур наблюдения и вывода) и каналов получения или передачи информации (изданий и форумов),
- достаточно развитыми формами оценки науч. действием неформальных или формальных механизмов социализации. труда,
В каждом науч. сообществе наблюдаются:
- консенсус относительно целей науч. труда или критериев, которым должны удовлетворять его результаты;
- стратификация (обычно разграничивают так называемую "науч. элиту", т.е. высокопродуктивных индивидов или коллективы, составляющие устойчивое ядро научного сообщества, и "массу" низкопродуктивных, составляющих его непрерывно обновляющуюся периферию);
- партикуляризм, т.е. специфич. предпочтения относительно партнеров по обмену деятельностью;
- наконец, обусловленная ими социальная дифференциация по половозрастным, этническим и др. биографическим признакам.
Согласно Т. Куну, знание обретает статус научного, когда оно выступает в виде парадигмы, принимаемой научным сообществом.