Понятие монополистической конкуренции, ее основные черты

Монополистическая конкуренция ( monopolistic competition )– такое положение на рынке, когда множество продавцов конкурируют, продавая дифференцированный продукт, при наличии возможностей для появления на рынке новых продавцов. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами:

1. Товары, продающиеся фирмами на рынке монополистической конкуренции, являются несовершенными заменителями товаров других продавцов. Возможно, что эти различия в действительности обусловлены некоторыми специфическими характеристиками, и потому предпочитаются отдельными потребителями. Но может быть и так, что эти различия мнимы, обусловлены рекламой или другими формами продвижения. Это не так важно. Существенно то, что эти характеристики создают их продавцам рыночную власть, то есть возможность повышать цену, не опасаясь при этом полностью потерять покупателя.

2. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое количество продавцов. При этом доля отдельных продавцов в общем объеме рыночных продаж невелика, хотя и заметна.

3. В силу наличия большого количества продавцов, они не учитывают возможную реакцию конкурентов при принятии решения об установлении цены и объемов продаж. Последствия действий каждого из продавцов распределяются на относительно большое количество других продавцов, что делает их мало ощутимыми.

4. На рынке монополистической конкуренции отсутствуют существенные барьеры для входа в отрасль. Конечно, вход в отрасль не так прост, как на рынке совершенной конкуренции, что обусловлено привыканием покупателей к уже имеющимся торговым маркам, но выгодная конъюнктура на таком рыке часто привлекает туда дополнительных продавцов.

В общем, мы должны отметить некоторое сходство рынка монополистической конкуренции с рынком монополии (отдельные фирмы обладают возможностью контролировать цену продаваемых товаров), и рынком совершенной конкуренции (наличие множества продавцов и свободный вход и выход). Еще одной, хотя и не всегда обязательной, чертой рынка монополистической конкуренции является несовершенство информации.

Сходство товаров различных фирм, работающих на рынке монополистической конкуренции, позволяет говорить о группах продавцов, или так называемых товарных группах. Товарная группа (product group) – несколько взаимосвязанных, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Хотя товарная группа и является достаточно условным понятием, но, тем не менее, можно утверждать, что перекрестная эластичность спроса на товары фирм на рынке монополистической конкуренции положительна и достаточно высока. Это значит, что эти товары являются очень хорошими заменителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: