В наши дни педагогические отряды составляют более 40% от общего числа действующих отрядов. При этом они занимают одно из ведущих мест в системе кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений. Одно из важнейших направлений их деятельности — работа со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.
Комплектование студенческих педагогических отрядов сегодня осуществляется на основе двух ведущих подходов:
а) традиционный — формирование отрядов в образовательных учреждениях педагогического профиля для прохождения студентами летней педагогической практики на базе детских оздоровительных центров;
б) формирование отрядов из числа студентов вузов непедагогического профиля для социально-педагогической работы с детьми по месту жительства, в детских и подростковых клубах, специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, социальных приютах, детских домах), а также для работы вожатыми в детских оздоровительных лагерях.