Субъект деятельности. Категория «субъекта» является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне

Категория «субъекта» является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в. отечественной психологией разрабатывается субъектный подход к изучению личности, раскрывается методологическая роль этой категории для определения предмета психологии, выявления специфики сознания, деятельности. Разработка такого подхода связана с именами С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева.

Человек — существо социальное, его эволюция и социальное развитие возможны благодаря тому, что он способен выступать в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Наличие сознания — высшей формы психического развития, определяющей возможность познания объективной реальности и формирования целенаправленного поведения, является главной чертой человека как субъекта деятельности, отличающей его от остальных представителей животного мира. Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. По мере развития социума последовательно изменялся состав и виды деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, управление, политика, образование, военная служба и т.д. Эти виды деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя ог­ромную взаимосвязанную систему.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и определяет характер отношений между людьми как носителями своего статуса. Поэтому человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом соци­альных отношений между людьми. Заняв определенную нишу в обществе (рабочий, врач, учитель и т.д.), человек не только является субъектом конкретной деятельности, но и выполняет одновременно целый комплекс ролей по отношению к другим членам социума.

Статус определяет качество и уровень социального положения человека в обществе, соответствующего официально закрепленным за этим статусом обязанностям и полномочиям, либо место в неформальной иерархии отношений, признанной достаточно широким слоем общества.

Как отмечает Б.Г. Ананьев, все компоненты, характеризующие человека, тесно связаны друг с другом. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Однако формирование лич­ности является настолько сложным и неоднозначным процессом, что при изучении этой проблемы необходимо учитывать, что личность — это социальное качество индивида, в котором человек предстает как член общества, вне которого это качество не существует. Объективным основанием появления и развития личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Кроме того, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на дан­ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом с помощью специальных институтов, в первую очередь — через систему воспитания и образования.

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. В чем Вы видите основные принципиальные различия в понимании активности человеческой личности, представленные в различных научных направлениях – психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии (имеются в виду содержательно-психологические различия)?

2. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности.

3. Проанализируйте общую структуру личности, формы и качества ее направленности.

4. Используя рис. 6, раскройте психологическую структуру интереса. На основании чего мы можем утверждать, что интерес является основным мотивом учения и в то же время средством повышения эффективности обучения?

5. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности?

6. Кто первый дал понятие о «психологической защите личности»? Назовите основные виды психологической защиты. Пронаблюдайте за близкими Вам людьми и постарайтесь найти конкретные примеры приложения этой теории на практике.

7. Исследования показывают, что различные типы темпераментов содержат возможности для продуктивной психической деятельности. Можно социальную ценность людей определять, исходя из типов темперамента?

8. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.

9. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?

10. Чем объяснить, что в трудные, критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным.

11. Что такое «акцентуация характера»? Можно ли сказать, что характер любого конкретного человека является акцентуированным?

12. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

13. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

14. Что такое репродуктивные и творческие способности?

15. Что такое теоретические и практические способности? Всегда ли они сочетаются друг с другом?

16. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Какие ведущие свойства будут у математических, педагогических, и художественных способностей?

17. Наблюдаются случаи, когда ребенок имеет все условия для развития способностей, рано проявляет задатки в определенной области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей?

Контрольные вопросы

1. Какие психологические теории личности Вы знаете?

2. Раскройте основные положения гуманистической психологии. Какое значение для всестороннего развития личности имеют теоретические положения, выдвигаемые представителями этого направления (Маслоу, Роджерс)?

3. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга?

4. Структура личности.

5. Дайте определение понятию «направленность личности».

6. Что такое Я- концепция? Самосознание личности.

7. В чем заключается источник активности личности с точки зрения современной психологии?

8. Потребности – как источник активности. Виды потребностей. Пирамида потребностей А. Маслоу.

9. Мотивация и мотивы. Виды мотивов.

10. Раскройте понятие «конформизм»?

11. Раскройте понятие «субъект деятельности»? Что такое статус человека?

12. Что такое темперамент?

13. Дайте характеристику типам темперамента.

14. Дайте определение характера. Чем отличается характер от темперамента?

15. Что такое «акцентуация характера»?

16. Что включает в себя понятие «способности»?

17. Дайте классификацию способностей.

18. Чем отличаются способности от таланта?

19. Что составляет основу развития способностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: