Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. История создания военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»




Жизнь - только вечности малая часть.

Здесь же мгновенья живут в экспонатах,

Счастлив, кто знал собирательства страсть.

Свою жизнь военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года» обрел в 2012 году, первоначально входя в состав музея боевой славы «Отечество», как одна из боевых страниц истории нашего государства. В 2012 году праздновалось 200 летием со дня Отечественной войны 1812 года и из идеи создать экспозицию о славных страницах побед над наполеоновскими войсками силами учителей, учеников и родительской общественности была создана и систематизирована музейная коллекция, проведена инвентаризация уже имеющихся фондов музея, многие экспонаты отреставрированы. С каждым годом увеличивается количество экспонатов, расширяется тематика выставок и стендов.

III. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитании и обоснование необходимости ее решении средствами военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года»

Чем дальше будущее смотрим.

Тем больше прошлым дорожим

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающею поколения, отсутствуют нравственные иерархии ценностей, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние па общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российскою патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.




Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года», который является незаменимым помощником в патриотическом воспитании подрастающих граждан, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом пашен Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем городе. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений опенок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Разрабатывая концепцию военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года» учитывались основные негативные тенденции в развитии современного российского общества. Школа, как социальный институт, также подверглась влиянию происходящих перемен. Проблемы обеспечения воспитания российской молодежи остаются актуальными и сегодня, что соответствует целям и задачам, поставленным в «Столичном образовании 5».



В основу разработки концепции военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года» положены следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон Российской Федерации «Образование» от 22.0Х.2004 № 122

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года X» 422).

4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

Работа военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года» позволяет не только сохранить память о страшных днях войны, единении народном перед ликом врага и угрозой Отечеству, о подвигах наших прадедов, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения, учит любить Родину и сохранять историко-культурное наследие для потомков.

IV. Цели и задачи военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года»

Военно-исторический музеи «Отечественной войны 1812 года» призван способствовать:

• формированию гражданско-патриотических качеств в сознании детей и подростков на основе изучения военной истории своей страны, сохранению и развитию чувства гордости за свою Родину;

• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками краеведческой и поисково-исследовательской;

• формированию личности, готовой к самостоятельному решению мировоззренческих и исследовательских задач;

• продолжению лучших традиций школы;

• всестороннему развитию способностей детей средствами музейной педагогики;

• пополнению музейных фондов.

Исходя из поставленных целей, музей решает следующие задачи:

• Военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года» - одна из форм дополнительного образования, содействующая воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, развивающая творчество, активность, самостоятельную деятельность в процессе сбора, исследования обработки формирования и пропаганды материалов и их источников по истории Отечества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность;

• Формирование навыков исследовательской деятельности;

• Изучение истории Отечественной войны как характерной части истории страны, когда впервые формируется партизанское движение, сплотившее население нашей страны перед лицом врага;

• Развитие коммуникативной и историко-правовой компетенции;

• Формирование активной гражданской позиции, стремление хранить свидетельство прошлого своей Родины, умение передать с помощью музейных экспонатов, используемых в поисково-исследовательской и проектно-творческой работе, живую нить времен.

V. Музейные помещения

Военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года» расположен в рекреации третьего этажа школы. Площадь Музея 60.0 кв.м.

VI. Направления деятельности военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года»

Основные направления деятельности военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года»: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

1. Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе, содержании ею коллекций, профиле, направлениях его деятельности. Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.

2. Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в военно-историческом музее «Отечественной войны 1812 года» предполагает получение дополнительных знаний. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Основным отличием музея является небольшое количество подлинных материалов, что связано с количеством прошедших со времён войны лет. Отличительной чертой обучения в музее - не формальность и добровольность. Особенностью обучения в военно-историческом музее «Отечественной войны 1812 года» является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3. Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музеи, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В Музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Занятия при военно-историческом музее ставят целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

4. Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, в нетрадиционной форме.

Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.

Клуб - общественная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с Музеем и его содержанием.

5. Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник. Вахта Памяти, Урок Мужества), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей.

Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

VII. Методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках работы военно-исторического музея боевой славы «ОТЕЧЕСТВО»:

• Изучение истории Отечественной войны 1812 года - это основная экспозиция музея. В летописи Отечественной войны одно из почетных мест занимает нежелание жителей Москвы выдать ключи от города Наполеону, что в корне изменило планы и дальнейший ход событий войны. Программа развития военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года» предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции военно-исторического музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы войны, героические подвиги людей в боях за Родину, а также, материалы, рассказывающие о работе тыла. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

• Организация и проведение экскурсий в военно-историческом музее «Отечественной войны 1812 года» по различным темам. С экспозициями и материалами музея познакомились ученики и работники ГБОУ COШ №1393, гости, посетившие школу. Ребята проводят беседы в классах к праздничным и юбилейным датам – началу войны, Бородинскому сражению. Со времени создания музея проведено более 30 экскурсий, лекций, праздников, уроков Мужества, Вахт Памяти. Тематика этих мероприятий разнообразна.

• Проведение уроков при военно-историческом музее «Отечественной войны 1812 года», использование отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Отечественной войны. Главная задача педагогического коллектива школы - это максимальное использование материалов военно-исторического музея в учебно-воспитательной процессе. Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в военно-историческом музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, о деятельности выдающихся полководцев России.

• Развитие способностей детей - учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

• Проведение на базе военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года» занятий объединений дополнительного образования.

• Ведение поисково-собирательной работы. Поисковая работа в школе вызывает большой интерес у учащихся. Ребята создают проекты, оформляют альбомы по тематике музея. Материалы и документы музея используются учащимися для написания рефератов, научно-исследовательских и творческих работ, создаются собственные проекты. Например, огромный интерес вызвали награды участников Отечественной войны 1812 года – в музее есть подлинные награды и написаны проектные работы учащимися.

• Сбор, систематизация, оформление, поступающих в музей документов и материалов, работа с фондами, оформление индивидуальных карточек.

• Поддержание тесной связи с государственными учреждениями, общественными организациями города: Управой района «Выхино-Жулебино», выставочным залом района «Выхино-Жулебино», школой искусств им. Балакирева, Дворцом пионеров им. А.П. Гайдара, Научно-методическим центром.

• Организация и проведение Советом музея совместно с Советом ветеранов № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино» и учащимися школы культурно - массовой, просветительной, военно-патриотической работы.

• Организация экскурсионной деятельности. Ежегодно учащиеся посещают Музей-панораму «Бородинская битва» на Поклонной горе, музей «Отечественной войны 1812 года» на Красной площади.

• Организация и проведение военно-спортивных праздников, участие в районных, окружных и городских соревнованиях. В рамках месячника ко Дню Защитника Отечества проводится «Школа выживания» для учащихся старшей школы, «Веселые старты» для учащихся среднего звена.

• Знакомство «Юных следопытов» - группы учащихся 2 - 4 классов с азами поисково-исследовательской деятельности, овладение практическими навыками, используя методы проектной деятельности в начальной школе.

• Ежегодное проведение викторин, конкурсов сочинений, стихов, рисунков на военную тему, инсценированных песен. Для старшеклассников организуются круглые столы, семинары, конференции.

• Обеспечение учета и условий сохранности фондов военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года».

VIII. Военно-историческиймузей «Отечественной войны 1812 года»: опыт, традиции, достижения.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой систему общечеловеческою ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.

Решение поставленных задач достигается и реализуется в ГБОУ СОШ № 1393 благодаря богатому содержанию целостного воспитательного процесса, нацеленному на гражданско-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в ГБОУ СОШ № 1393 имеет четко обозначенную линию: родная школа - родной город - родная страна. Работа ведется согласно разработанной в школе программе «Земля наш общий дом». Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через воспитательный блок «Память» и военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» и военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года». Воспитание учащихся проводится на примерах отечественной истории, неотъемлемой частью которой является история Отечественной войны. Творцом и летописцем её был народ, проявивший самоотверженность, стойкость, мужество и героизм в годы суровых испытаний.

Основой музейных фондов являются наглядные проектные работы, небольшое количество подлинных экспонатов, переданных в военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года».

Экспозиции разрабатывали и оформляли учителя и ученики совместно с Советом ветеранами № 8 муниципального района «Выхино-Жулебино». В состав совета музея входят ветераны разных поколений, учащиеся, учителя и родительская общественность. В музее более 30 активистов, это разновозрастные группы учеников 5-11 классов, а в творческо-исследовательской и культурно-шефской работе активное участие принимают и учащиеся начальных классов.

IX. Основные разделы экспозиции военно-исторического музея «Отечественной войны 1812 года»:

1. Стенд о прославленных героях 1812 года и памятников Отечественной войны на территории Москвы.

2. Презентационная зона: 1.«Александр и Наполеон: дипломатия нейтралитета.1801-1805 гг.»

2. «Военные кампании 1805-1807 годов»

3. «Русско-французский союз. Расширение французской империи»

4. «Подготовка к войне. 1809-1812 годы»

5. «Начальный период войны: от Немана до Смоленска»

6. «Бородинское сражение»

7. «Великая армия в древней столице. Московский пожар»

8. «Изгнание неприятеля из России»

9. «Дорога к триумфу» Заграничные походы»

10. «Память о войне»

3. Экспозиция о сражении при деревне Выхино-Вязовки (наша школа расположена в районе Выхино).

4. Экспозиция наград времен Отечественной войны 1812 года.

5. Экспозиция из произведений русских писателей, заметок, писем, воспоминаний.

6. Инсталляции военных действий

7. Творческие-проектные работы учащихся.

В военно-историческом музее «Отечественной войны 1812 года» размещены в стеклянных витринах награды, документы, фотографии, книги, статьи о героях, образцы вооружения времен войны. На открытых стеллажах выставлены лучшие творческие работы учащихся, оформляются выставки, посвященные знаменательным и памятным датам. Эти выставки постоянно обновляются.

В музее есть инвентарная книга, основные правоустанавливающие документы, составлена картотека индивидуальных карточек экспонатов, созданы условия для сохранности музейных фондов, как основных так и в хранилище.

Школьный военно-исторический музей боевой славы «ОТЕЧЕСТВО» и военно-исторический музей «Отечественной войны 1812 года» по праву являются центром нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся и родителей ГБОУ СОШ №1393.





Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 1508; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10202 - | 7229 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.171.18 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.