Социализация личности

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок, школа, университет, предприятия, армия, милиции, церкви,.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его - школа, университет, предприятия, армия, милиции, церкви.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели. Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации. Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

На процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения. Социализация детей – формирование ценностных ориентаций. Взрослые способны оценивать нормы, а дети только усваивать их. Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать. В процессе социализации возможны неудачи. Проявлением недостатков социализации является девиантное (отклоняющееся) поведение.

Это поведение не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Широком смысле слова - это сфера нравственных пороков, отступление от норм морали(пьянство, преступность, наркомания).

В узком смысле – это поведение, отклоняющееся от традиций, обычаев. Нарушение законодательно закрепленных норм называется деликвентным.

Девиантное поведение относительно, и оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. В целом, девиантное поведение – это конфликт между личным и общественным, попытка уйти от общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: