Проблема солидарности и коммуникации в постиндустриальном обществе.(Р. РОРТИ)

Концепция Рорти, представляющая сплав неопрагматических, деконструктуивистских и постмодернистских идей, может быть причислена к ряду тех теорий, которые не создают впечатление о постсовременной жизни субъекта как тотальной безысходности. Рорти- ведущий представитель американской культурфилософии к.XXв. («Философия и зеркало природы», 1979; «Последствия прагматизма», 982; «Случайность, ирония и солидарность», 1989). Общей посылкой исследований Рорти является критицизм. Критика направлена против признания философии теоретической основой и ядром современной культуры, против закрепления за философией статуса фундаментальной, законодательной дисциплины, обладающей «привилегированным доступом к реальности». О дним из главных человеческих заблуждений Рорти считает стремление открывать истину (или истины), а не создавать ее. Истина не может находиться вне человеческого духа, вовне, она творится в процессе создания языка, который, в свою очередь, не может быть адекватным или неадекватным миру или самости. Не является язык и посредником, медиумом, репрезентации: он не выполняет функцию выражения отношений между человеком (его сущностью, «Я») и миром. Самость рассматривается Рорти в качестве сети желаний и убеждений, в которой отсутствует граница или различение между существенным и случайным, моралью и благоразумием, но существует различение между нашими апелляциями к интересам общества и апелляциями к нашим частным, нередко противоположным, интересам.

Согласно исследователю, преодоление субъкт-объектного образа в «метафизической» философии сводилось чаще всего к попытке заменить «дух» или сознание на «язык», т.е. заменялся «посредник, формирующий убеждения и желания, третий посредующий элемент между самостью и миром». Вслед за Д. Дэвидсоном Рорти порывает с образом языка как третьего элемента между самостью, реальностью и идеей, а также представлением о том, что различные языки демонстрируют собой барьер в осуществлении коммуникации между культурами и людьми. Язык оказывается случайным и требует постоянного (ироничного) «переописания», так же как и реальность. Ученый полагает, что каждое новое поколение продуцирует свои цели и ценности, создает свой язык. Культурный «словарь» каждой новой эпохи представляет собой не что иное, как «переописание» исторически предшествовавших словарей и текстов. Это «переописание» достигается за счет отрицания смыслового центра, за счет признания случайности мира и истины, которая уже не означает получение объективной картины мира («точное изображение реальности»), а является, скорее, предметом коммуникативной договоренности, соглашения, «солидарности». Метафизическая доктрина объективности заменяется у Рорти концепцией солидарности на основе «ненасильственного соглашения», с помощью, которой исследователь пытается ликвидировать возможные последствия стратегии ироничности и антифундаментализма и пытается предложить приемлемую на его взгляд социальную надежду в виде проекта «пост-философской культуры» как культуры, экспериментирующей со «словарями»-мироописаниями и избегающей окончательного миротолкования, окончательного словаря. «Постфилософ» оказывается в границах конвенции, помещая одни словари в контекст других, что дает ему возможность постоянно переописывать и пересоздавать себя, способствует развитию творческого потенциала личности. Коммунологическая позиция Рорти есть концепт, репрезентирующий либеральные и прагматические модели, направленные на репрезентацию плюралистической картины мира, культуры и общества, а также равенства возможностей между людьми. Солидарность в этом отношении есть не что иное, как умение договориться, найти общее пространство ценностей, которое бы приносило пользу. Теория Рорти представляет собой концепции культурного плюрализма и релятивизма Шпенглера и Тойнби. Облик культуры, согласно Рорти, формирует творческое меньшинство – поэты, «сильные повествователи», изобретатели оригинальных метафор и текстов. Развитие языка связывается с деметафоризацией, превращением переносного смысла в прямой, фигурального языка в буквальный; метафоры «умирают», превращаясь в общезначимые и общеупотребительные слова. Так на стадии взросления культуры и ее перерождения в цивилизацию с ней происходит то, что (по Шпенглеру) случается и с любым живым организмом – «окостенение гибких членов» (т.е. в данном случае тривиализация речи). Это процесс естественный и неизбежный. Вокруг легитимированных метафор складывается новая языковая игра с соответствующей ей новой формой лингвистического поведения, новыми социальными практиками и институтами, которые приходят на смену неэффективным старым. Революционные изменения в лингвистической практике приводят к крупномасштабным трансформациям в социокультурной сфере. Таким образом формируется самообраз культуры, творится история.

18. Особенности мышления и культуры второй половины 20 века (Тарнас, Моль).

Вторая половина 20 века характеризуется философией постмодернизма и вся культура понимается в рамках этой философии.

А. Моль («Социокультурная динамика») - постсовременная культура мозаична. Она характеризуется случайным, хаотиеским восприятием разнородной информации большинством субъектов. В результате чего эта информация не организуется сознанием субъекта в иерархически упорядоченные структуры, а состоит из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньше, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования. Возникновение мозаичной культуры связано с работой средств массовой информации, рассчитанной на низкий интеллектуальный уровень адресата. Идеи Моля не оптимистичны и отражают обеспокоенность тенденцией и реалией процесса фрагментации сознания и культуры.

Тут мы видим сходство с эстетикой постмодернизма: признание ризоматичности в развитии природы и общества нашло воплощение в калейдоскопичности, мозаичности, «лоскутности» многочисленных образов постмодернистской эстетики. Несмотря на кажущуюся хаотичность, эклектичность, постмодернистское произведение – в целом продуманный текст.

Р. Тарнас «История западного мышления» - интеллектуальная ситуация постмодерна сложна и неоднородна. Мышление предтавляет собой незвершенность, неопстоянный набор положений, который складывается постоянно под влиянием множетсва разнообразных интеллектуальных и культурных течений. С учетом принципов: пластичность, изменение действительности, конкретный опыт, обретение знания — процесс бесконечный (человек должен постоянно пробовать, ксперементировать, исследовать, проверять). Действительность — текущий, саморазвивающийся процесс, формирующийся под воздействием челвоека, его поступков. Человек — субъект, действующая сила. Способность мыслить очень важна, это элемент человеческого понимания. А человеческое понимание — истолкование, оно не окончательно (отсюда интерпретиррованность мышления второй пол20вв). Мир существует благодаря интерпретации. Человек познает все с помощью символов и знаков

Состояние постмодерна — столкновение субъективных позиций, осознание культурной раздробленности, исторической относительности знания, навязчивое чувство неопределенности и всеобщего распада, плюрализм. Ни одно истолкование текста не может претендовать на общее признание, т. к. то, что подвергается истолкованию, содержит в себе скрытые противоречия, изнутри подрывающие ее связность



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: