Роль деятельности в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов деятельности школьников Структура деятельности и условия эффективности ее осуществления

Деят-ть (Выготский, Рубинштей, Асмолов) – активное взаимодействие чел-ка со средой, в рез-те к-рого он достигает поставленной цели, возникшей у него в кач-ве потребности или мотива.

Структура деят-ти (по Леонтьеву):

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность — это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существовании, находящихся вне индивида.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив - это опредмеченная потребность.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи (задача – данная в определенных условиях цель деят-ти, к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий), к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий.

Способы осуществления действия называются операциями. Операции — это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Сложные виды деятельности, как правило, побуждаются не одним, а несколькими мотивами, они полимотивированы. Например, учебная деятельность школьников может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами.

Деят-ть всегда осознаваема, мотивирована, осмыслена. Активность личности выражается в импульсивном поведении. У животных – нет деят-ти (нет цели).

Эльконин выделяет 4 вида д.:

· Общение

· Труд (процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества)

· Игра (вид деят-ти, рез-том к-рого не становится производство к.-л. материального или идеального продукта. Часто носит характер развлечения. В игре начинается формирование человека как субъекта деят-ти)

· Учение

Выготский, Леонтьев: учение – это приобретение ЗУН, в то время как развитие – приобретение способностей и новых качеств.

Учение - специфически человеческая деятельность.

Умени е – освоенный чел-ком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнять действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в рез-те многократных упражнений автоматизированным.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматически выполняемым действиям. Другими словами, привычка -- это действие, выполнение которого становится потребностью.

Учебная деят-ть (УД) – деят-ть, имеющая своим содержанием овладение обощенными способами действий в сфере науч.понятий, побуждаемая адекватными мотивами (самосовершенствование, расширение кругозора, мотивы позиции школьника).

УД рассматривается как специфический вид деят-ти, она направлена на самого обучающегося как ее субъекта, т.е. развитие, формиров-е его как лич-ти благодаря осознанному целенаправ.присвоению им социокультур.опыта в разл.видах и формах об-венно-полезной, познават. теоретической и практической деят-ти.

Структура УД:

· Мотивы учения

(широкие социальные, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

узколичные - стремление получить одобрение, мотивация престижа.)

· Учебные задачи (не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.)

· Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

· Контроль (самоконтроль)

· Оценка (отметка - баллы)

Основной преобразующий мотив для младшего школьника – отметка. Необходимо реб-ку показать связь между отметкой и знаниями. В любой учеб.деят-ти важно формирование мотивации к обучению, оно должно носить личностный смысл.

Этапы УД:

1) Диагностический (контроль на входе)

2) Формирование мотивации

3) Управление познават. деят-тью уч-ка (формы, методы, средства)

4) Контроль, самоконтроль, рефлексия

Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками:

1) Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

2) В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление.

3) От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей ("каким бывает рабочий, учитель и т.п.") а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: