Для анализа безопасности объектов разного уровня используются модели разных систем, однако, в условиях новой эпохи проблемы безопасности всех уровней неразрывно взаимосвязаны.
| Безопасность человечества |
| Безопасность проф. коллектива |
| Рис. 1. Структура систем для анализа безопасности. |
| Системы для анализа безопасности |
При рассмотрении современного комплекса проблем безопасности в образовательных целях целесообразно использовать многоуровневую структуру систем с объектами опасности, представленную на схеме (Рис. 1).
Выбор для конкретного анализа одного из уровней структуры и связей его с другими уровнями зависит от решаемой задачи. Выбранная система должна привести к решению поставленной задачи, не усложняя его излишне, но и не упуская из вида её современных особенностей, возникающих вследствие взаимосвязей между уровнями.
Примечательно, что если анализ проблем верхних уровней структуры может проводиться без учёта процессов в нижних уровнях (судьба одного человека не влияет на судьбу народа или человечества), то обратная картина сегодня недопустима. При анализе проблемы безопасности индивида нельзя игнорировать проблемы безопасности профессионального коллектива, национальной и глобальной безопасности и т.п. Система, выбранная для анализа, должна в той или иной мере учитывать влияние верхних уровней общей структуры (на схеме символизировано односторонними стрелками).
Таким образом, проблемы безопасности в новой эпохе составляют неразрывный комплекс: автономное решение любой из них изменяет ситуацию в целом. Каждый человек заинтересован в решении всего комплекса проблем.