Понятие политической организации

Как уже отмечалось выше, политические организации осуществляют общественную функцию по защите и реализации прав граждан, социальных групп и нации на государственную власть.

Таким образом, первичным для выделения особого вида объединения - политической организации - является реализация специфической и крайне важной общественной функции - защита и реализация общественных прав на государственную власть.

Ряд исследователей считают власть целью деятельности политических организаций, однако необходимо отметить, что большинство политических организаций никогда данной цели не достигают, так как власть как приз в политическом спорте достается только ограниченному кругу победителей. Таким образом, ключевым критерием выделения вида политических организаций является особая деятельность - политическая деятельность, которая, как уже отмечалось выше, представляет собой деяния по завоеванию, обладанию, удержанию и использованию государственной власти, то есть носит целевой характер.

В связи с этим под политической организацией можно считать группу людей, объединенных общей совместной деятельностью по завоеванию, обладанию, удержанию и использованию государственной власти.

Таким образом, политическая организация как особый вид объединения людей с общей совместной деятельностью выступает организационной основой всей политической деятельности, воплощением организационных отношений в политике, ключевой организационной формой реализации политических интересов.

Понятие политической организации в отечественной правовой системе и юридической практике стало сформировываться одновременно с появлением в России институционализированного гражданского общества в 1989-1991 годы. Именно тогда стали появляться первые политические партии и движения, что предопределило появление регламентирующих деятельность политических организаций нормативно-правовых актов.

В настоящее время создание и функционирование политических организаций определяется целым рядом федеральных законов и подзаконных актов.

Законодательство вводит категорию политической партии как основной организационной формы политической организации, но ее толкование относит к предмету регулирования специального нормативного правового акта - Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

В данном законе сказано, что «политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч (50 000) членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Закон также определил основные цели политической партии:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии в своей деятельности руководствуются законом, собственным уставом (основным регламентирующим деятельность документом), программой, а также иными внутренними документами.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

1 января 2005 года Президент РФ В.В. Путин подписал поправки в Федеральный закон «О политических партиях», в соответствии с которым политическая партия, победившая на выборах в представительный орган власти субъекта РФ, имеет право предлагать Президенту РФ кандидатуру главы исполнительного органа власти данного региона для внесения ее в региональный парламент с целью рассмотрения и возможного утверждения.

Таким образом, сформирован правовой статус политических партий, которые, в настоящее время, являются ключевой организационной формой реализации политических прав и интересов граждан и основным видом политической организации.

Политические организации - неотъемлемая составляющая современного гражданского общества, и появились они, соответственно, вместе с началом формирования элементов общественно-политической системы.

Не принимая во внимание демократические институты рабовладельческого общества, которые, безусловно, имели место быть, отметим, что первые политические организации, похожие на современные, стали формироваться вместе с подъемом буржуазно-демократического движения в Западной Европе и Северной Америке.

Первыми партиями можно считать группировки тори и виги в Англии XVII века, которые позже переросли соответственно в консервативную и либеральную английские партии. Английские консерваторы являются частью британской политической системы до сих пор, а либералы после целого цикла реорганизаций и перерождений стали прародителями современных английских лейбористской и либерально-демократической партий. Все эти три политических организации являются основой британского политического процесса «двухсполовинной» политической системы.

Механизмы создания, функционирования, преобразования и развития политических организаций и их многообразия характерны для всех демократических обществ (Европа и Северная Америка), а также для наций с многолетними традициями политической борьбы (Индия, ЮАР, Южная Америка и др.).

В России первые политические организации начали зарождаться во второй половине XIX века, что стало продолжением процессов формирования гражданского общества, вызванных либеральными реформами Императора России Александра II Освободителя. К началу XX века Россия уже имела определенные политические традиции. После обнародования царского Манифеста в октябре 1905 года и объявления первых выборов в Государственную думу политические организации стали неотъемлемой составляющей российской демократической системы, а многообразие политических партий и движений России начала XX века просто поражало воображение. Именно тогда на политическую сцену вышли правые партии «октябристов» и конституционных демократов («кадеты»), левые - социалисты-революционеры, анархисты и социал-демократы. Последние, расколовшись на меньшевиков и большевиков, стали прародителями коммунистического движения в России.

Последним торжеством демократии, многопартийности и свободных выборов стало избрание Учредительного собрания - первого парламента республиканской России - в 1918 году. Как известно, Учредительное собрание так и не смогло взять власть в стране, и было сначала разогнано большевиками в столице, а затем - после нескольких неудачных попыток сформировать «парламент» и «правительство России» в провинциальных центрах - просто прекратило свое существование, а многих депутатов не пощадила гражданская война.

Российская демократическая традиция прервалась в 1918 году, после чего в течение целых десятилетий наша страна существовала в условиях однопартийной системы. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), поглотив в себе все институты гражданского общества, фактически перестала быть общественной организацией и стала одним из «столпов» советской бюрократической системы и основой иерархической организации СССР.

Процессы демократизации, начавшиеся в 1989 году, поставили вопрос о создании или воссоздании полноценных политических организаций, в том числе политических партий. Попытки некоторых новых политических лидеров позиционировать себя как наследников политиков начала XX века, а свои новые политические организации представлять как возрожденные «старые» партии, не возымели энтузиазма у граждан новой России. Никто из наших современников просто не может физически помнить ни выборы в «царские» Государственные думы, ни избрание Учредительного собрания, а активисты первых российских партий, а также их потомки либо погибли на фронтах гражданской войны, либо репрессированы, либо эмигрировали. Поэтому к началу XXI века в России появилась уже новая политическая демократическая традиция.

1990 год, во многом, стал точкой отсчета формирования новой многопартийной системы в России. Тогда, в 1990 году, были зарегистрированы следующие партии, существующие до сих пор: Демократическая партия России (ДПР), Республиканская партия России (РПР), Либерально-демократическая партия России. Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) считает себя наследницей КП РСФСР, входившей в КПСС, поэтому может вести свою историю с момента учреждения Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), хотя формально КПРФ впервые зарегистрирована Министерством юстиции РФ 24 марта 1993 года. Ряд партий, созданных или «восстановленных» в 1990 году, либо прекратил свое существование, либо пережил периоды расколов и реорганизаций. Некоторые существуют как личные проекты своих лидеров, среди них: Конституционно-демократическая партия, Движение демократических реформ, Демократический союз и др.

Но важнейшими этапами в развитии отечественной системы политических организаций стали так называемые избирательные циклы, то есть временные периоды, характеризующиеся важнейшими федеральными избирательными кампаниями - выборами депутатов Государственной думы и Президента РФ.

С 1991 по 2005 годы были проведены выборы Президента РФ 4 раза (1991, 1996, 2000, 2004 гг.) и выборы депутатов Государственной думы -также 4 раза (1993, 1995, 1999, 2003 гг.). За это время произошли определенные изменения и обозначились определенные тенденции:

- профессионализация политических партий, превращающихся из «политических однодневок» или авантюрных проектов в развитые политические институты,

- сокращение числа активных политических организаций, связанное с усложняющими условиями среды, в том числе правовой,

- реальное повышение роли партий в обществе с появлением определенных политических традиций и партийных ценностей.

С 2005 года действует новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ», установивший более высокий проходной барьер для избирательных объединений - 7%, при этом победившие партии должны по совокупности набрать больше 60% голосов, принявших участие в выборах граждан, что стало определенным стимулом для развития отечественных политических организаций.

Таким образом, политические организации прошли определенный период становления в России и в настоящее время находятся на этапе определения постоянной роли и места в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: