Отличительные признаки креативного образования

1. Системологическое построение образовательного процесса.

Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. - Именно поиск. Человек далеко не всегда четко знает о своих способностях.

Очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему:

· вскрыть свои способности,

· понять и почувствовать свою индивидуальность.

Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека.

Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому.

Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практической информации без осмысления:

· причин успеха,

· тенденций развития,

· прогнозов,

· влияния изменений в макросреде и пр.

Сегодня в практике нашего образования хотя и существует понятие " образовательная программа ", но им в основном оперируют как синонимом понятия " учебный план ", а он строится примитивно. Чаще всего это просто:

· априорный перечень дисциплин,

· произвольное, субъективное установление их объемов,

· случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).

Компонентами образовательной программы д.б.:

· цель образовательного процесса,

· педагогический потенциал,

· методическое обеспечение,

· технологические возможности,

· знания,

· навыки.

Рассматривать ихнадо не как независимые и не как суммарно дополняющие друг друга, а как систему.

Основой такого образовательного процесса является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний.

Композиция знаний рождает и стимулирует творчество.

Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное — побольше дать:

· специальных знаний,

· конкретики,

· прагматики,

· знаний сиюминутного эффекта.

Мало кто сейчас обращает внимание на:

· конфигурацию знаний,

· их взаимодействие,

· технологию освоения.

А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА.

Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин.

Она ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на:

· развитие способностей в предпринимательской деятельности,

· развитие искусства менеджмента.

Но не всегда во многих своих модификациях (особенно в современной практике нашей страны) программы МВА являются именно такими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: