Теории личности второй половины 20 века

Раздел 1 «Психология»

Тема 5 «Психология личности»

Теории личности.

Индивид, личность, индивидуальность, субъект.

Индивид.

Личность.

Субъект деятельности.

Теории личности

Познание личности всегда было и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в психологии. Все социально-психологические теории пытаются ответить на вопросы: что формирует личность? почему существуют индивидуальные различия? как происходит развитие личности? какие происходят изменения личности на протяжении жизни человека?

Теории личности второй половины 20 века

Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий лич­ности, сложившихся во второй половине XX в.

В соответствии с бихевиористской теорией личность — это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории — американский ученый Д.Уотсон — видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

Согласно теории черт (Г.Олпорт, Р.Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение че­ловека. Описание личности можно получить на основе, на­пример, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), получивший большую популярность во всем мире. Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую.

По теории социального научения (А.Л.Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей яв­ляется осуждение или одобрение поступков человека други­ми людьми. Развитие личности происходит условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение)

и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его

собственными психологическими характеристиками, а частотой и

постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.

Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (3.Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж.Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа.

Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»),

«Оно» — бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Сверх-я» — это носитель моральных стандартов обще­ства, его культурных норм, та часть личности, которая иг­рает роль внутреннего критика человека, своего рода «цен­зора», его совести.

«Я» старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние фак­торы. Напротив, человек анализирует информацию, срав­нивает, принимает решения, решает проблемы.

Гуманистическая теория (А.Маслоу) базируется на це­лостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека — стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, — к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и само достаточности, если только чрезвычайные обстоятельства окружения не мешают этому.

А. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее умиротворенной характеристикой человека, которое потенциально присутствует во всех людях от рождения. Творчество — универсальная функция человека, ведущая ко всем формам самовыражения.

Другой представитель данного направления К.Роджерс в результате своих клинических наблюдений пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта, по мнению Роджерса, свойственна природе человека и если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется объединяющим мотивом, который охватывал тенденцией акту­ализации. Эта тенденция ведет к самоактуализации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: