Журналистика как система

Запишите и запомните то определение журналистики, которое нам дает Большая советская энциклопедия, поскольку это определение а) наиболее простое и точное и б) именно оно будет спрашиваться с вас на экзамене. Итак, журналистика – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и распространению информации через средства массовой коммуникации. При этом можете уточнить, что информация распространяется далеко не всякая, а только актуальная и распространяется она не как-нибудь, а периодически или, по-другому, дискретно. Можно также расшифровать, какие средства массовой информации имеются здесь в виду: это пресса, радио, телевидение, кино, Интернет и проч.

Понятию «печать», как несложно догадаться, мы обязаны процессам, сходным со штемпелеванием или клеймением – то есть прикладыванием некоей печати к документу – пергаменту, бумаге или скрепляющему сургучу, что удостоверяло его подлинность. Возможно, именно отсюда пошла неистребимая детская вера русских людей в печатное слово, в то, что «если напечатано, значит, правда».

А вот слово «пресса» зафиксировало тот же самый процесс уже на другом технологическом уровне, когда он был должным образом механизирован. На снимке один из первых печатных прессов. Сегодня этим словом обозначаются главным образом периодические издания, то есть журналы и газеты.

Синонимом слова «журналистика», определение которого, если помните, мы уже дали, у американцев стало сочетание «масс медиа», повсеместно теперь вошедшее в обиход. Mass media трактуется как комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории. В перечень этих средств, помимо традиционных периодических СМИ и Интернета, американцы включают также книги, брошюры, кино, видео.

Слово «публицистика» также зачастую используется в качестве синонима слова «журналистика», однако оно, с одной стороны, несколько шире, поскольку охватывает не только словесные и кинематографические жанры, но также и графические изображения (плакат, карикатура), а с другой стороны в рамках самой журналистики, публицистика представляет собой лишь одну из форм распространяемой массовой информации, именно ту, которая посвящена актуальным проблемам общественной жизни.

Журналистикой нередко называют «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК). СМИ – это специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио и телевидения, Интернет и проч.), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве.

А вот что такое «средства массовой коммуникации»? Коммуникация есть общение. Информация – сообщение. Общение между людьми невозможно без информации, она необходимый повод и условие для этого. То есть в термине СМК сделан акцент на социальном аспекте информационного взаимодействия.

Несколько слов надо сказать о термине «информация». Понятие берет свое начало от латинского глагола informo, что значит «придавать форму». Кроме того у него еще много значений: создавать, делать, лепить, обучать, строить, мыслить, возникать в воображении и так далее.

А что такое «система»? С середины ХХ века это одно из ключевых философско-методологических понятий, и вам необходимо знать, что оно означает. Вряд ли сегодня есть область знания, где бы не применялось понятие «система». Мы знаем об общей теории систем и целом ряде специальных теорий систем, о системном подходе, о системном анализе, системотехнике и т.д. Сейчас на слуху синергетика, наука о саморазвивающихся системах, это слово в последнее время стало очень модным.

Если заглянем в словари, то прочитаем, что система есть некое целое, составленное из частей, причем целое упорядоченное. Но, скажем, труп тоже есть некое упорядоченное единство, однако системой его не назовешь. Почему? Для того, чтобы что-либо стало системой, необходимо соблюдение трех важнейших условий. Первое, система должна обеспечивать функцию ввода. Ввода кислорода и питательных веществ, если мы говорим об организме, информации, если говорим о журналистике как системе и т. д. Далее, система должна обеспечивать переработку того, что в нее ввели. И, наконец, третье – осуществить вывод того, что переработали. Если с выполнением любой из этих функций возникают проблемы, то система работает неэффективно, что рано или поздно закончится фатально, то есть приведет ее к состоянию трупа – этот пример я привел не для того, чтобы вас попугать. Просто таков реальный финал прекращения жизнедеятельности системы и в этом надо отдавать себе отчет.

Итак, ввод, переработка и вывод – важнейшие условия существования и развития открытых систем. Есть еще и закрытые системы, но сейчас мы не станем углубляться в частности, думаю, и так понятно, что дееспособная закрытая система возможна только при соблюдении внутреннего баланса тех же самых, общих для всех системных образований, трех важнейших функций.

Глядя на «круговорот информации в обществе» (см. "инфоуроборос"), думаю, вам несложно самим определить и предмет журналистики (это информация), и ее задачи (информирование общества), и ее роль (отражать и формировать общественное мнение). Наглядными становятся также основные факторы, которые оказывают влияние на развитие журналистики, предопределяют тот или иной ее исторический тип. Очевидно, что это социально-политическая организация общества, то есть государственное устройство, господствующее в обществе мировоззрение, его духовные и моральные традиции, уровень образования и культуры, наконец, экономический, технический и технологический уровень развития данного общества.

Далее, анализируя любую из трех основных функций журналистики как системы при ее работе с информацией, нам становится очень просто ставить диагноз ее текущему состоянию, потому что мы знаем, на какие вопросы в первую очередь надо искать ответы. Например, насколько доступна в обществе информация (степень закрытости общественных и государственных институтов); насколько высок профессиональный уровень журналистов (такую проблему в реальности и в экстренном порядке пришлось решать в СССР в 1920-е годы); насколько совершенна полиграфическая база и как развиты технические каналы связи; наконец, какие ограничения существуют в обществе для распространения информации по имеющимся специализированным каналам.

Рекомендую и в дальнейшем вам, при взгляде на любое явление, будь то организм, механизм или какой либо процесс с воспроизводимым циклом, вычленять важнейшие функциональные условия, необходимые для его жизнедеятельности как системы. Собственно, это и будет системным взглядом на вещи.

Теперь поговорим об исторических предпосылках возникновения журналистики.

Думаю, вы согласитесь со мной, что знаменитое определение журналистики как древнейшей после проституции профессии не выдерживает критики, потому что информационно-коммуникативные отношения возникли значительно раньше появления товарно-денежных отношений, то есть задолго до того, как что-то вообще стало возможным продавать или покупать, в том числе и любовь. Информационно-коммуникативные отношения зародились вообще много раньше как самого человека, так и вербальных – то есть словесных – форм общения.

В языке муравьев не менее двух десятков сигналов. Весьма характерно, что первые среди этих сигналов – указание направления, куда следует идти за добычей, и предупреждение об опасности. Тематика современных СМИ, если присмотреться, тоже вертится главным образом вокруг этих двух тем.

Далее эволюция будущих «масс медиа» происходила следующим образом: вначале был изобретен тот самый вербальный способ общения, язык, что стало революцией в области коммуникации. Как заметил американский филолог Франклин Фолсом, homo sapiens (человек разумный) – это homo loquens (человек говорящий).

Язык появился как средство передачи оперативной (не генетической) информации.

Если вы не будете возражать, я пропущу пару сотен тысяч лет, чтобы сразу приступить к описанию процесса коммуникации.

Вот перед нами два ярких представителя homo loquens в процессе вербальной коммуникации. Те сигналы, которые они, подобно муравьям, подают при этом еще и с помощью жестов, принимаемых ими поз, источаемых запахов, а порой и тактильно, то есть прикасаясь друг к другу, мы в данном случае учитывать не будем, хотя это тоже важно, иначе мы были бы сегодня лишены не только парфюмерной индустрии, искусства пантомимы и балета, но и успешно применяемой в бизнесе техники невербального общения, которая существенно увеличивает эффективность деловых переговоров. Что касается ребят на снимке, то они явно владеют этой техникой в совершенстве. Невербальный канал коммуникации мы, впрочем, обозначим на нашей схеме пунктиром, поскольку он присутствует постоянно, никуда от него не денешься.

За рамками нашей картины осталось событие, которому посвящен разговор, но так нередко и бывает при вербальном общении: один передает другому то, что собеседник не видел, не слышал и не знает. Это реальное событие, которого здесь нет, мы обозначаем квадратом ПИ (потенциальная информация). Коммуникатор-1, находящийся слева, был живым свидетелем события, в результате чего составил о нем собственное представление, и этот его труд мы обозначим квадратом ВИ1 (воспринятая информация). Далее, свое сокровенное знание о ПИ коммуникатор-1 кодирует в определенной системе знаков, в данном случае в системе слов и грамматических форм английского языка, поскольку мой снимок взят из американского клип-арта. И этот этап называется КИ (кодирование информации).

ПИ
ВИ1
КИ
ДИ
ВИ2
РИ
ВИ2
ДИ
РИ
КИ
ВИ1
ПИ
После выполнения в своем мозгу всех этих непростых действий коммуникатор-1 передает, наконец, долгожданый мессидж, полагая при этом, что коммуникант-1, которого мы видим справа, способен его понять, хотя некоторое сомнение во взгляде коммуникатора-1 все-таки, безусловно, присутствует, согласитесь.

Что делает коммуникант-1, по виду секретарь-референт? Она сначала декодирует сообщение (ДИ), то есть расшифровывает знаковую систему английского языка, затем воспринимает ставшую понятной ей информацию (ВИ2), после чего эта информация закрепляется в ее сознании в том виде, в котором сведения реально были восприняты этой далеко не глупой, судя по всему, барышней с учетом ее собственых знаний и опыта (РИ – реальная информация).

Далее, поскольку коммуникант-1 не совсем уверен, что ВИ2 во всем соответствует ВИ1, он просит рассказать, что его собеседница поняла, с чем, как мы видим из нашей схемы, женщина блестяще справляется. Свое собственное представление о предмете она благоразумно приводит к ВИ1, кодирует в тех же самых словах и выражениях, так что коммуникатор-1, который на некоторое время сам становится коммуникантом, остается полностью удовлетворенным.

Раскладывая процесс коммуникации на простые составляющие, мы ясно наблюдаем, что путь представления о реальном событии при вербальном общении больше всего походит на спуск байдарки по горной речке, причем когда эта «байдарка» со всего маха прикладывается к очередному «камню», ее вид существенно меняется – там сломали шпангоут, там руль, там потеряли весло и т.д. ПИ никогда не равно ни ВИ1, ни КИ, ни ВИ2 и уж тем более не РИ. Вот это хромоногое существование и есть наше мышление, заметьте. Восточные методики работы с сознанием совершенно иные, там специально из него изгоняются слова, понятия, мысли. А ведь мы взяли пример межличностной коммуникации, когда возможна обратная реакция и контроль за тем, насколько правильно вас поняли. Что же происходит при массовой коммуникации (коллективную коммуникацию, которую я сейчас перед вами осуществляю, опустим, и так понятно, что обратная связь здесь хоть и возможна, но ограничена).

Процесс восприятия массовой коммуникации после этапа ДИ (дешифровки), напоминает броуновское движение молекул с его хаотичностью и непредсказуемостью. Прекрасную иллюстрацию того, что при этом порой творится в человеческих головах, дал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце». Помните эпизод, когда после пламенной речи на стихийном митинге по случаю превращения собаки в человека, к выступавшему обратился рабочий и понес уникальную по своей отстраненности околесицу? Однако представления об одном и том же предмете у разных людей, при всех своих отличиях, легко группируется в соответствии с представлениями и пристрастиями, существующими у разных слоев населения. Суммарный вектор этих отношений и будет составлять общественное мнение данной массовой аудитории. То есть одна и та же байдарка при спуске по разным рекам получает разные повреждения, можно сказать еще и так. В соответствии с этим вы можете заранее планировать, где и на чем вам лучше сплавляться.

В заключение поговорим о предпосылках появления журналистики – социально-политических, идейных, культурно-образовательных, экономических и технических.

Социально-политические предпосылки были обусловлены возникновением государственных форм общественной жизни. Пра- или протожурналистика перебивала хлеб у глашатаев, герольдов и гонцов, то есть ее первой функцией было доводить до подданных указы и распоряжения правителей.

Известно, что задолго до новой эры китайские императоры «печатали» свою газету на шелке, а египетские фараоны «выпускали» нечто подобное в виде папирусных свитков.

Наиболее показателей выпуск «имперских» изданий в древнем Риме. Юлий Цезарь учредил выпуск гипсовой газеты (на дощечках, покрытых гипсом) «Acta Senatus», где печатались протоколы сенатских заседаний. Издание предназначалось для информирования жителей провинций. Однако односторонность сведений, сообщавшихся в ней, при общем успехе самой идеи, вскоре побудила его основать еще одну газету «Ежедневные ведомости» («Acta diurnа populi Romany»), где помимо официальных указов императоров и распоряжений сената давалась информация с театров военных действий, о назначениях и наградах, о жертвоприношениях, гладиаторских поединках и т.д. Гипсовым газетам, подобно современной прессе, случалось подвергаться гонениям со стороны властей. Так, император Тиберий запретил выпуск «Acta Senatus», когда в сенате стали произноситься обличительные речи, затрагивающие особу императора. «Acta diurnа» просуществовала вплоть до нашествия варваров в IV веке.

Такой же официальный имперский характер носила в Китае в VII—X веках (в эпоху Тайской династии) рукописная газета «Дибао» и первая мире печатная газета в Пекине «Кинг-Пао» («Столичный вестник»), начало издания которой относят к 911 году. Эта газета выходит и поныне, то есть через год она отпразднует свой 1100-й юбилей. Воистину, великая страна Китай!

Итак, журналистика уже в своем «утробном состоянии», как пражурналистика, сумела заявить о своей информационно-коммуникативной природе как главной, генетической функции. Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:

· социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);

· идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);

· экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров, в том числе и самой информации в качестве товара);

· материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);

· культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой адитории к доступу и восприятию информации).

В процессе становления журналистики все эти предпосылки становятся ее главными системообразующими (напоминаю, что мы говорим о журналистике как о системе) факторами, которые определяют типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: