Государственное регулирование занятости

Рассмотрим вначале общий подход к проблеме регулирования занятости. Современный подход к пониманию проблемы занятости обусловил не только ее возрастающее значение для стабилизации экономики, но и необходимость более активного вмешательства государства в регулирование этого процесса. Для объяснения такой необходимости экономисты рассматривают безработицу не только и не столько как социальное зло с точки зрения потерь для общества, но и как благо. Положительное влияние безработицы состоит в следующем:

  • безработица представляет собой резерв незанятой части трудоспособного населения;
  • наличие безработицы противостоит давлению профсоюзов и тем самым усиливает предпринимательскую активность;
  • страх потерять работу является фактором дисциплины и организации труда.

Однако превышение уровня над естественным уровнем приводит к отрицательным последствиям, среди которых отметим следующие:

  • недопроизводство и падение совокупного спроса;
  • сокращение сбережений и инвестиций;
  • ухудшение психологического климата населения и рост преступности.

Все это обуславливает необходимость государственного регулирования экономики для обеспечения экономической и социальной безопасности. Ее обеспечение предполагает следующие направления:

1. Регулирование занятости путем сокращения законодательно устанавливаемой продолжительности рабочего дня и рабочей недели в период спада производства, разработка рекомендаций по распределению рабочих мест между работниками; досрочный перевод на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года; создание новых рабочих мест и организация общественных работ; ограничение эмиграции и стимулирование репатриации; разработка законодательной базы (свод законов, регулирующих трудовые взаимоотношения и оплату труда).

2. Организация бирж труда и контроль за их работой с учетом складывающейся экономической ситуации. Эти учреждения являются, как правило, государственными, они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, исследуют состояние рынка труда и представляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации. Важной функцией бирж труда является обеспечение пособиями по безработице на период регистрации в размерах необходимого прожиточного уровня. В отношениях с предпринимателями биржи работают на основе взаимной выгоды, однако юридический надзор за исполнением взаимных договорных обязательств осуществляется государством.

3. Организация социальных фондов страхования безработных. Эти фонды предназначены для оказания специальной материальной помощи лицам, потерявшим работу. Они образуются, в основном, за счет отчислений из заработной платы работающих.

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным (эта политика проводится во многих странах и в России), когда проблема сводится к адаптации традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы. В качестве примера можно рассмотреть Закон РФ «О занятости населения», направленный на социальную защиту от безработицы.В соответствии с законом организован государственный фонд занятости с установлением процента отчислений в этот фонд сумм из заработной платы; установлен срок выплаты пособий по безработице - 12 месяцев; гражданам, проработавшим сравнительно продолжительный срок, размер пособия установлен в процентах от средней заработной платы, в том числе первые три месяца – 75%, следующие 4 месяца – 60%, а в дальнейшем – 45%; лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной оплаты труда. Размер пособий по безработице на 2006 год установлен от 720 до 2880 рублей в месяц. В принципе, этот закон соответствует международным стандартам, хотя сами пособия (как и пенсии) очень невелики.

Наряду с традиционной политикой занятости, в мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этой более широкой задачи. Так документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

  • более полное и эффективное использование рабочей силы;
  • создание условий для продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
  • инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптацией технологических процессов к возможностям работников;
  • стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).

Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющий успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от качеств и установок самого человека, другие зависят от окружающей среды. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличия позитивной трудовой мотивации), ко вторым – состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Международный аспект безработицы. По признанию западных экономистов, безработица, несмотря на наличие системы государственного регулирования занятости, остается одной из центральных проблем развитых стран. Экономические и социальные потери от безработицы в периоды спада превышают потери, связанные с монополизацией. К тому же, потеря работы на Западе обычно наносит психологическую травму и приводит к материальным потерям, связанным с невозможностью выплачивать кредиты по дому, имуществу или машине. Отрицательные последствия безработицы вызывают необходимость объединения усилий стран в поисках способов ее регулирования и выработке мер по социальной защите.

Существенной чертой сегодняшней безработицы является ее интернациональный характер. Рабочие коренной национальности в развитых странах отказываются выполнять тяжелые низкооплачевыемые работы, в особенности на строительстве и в сельском хозяйстве, за которую охотно берутся рабочие из отсталых в экономическом развитии стран. Подобное явление можно наблюдать во всех развитых странах и в России. Влияние этого явления на экономику неоднозначно. С одной стороны, приток низкооплачеваемой рабочей силы экономически выгоден как для принимающей, так и отправляющей страны. Для принимающей страны он выгоден, поскольку позволяет снизить издержки и сдержать инфляцию, для отправляющей страны позволяет снизить уровень собственной безработицы и обеспечивает приток валюты в страну. Как правило, на иностранных рабочих не распространяются меры социальной защиты, поэтому велик травматизм, иногда со смертельным исходом. Следовательно, объективный процесс интеграции труда может способствовать эффективности национальной и международной экономики. Однако, возможности реализации этого процесса затрудняются тем фактом, что интересы каждого государства остаются приоритетными по отношению к международным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: