Организация как социотехническая система

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1. Организация как социотехническая сисетма.

2. Внутренняя среда организации.

3. Внешняя среда организации.

Организация как социотехническая система

В ХХ столетии сформировался системный подход к изучению организаций, который позволил рассматривать их в единстве всех составных элементов, подсистем и процессов. Наиболее известными его представителями явились Н. Винер, Ч. Бернард и П. Друкер.

В основу системного подхода положена общая теория систем. Под системой понимается совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующее у ее элементов. Элементы системы – это объекты, части, отдельные компоненты. Число элементов составляющих любую систему, конечно.

Применительно к социальной организации система – это искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели. К социальной организации полностью применим системный подход, представляющий методологию познания составных частей через целое и целого через составные части.

В соответствии с этим подходом любая организация представляет собой сложную, открытую динамическую социотехническую систему, состоящую из взаимозависимых частей. Изменение в одной из них неизбежно приводит к изменениям в остальных частях, а в конечном итоге – во всей организации. Это требует комплексного решения любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных.

На входе организация получает из внешней среды все виды ресурсов и информацию. В процессе производства организация преобразует эти входы в продукцию или услуги, которые являются выходами во внешнюю среду. Если организация управляется эффективно, то в ходе преобразования создается добавочная стоимость – прибыль, рост организации и пр. (рис. 3.1).


 
 



Организация как сложная система обладает рядом характеристик, присущих любой сложной системе: сложностью, открытостью, целостностью, делимостью, динамичностью и стохастичностью, адаптивностью, гомеостатичностью, эмерджентностью, синергизмом, управляемостью.

1) Сложность организациикак системы выражается в множестве входящих в нее компонентов (подразделений), которые различны по своей природе.

2) Открытость организации как системы проявляется в постоянном взаимодействии с внешней средой, наличием точек пересечения (интерфейсов) с другими системами и организациями. Так, организация получает сырье, человеческие ресурсы из окружающего мира, а также зависит от клиентов и заказчиков, потребляющих ее продукцию.

3) Целостность организации как системы проявляется в том, что организация существует как организационно и функционально целостное образование, обособленное от внешней среды, при этом каждый из ее элементов выполняет определенные функции, подчиненные единой цели.

4) Делимость организации как системы заключается в том, что она состоит из отдельных взаимосвязанных элементов (подсистем), решающих самостоятельные задачи, между которыми устанавливается функциональное и информационное воздействие.

Подсистемы, входящие в организацию, выделяются по различным признакам. Так, по признаку функционального содержания организация включает однородные подсистемы:

- техническая подсистема – совокупность машин и оборудования, технологических процессов, материалов, полуфабрикатов и изделий;

- организационная подсистема – существующая в данной организации проищводственная и управленческая структуры;

- экономическая подсистема – отношение работников к средствам производства, к распределению результатов труда, отношения предприятия с государством и другими субъектами экономического процесса;

- социальная подсистема – профессионально-квалификационный состав работников, морально-психологический климат в коллективе и др.

5) Динамичность организации как системы выражается в изменении ее параметров во времени, а стохастичность – в вероятностном, неопределенном характере этих изменений.

6) Адаптивность организации как системы проявляется в ее способности реагировать на изменения внешней среды и внутренней среды, приспосабливаться к ним.

7) Гомеостатичность организации в отличие от адаптивности состоит в поддержании существенно важных для системы параметров в допустимых пределах при внешних и внутренних изменениях.

8) Иерархичность организации как системы заключается в том, что каждый компонент организационной системы (любая подсистема) также может рассматриваться как система, а организация в целом – как часть более сложной, национальной или глобальной системы.

9) Структурированность организации как системы определяется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, т.е. наличием организационной структуры, распределением элементов системы по уровням иерархии.

10) Свойство эмерджентности означает, что организацию нельзя рассматривать как просто сумму входящих в нее подсистем. В результате интеграции этих элементов в систему возникновение новых качеств у организации происходит скачкообразно, т.е. система в целом характеризуется некоторым новым качеством, не являющимся простой суммой свойств составляющих ее элементов.

11) Синергизм организации как системы означает, что все элементы системы в совокупности обеспечивают более высокую эффективность, чем суммарная эффективность отдельно взятых частей (подсистем) в результате оптимального набора подсистем и сочетании их характеристик.

12) Управляемость организации как системы заключается в необходимости наличия системы управления, задачей которой является выполнение всех процессов управленческого цикла для достижения цели системы (организации). Условиями управляемости организации является наличие обратной связи и иерархичность построения.

Каждая организация имеет собственную систему управления, которая состоит из управляющей и управляемой подсистем. Управляющей подсистемой являются органы управления, а управляемой подсистемой – персонал, оборудование, технологии. Условием управляемости предприятия как системы является наличие обратной связи в системе управления. Сущность обратной связи заключается в том, что информация о выходе системы (выходном продукте, товаре, услуге) поступает в управляющую систему и используется для управления организацией.

Системный подход к управлению организацией – это не набор руководств или принципов для менеджеров, это – способ мышления по отношению к организации и управлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: