Предмет и функции философии: исторические и современные трактовки

1. Философия - это теоретически разработанная мировоззренческая система самых общих взглядов на мир и на место в нём человека.

2. Философия - это форма деят-сти человека напр-ная на осмысление осн. проблем его бытия.

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости".

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл ф. - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем др. мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача ф. заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, кот. от рождения наделены мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача ф. - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом явл-ся первые начала и причины бытия.

Одни мыслители видели суть ф. в отыскании истины, др. - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собств. интересам; одни устремляют свой взор к небу, др. - на землю; одни обращаются к богу, др. - к человеку.

Соврем. философия - это прежде всего наука. Она играет стратегич. роль в формировании науч. картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философ. представления определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и ср-в решения возникающих проблем. Главное назначение ф. - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Функции философии:

а ) Мировоззренческая ф., т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Одна из важнейших задач ф.- показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна простых решений. в) Ценностно - ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкрет. сферах познания и деятельности. д) Прогностическая. Ф., формируя соврем. культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: