Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы

Если в краткосрочном периоде какие-то фирмы, работающие на рынке монополистической конкуренции, получают экономическую прибыль, то это вызывает у них стремление создавать дополнительные производственные мощности. Кроме того, экономическая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, стремящиеся улучшить свое экономическое положение. Опыт прибыльных фирм в продвижении продукции и повышении ее привлекательности для потребителей показывает другим фирмам направления поиска. Процесс внедрения инноваций продолжается в отраслях с монополистической конкуренцией постоянно. А поскольку вход в такие отрасли достаточно прост, это сопровождается существенным увеличением отраслевого предложения. Для каждой их отдельных фирм такое увеличение отраслевого предложения сопровождается снижением спроса и (или) повышением эластичности спроса на их продукцию (См.: Рис 5.3.). В результате этого фирмы не только не увеличивают получаемую экономическую прибыль, но и вполне могут столкнуться с убытками. Конечно, наличие убытков заставит отдельные фирмы покинуть отрасль, что приведет к обратным последствиям. Подвижки на рынке будут происходить до тех пор, пока у фирм не исчезнут стимулы что-либо менять. Такое положение можно охарактеризовать как долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции. Характеризуется оно производством каждой фирмы на уровне, когда MR=LRMC. В такой ситуации действительно у фирмы нет мотивов что-либо менять в своем положении, поскольку цена равна средним издержкам, и любое изменение объема выпуска приведет к тому, что цена станет меньще средних издержек. В этом отношении долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции схоже с долгосрочным равновесием конкурентной фирмы.

Однако есть и отличие, причем весьма существенное.

Как известно, в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы является совершенно эластичной. Следствием этого является не только равенство цены и средних издержек (P=AC), что справедливо и для фирм, работающих на рынке монополистической конкуренции, но и равенство цены и предельных издержек (P=MR). А, поскольку фирмы максимизируют прибыль при равенстве MR=MC, то это означает, что на рынке совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам. Но, поскольку предельные издержки равны средним издержкам в точке минимумы средних издержках, получается, что в долгосрочном равновесии конкурентная фирма достигает минимума средних издержек. Монополистически конкурентная фирма не достигает минимума средних издержек, так как даже в условиях долгосрочного равновесия цена больше предельных издержек. В этом отношении монополистически конкурентное равновесие напоминает, скорее, чисто монопольное равновесие, хотя при последнем разница между ценой и предельными издержками все же существеннее. Содержательной причиной того, что монополистически конкурентная фирма не достигает минимума средних издержек, является стремление фирм создавать конкурентные преимущества над товарами других фирм. Поэтому на рынке монополистической конкуренции продаются нестандартизированные товары. Таким образом, издержки выше средних минимальных издержек представляются на рынке монополистической конкуренции как плата за разнообразие. В этой связи перед каждой фирмой на этом рынке стоит достаточно сложная проблема: сколько потребители согласятся заплатить за это разнообразие?

Разницу между объемом производства, обеспечивающим минимум средних долгосрочных издержек (LRACmin), и тем объемом производства, который реально обеспечивает монополистически конкурентная фирма в долгосрочном периоде, называют избыточной мощностью (excess capacity). Существование избыточной мощности означает, что при отказе от дифференциации продукции, который как раз и обеспечивает монополистическая конкуренция, все рыночное предложение можно было бы обеспечить меньшим количеством фирм и при меньших затратах производственных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: