1. Системологическое построение образовательного процесса.
Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. - Именно поиск. Человек далеко не всегда четко знает о своих способностях.
Очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему:
· вскрыть свои способности,
· понять и почувствовать свою индивидуальность.
Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека.
Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому.
Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практической информации без осмысления:
· причин успеха,
· тенденций развития,
· прогнозов,
· влияния изменений в макросреде и пр.
Сегодня в практике нашего образования хотя и существует понятие " образовательная программа ", но им в основном оперируют как синонимом понятия " учебный план ", а он строится примитивно. Чаще всего это просто:
· априорный перечень дисциплин,
· произвольное, субъективное установление их объемов,
· случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).
Компонентами образовательной программы д.б.:
· цель образовательного процесса,
· педагогический потенциал,
· методическое обеспечение,
· технологические возможности,
· знания,
· навыки.
Рассматривать ихнадо не как независимые и не как суммарно дополняющие друг друга, а как систему.
Основой такого образовательного процесса является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний.
Композиция знаний рождает и стимулирует творчество.
Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное — побольше дать:
· специальных знаний,
· конкретики,
· прагматики,
· знаний сиюминутного эффекта.
Мало кто сейчас обращает внимание на:
· конфигурацию знаний,
· их взаимодействие,
· технологию освоения.
А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.
Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА.
Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин.
Она ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на:
· развитие способностей в предпринимательской деятельности,
· развитие искусства менеджмента.
Но не всегда во многих своих модификациях (особенно в современной практике нашей страны) программы МВА являются именно такими.