Основные правовые семьи мира

Романо-германская. К романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Ав­стрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы пра­вовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особен­ностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

- единая иерархически построенная система источников писа­ного права, доминирующее место в которой занимают норма­тивные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодате­лю, который создает общие юридические правила поведе­ния; правоприменитель же (судья, административные орга­ны и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юриди­ческой силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

- весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­честве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­шая и разрабатывающая в университетах основные принци­пы (теорию) построения данной правовой семьи.

Англосаксонская. К англосаксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США (за исключением штата Луизиа­на — бывшей испанской и французской колонии), Канады (за исключением провинции Квебек — бывшей французской коло­нии), Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их реше­ниях по конкретному делу и распространяющиеся на анало­гичные дела);

- юридические прецеденты носят индивидуальный (казуисти­ческий) характер;

- ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) от­водят суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­ное, доказательственное) право, которое во многом определя­ет право материальное;

- отсутствуют кодифицированные отрасли права;

- отсутствует классическое деление права на частное и публич­ное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных ис­точников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

Семья религиозного права. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малай­зии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

- главный творец права — Бог, а не общество, государство, поэ­тому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отно­шении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с рели­гиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкую­щие первоисточники и лежащие в основе конкретных реше­ний;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­ричное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

Семья религиозного право во многом основана на идее обязан­ностей, а не прав человека, как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях.

Семья обычного (традиционного) права. К данной семье относятся правовые системы Мадагаскара, ряда, стран Африки и Дальнего Востока.

Среди ее признаков можно выделить следующие:

- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный ха­рактер и передаваемые из поколения в поколение;

- обычаи и традиции представляют собой синтез юридичес­ких, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

- нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное зна­чение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

- судебная власть руководствуется идеей примирения, восста­навливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

- юридическая доктрина не играет существенной роли в юри­дической жизни данных обществ;

- архаичность многих ее обычаев и традиций.

2. Понятие и сущность правового государства

Вобщественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи­вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима­ния феномена правового государства.

Собственно в правовом государстве можно выделить два глав­ных элемента:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус­ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра­вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви­нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен­ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу­дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимулы в отноше­нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща­ются в формуле «права человека», которые являются фундамен­тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос­ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули­рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че­ловека выходят на международный, межгосударственный уро­вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном ха­рактере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь­ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характе­ризуются общими закономерностями возникновения и функцио­нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за­ключается сущность правового государства. Право здесь выступа­ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол­нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот­ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни­чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за­слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен­ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ­ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места­ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз­вышается над вторым.

Итак, правовое государство — это такая организация полити­ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирова­ния (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­сударственной власти, формирование для государственных струк­тур правового режима ограничения (формально-юридический ас­пект).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь­но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж­дому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен­ными, в то время как возможность осуществления функций госу­дарственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль­ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб­щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу­ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин­ципов:

- активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

- верховенстве закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных про­цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

- взаимная ответственность государства и личности и т.д.
Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред­ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль­но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст­вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод. Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Разделение власти как принцип правового государства. Система «сдержек и противовесов», установленная в конститу­циях, законах, представляет собой совокупность правовых ограни­чений в отношении конкретной государственной власти: законода­тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламенти­рует основные стадии законодательного процесса. В системе про­тивовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограниче­ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода­тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только зако­ном. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импич­мент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным ра­ботникам исполнительных органов избираться в состав законода­тельных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законо дательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновнос­ти, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, кото­рые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по зако­ну другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако­ном».

Федерализм и верховенство закона. Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное уст­ройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и проти­вовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви влас­ти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность зло­употреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рам­ках неустойчивых федеративных отношений и национально-госу­дарственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происхо­дит покушение на права человека и гражданина.

Еще один способ ограничения политической власти — верхо­венство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при стро­гом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народам, либо депутатами, кото­рые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

Государство и личность: взаимная ответственность. Взаимная ответственность государства и личности — самостоя­тельный принцип правового государства. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который отражает нравственно-юридические начала в отношени­ях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само госу­дарство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обяза­тельства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих от­ношениях с гражданином, общественными организациями, дру­гими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невы­полнение этих обязанностей. Обязательность закона для государ­ственной власти обеспечивается системой гарантий, которые ис­ключают административный произвол. К ним относятся:

- ответственность правительства перед представительными органами;

- дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

- импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референду­мы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лич­ности перед государством. Применение государственного принуж­дения должно носить правовой характер, не нарушать меру свобо­ды личности, соответствовать тяжести совершенного правонару­шения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Соотношение общества и государства. Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности.

Государство по отношению обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже гово­рилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное раз­вивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень это самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Гражданское общество. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономи­ческих, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

- общественные объединения и организации;

- политические партии и движения;

- сферу воспитания и негосударственного образования;

- систему негосударственных средств массовой информации;

- семью;

- церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономичес­кой, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

- социальная система представляет собой комплекс объектив­но сформировавшихся общностей людей (семья, обществен­ные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотно­шений между ними;

- экономическая система представляет собой комплекс эконо­мических связей, в которые вступают люди в процессе реали­зации отношений собственности, производства, распределе­ния, обмена и потребления совокупного общественного про­дукта;

- политическая система представляет собой комплекс опреде­ленных субъектов политики (органов местного самоуправле­ния, политических партий, общественно-политических дви­жений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

- духовная система представляет собой комплекс соответству­ющих культурно-просветительских, научных и религиоз­ных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуют­ся духовные отношения;

- информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массо­вой информации).

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность кото­рого базируется на принципе координации (в отличие от государ­ственного аппарата, который построен на основе принципа субор­динации), в частности, относятся:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюра­лизм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­ществление права человека на информацию;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический характер власти;

- правовое государство;

- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: