Функции воли в основном 3:
1) Регулирующая – способность выстраивать свое поведение и деятельности в зависимости от поставленной цели.
2)Стимулирующая – активизируется наше поведение и деятельность, что позволяет преодолевать препятствия при достижении цели.
3) Задерживающая – осознанное торможение, ограничение в своем поведении или деятельности. Запрет что-то делать для достижения поставленной цели.
Непроизвольное поведение (у ребенка) – непосредственное, импульсивное действует своим побуждениям в рамках ситуации, в которой он находится. Непроизвольное поведение может быть на уровне 3, 6, 15, 20 летнего. Постепенно у ребенка возникает произвольное поведение.
Произвольное – наличие цели(ставится взрослым); - преодоление препятствий(хочу играть, надо спать..)
Ответственность ребенок не несет за произвольное поведение. =) Возникает волевое поведение (социалная опосредованность – наши желания как социального субъекта):
- цель (осознанное). Ставится самим человеком.
-(преодоление) препятствий (внутр. И внешние)
- ответственность - за принятое решение и за использование решения.
Нужно прикладывать волевое усилие – это особая форма сознательного напряжения и эмоционального стресса, который мобилизует внутренние ресурсы и создает дополнительные мотивы к достижение цели.