Личность. Социализация личности.
1. Человек. Индивид. Личность.
Типология личности.
Социальный статус и социальная роль.
Социализация, ее основные этапы.
Человеку свойственно считать себя уникальным и неповторимым. Мы верим, что можем действовать спонтанно и делать необходимые выводы. В определенном смысле это справедливо. Однако если бы каждый стал вести себя в соответствии с собственными желаниями, наша жизнь превратилась бы в хаос. Именно поэтому в обществе выработаны определенные механизмы, позволяющие организовать социальное поведение, сделать его упорядоченным и предсказуемым. Иными словами, в обществе присутствует определенная структура, в рамках которой живет и действует человек. Югославский социолог Р. Лукич писал: «…человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, какое оно есть, именно потому, что в нем объединены люди, а не другие существа».
Субъектом социальных взаимодействий является личность. Прежде всего, попробуем разделить понятия «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» отражает принадлежность к человеческому роду- homo sapiens, и отражает наличие присущих всем людям характеристик и особенностей. В частности, это прямохождение, использование орудий труда, развитый мозг.
«Индивид» – это единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических характеристик. Часто термин «индивид» используется для обозначения отдельного человека.
«Индивидуальность» используется для того, чтобы подчеркнуть непохожесть, отличие данного индивида от окружающих его людей.
«Личность» в социологии понимается как социальные качества индивида. Человек не рождается личностью. Качества личности формируются у него в процессе включения в систему социальных отношений.
Шесть основных подходов к рассмотрению и анализу личности.
1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.
2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.
3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.
4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».
6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.
Личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; обладает определенной свободой выбора своего поведения; объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует.
Личность - это понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.
Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Социальный уровень личности разделяется на три подуровня:
1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
2) специфически - (ценностные и иные установки, нормы поведения);
3) нравственный (мораль, нравственность).
Личность как субъект общественных отношений имеет свои потребности и интересы.
Потребность – (материальная и духовная), это необходимость, которая обусловлена особенностями воспроизводства и развития человека, и которая ощущается человеком в какой-либо форме.
Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.