У. Мастенбрук. ПОДХОД К КОНФЛИКТУ
Модель ведения переговоров, предложенная нидерландским консультантом В. Мастенбруком, разрабатывалась им в течение 10 лет и отражает общую тенденцию 70—80-х годов — поиск новых технологий урегулирования конфликтов в организациях. В данном случае речь идет о требованиях и успешной деятельности консультанта, привлеченного к разрешению конфликта. Главный акцент автор делает на процедурном подходе, который обеспечивает более конкретный базис для осуществления вмешательств, соответствующих четырем типам проблемных областей: деловым («инструментальным») отношениям, социо-эмоциональным, отношениям при ведении переговоров о распределении ресурсов, силовым отношениям.
Печатается по изданию: Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. — М: — Изд-во «Инфра-М», 1996.
В процессе консультационной деятельности в конфликтных ситуациях было выработано большое количество практических идей, которые явно содействуют успеху вмешательств. Директивные указания разработаны для следующих ситуаций:
|
|
- конфликты между работодателями и служащими (Blake, Mouton и Sloma, 1965; Margerison и Leary, 1975);
- конфликты между государствами (Burton, 1969; Walton, 1970; Lakin, 1972);
- конфликты между подразделениями крупных организаций (Blake, Shepard и Mouton, 1964; Goodstein и Boyer, 1972);
- межличностные конфликты (Walton, 1969; Filley, 1975);
- межрасовые конфликты (Chalmers и Cormick, 1971).
Мы стремимся к выработке методологически правильной, последовательной и понятной программы. Deutsch (1973) привел перечень общих функций консультанта при различных вмешательствах:
- прояснение сущности спора;
- создание благоприятных условий для осуществления попыток преодолеть и разрешить спорные вопросы;
- улучшение коммуникации;
- формулирование различных правил управления конфликтом;
- оказание помощи в нахождении альтернативных решений;
- оказание помощи в «продаже» решения.
Это можно рассматривать как директивные указания для вмешательств, однако довольно смутные и неопределенные. Walton (1969) разработал более конкретные предложения для поддержания продуктивной конфронтации:
- определение у сторон стремления позитивно разрешить конфликтную ситуацию;
- поддержка и сохранение в равновесии силовых отношений, сложившихся в данной ситуации;
- координация заседаний, посвященных урегулированию конфронтации, например согласование с обеими сторонами времени и места их проведения; при этом инициатива должна исходить от консультанта, а не от сторон, вовлеченных в конфликт;
- чередование дифференциации и интеграции; успешная интеграция (решение проблемы) возможна только после тщательной дифференциации — исследования конкретных жалоб и мнений обеих сторон;
|
|
- обеспечение условий, способствующих развитию открытости;
- обеспечение надежной коммуникации;
- обеспечение оптимального напряжения в ситуации конфронтации.
Ниже приводится стратегия эффективного вмешательства, осуществляемого консультантом, в форме нескольких постулатов, то есть основных условий урегулирования конфликта. Мы можем рассматривать их как своеобразные пункты, где должны определяться и приниматься существенные решения — о целесообразности вмешательств, их видах и др.