Возрастная периодизация Эльконина Даниила Борисовича

  Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена познавательная деятельность Какая сфера психики развивается Новообразования возраста
Раннее детство Младенческий 0-1 год Непосредственное эмоциональное общение На познание отношений Личностная, потребностно-мотивационная Потребность в общении, эмоциональных отношениях
Раннее детство 1-3 года Предметно-манипуляционная деятельность На познание предмета Познавательные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
Детство Дошкольный возраст 3-7 лет (2-6 лет) Ролевая, сюжетная, игровая На познание отношений Личностная, потребностно-мотивационная Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст 7-11 лет Учебно-познавательная Начало изучения наук Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Самовоспитание. Рефлексия
Отрочество Подростковый возраст 11-15 лет Деятельность общения в процессе обучения, организации трудовой деятельности Системы отношений в разных ситуациях Личностная Стремление к взрослости, самооценке, подчинение нормам коллективной жизни
Старший школьный возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная, морально-личностная Основы профессии Личностная, познавательная Мировоззрение, профессиональные интересы

Критерии периодизации:

· Ведущий вид деят-ти

· Особенности соц. ситуации развития

· психолог. новообразования возраста

· кризисы:

1) к. новорожденности

2) к. 1 года (с физиологической т.зр. обусловлен прямохождением с резким расширением поля деят-ти; проявление - эмоциональное)

3) к. 3 лет (к.самоутверждения, самостоят-ти – негативизм, упрямство, плаксивость, противоречия взрослому). К. разрешается к 3,5-4 годам гармонизацией отнош-й со взрослыми

4) к. 7 лет (связан с адаптацией реб-ка в школе. Это нормативный к. Обусловлен сменой соц.сит.развития)

5) к. 11-12 лет (подростковый к. Обусловлен началом полового развития (пубертатный период))

6) к. юности (проявляется в крушении жизненных планов, разочаровании правильности выбора специальности и т.д.)

Коммуникативная деят-ть учителя - это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. К.д.у. бесконечно разнообразна и насыщенна. Чаще всего учителю приходится вступать в речевое общение с учениками; не менее разнообразны и такие речевые ситуации, когда в качестве адресата учителя выступают его коллеги, и, наконец, достаточно часто приходится учителю адресовать свое высказывание не коллегам (прежде всего родителям учеников).

Разным может быть «канал общения»: чаще всего в речевой практике учитель вступает в контакт, используя устную форму речи. Но достаточно активно протекает и письменная коммуникация (например: написание отчетов по итогам работы, составление аннотированных списков, обзоров, рецензий на методические пособия; составление характеристик учеников; ведение личных записей типа дневника и записной книжки и т. д.). Учителю, как и любому участнику коммуникации, приходится решать разные коммуникативные задачи, вступать в общение с определенным коммуникативным намерением (интенцией): «информировать», «воздействовать», «побуждать».

Педагогические функции коммуникации:

· Информационная (реализуется в учебно-воспитательной деятельности и взаимодействия между учителем и учеником;

· Познавательная (помогает пониманию и изучению окружающего мира, личности, коллектива, себя);

· Экспрессивная (позволяет доступно, интересно и эмоционально-выразительно передавать знания, Умения и навыки);

· Управленческая (помогает управлять своим поведением и влиять на других людей).

Педагогические требования к организации деятельности школьников: определение четкой цели предстоящей работы, общественно-полезная направленность деятельности, коллективный характер труда, разнообразие видов деятельности, посильность и доступность и т.д.

Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности (А. С. Белкин). Не менее важно так инструментовать деятельность, чтобы она способствовала

планомерному "сдвигу мотива на цель" (А.Н.Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.

Технология организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.

Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: