Когнитивные подходы к изучению межгрупповых отношений

Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации} послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж..Тернера

Г.Тэджфел, его сотрудники и последователи (М.Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели серию лабораторных экспериментов, получивших в

социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.). Исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось с помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), максимальное различие в пользу представителя своей группы (относительный ингрупповой фаворитизм) и, наконец, — интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы,

был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм [Н1] (от лат. favor— благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г.Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений.

Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп.

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я». С.Уорчел (1979) считает, что для улучшения

межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на

кооперативное, но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и

максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к

проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях

социально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и

изменениями в социальной стратификации. Она, в частности, предполагает возможность

несоответствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям своей и других групп.

Процессы межгрупповой дифференсации и межгрупповой интеграции.

Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:

1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);

2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.

Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:

Социальная категоризация — когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего

социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе —

окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по

значимым для индивида критериям.

Социальная идентификация — процесс отнесения индивидом себя к тем или иным

социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной

принадлежности

Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация

Вместе с тем утверждение об универсальной природе внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов (по крайней мере в советский период) серьезные сомнения.

Так, по мнению Б.Ф.Поршнева, категория «они» вовсе не подразумевает вражду и войну. При этом особенности протекания процессов межгруппового обособления и различения ставятся в зависимость от характера общественных отношений. Интересные результаты по проблеме соотношения внутригруппового предпочтения и

межгруппового сравнения получены в последние годы в исследованиях межэтнических

отношений. Так, Н.М.Лебедева (1993), исследуя особенности межэтнического восприятия в условиях адаптации к иной этнокультурной среде, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентичность (приверженность к своей этнической группе) может сочетаться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам (автор использует термин «этническая толерантность — интолерантность»). И.Б. Андрущак (1998), исследуя межэтнические отношения в условиях социоэтнических изменений, пришла к выводу о том, что этноцентризм в отношениях между этническими группами как тенденция формирования сверхпозитивного образа ингруппы и одновременно негативного образа иной этнической группы возникает в условиях угрозы позитивной групповой идентичности и выполняет функцию социально-психологической защиты, направленной на укрепление позитивной идентичности своей этнической группы. Эти данные прямо говорит о том, что эмоциональная приверженность к своей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негативными установками по отношению к представителям других групп.

Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.

Рассматривая интегративные тенденции в межгрупповых отношениях, российские психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая афилиация и референтность» (B.C. Агеев и А.А. Сыродеева, 1987), «межгрупповое единство» (А.С.Чернышев, 1989), «межгрупповая сплоченность» (А.Н.Кузнецов,1976), «толерантность» (Н.М. Лебедева).

Феномены межгрупповой интеграции:

1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;

2 ) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;

3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;

4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.

Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.

Факторы детерминации межгрупповых отношений [Н2]

Агеев

1.Эксперементы,проведенные на студентах в период экзаменационной сессии,в качестве конкретных показателей адекватности межгруппового восприятия выступали:1)прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования;2)оъяснение причин победы или поражение «своей» или «чужой» групп в этом соревновании 3)представление о потенциальных успехах «своей» и «чужой» групп в различных сферах деятельности,не связанных непосредственно с эксперементальной ситуацией.Мерой адекватности служила степень предпочтения по указанным параметрам,которая демонстрируется по отношению к «своей» группе.Эксперемент заключался в следующем:две группы студентов должны были сдавать одновременно зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю.Студентам сообщалось,что та группа,которая котрая продимонстрирет на семинаре хорошие знания,получит зачет автоматом.Другой же группе придется сдавать путем ответов.В ходе эксперемента сумма баллов оставалась для испытуемых неизвестной,эксперементатор называл лидирующую группу.В первой ситуации эксперементатор умышленно называл лидирующей все время одну и ту же группу,а во второй ситуации-ое группы попеременно.В третье ситуации автоматически зачеты могли получить не группы,а выдающиеся студенты.Прослеживалось:1.ольшое количество реплик в поддержку своей группы.2)большое количество попыток помешать членам «чужой» группы.3)регуляция выбора(попытки повлиять на мнение экзаменатора)4)большее употреления местоимения «мы» и «они».

Выводы:1.Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности:в ситуациях соревнования обе эксперементальные группы вырали стратегию внутригруппового фаворитизма,т.е. их всприятие другой группы оказалось неадекватным.

2.Вторая серия эксперементов.

Эксперемент проводился в пионерском лагере,где отрядам задавались ситуации соревнования: 1.спортивное соревнование 2.совместный труд,оказывая помощь соседнему совхозу.Важатые перед каждым соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты,а перед работой в совхозе этот акцент был снят.В результате этого эксперемента было выявлено,что в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фоваритизма,а на этапе совместной деятельности в совхозе,напротив,его резкое уменьшение.

Отсюда можно заключить,что важнейшим фактором,который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности межгруппового восприятия,явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия,а принципиальна новая по своей значимости деятельность,с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями.

Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим образом:

Объективные условия совместной межгрупповой деятельности

Характер непосредственного межгруппового взаимодействия

Параметры процессов межгруппового восприятия

Наличие 3-х звеньев на этой схеме позволяет по-новому оъяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгуппового фаворитизма как стратегии межгуппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия.Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии,которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп.Стабилизация неадекватных представлений о других группах,может следовательно,быть преодалена,если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

[Н1]Относится и к пункту дифференсации.Далее подробнее.

[Н2]Не уверена в ответе по этому пункту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: