Фаза 1. Признание достоинства и человеческой ценности пострадавшей

Аннотация

Традиционные отклики и действия в ответ на травлю в школах обычно заключаются в попытках изменить поведение пострадавшего или произвести изменения в школьной системе. Подход «Команды под прикрытием» дает тем, кто осуществляет травлю, определенные средства формирования позитивных отношений с пострадавшим и другими учениками в их классе и таким образом переписать историю травли. В этой статье описывается процесс, посредством которого происходит трансформация идентичности человека, осуществляющего травлю. Школьный психолог и специально отобранная группа школьников в соавторстве пересочиняют историю с помощью тщательно структурированного ряда встреч; используется реальный пример из практики, чтобы продемонстрировать, как происходят эти изменения.


Я – школьный психолог в средней школе совместного обучения в Новой Зеландии, где обучаются дети, принадлежащие к разным культурам. Я только что вернулся с обеденного перерыва и обнаружил, что у двери моего кабинета стоит безудержно рыдающая Иветта. Ранее я уже встречался с ней и группой других девочек и знал, что она вместо с матерью и другими родственниками недавно переехала в Новую Зеландию из Дурбана (Южная Африка). Переезд в новую страну был нелегким, но их семья перенесла в Африке много насилия, и они были счастливы приехать туда, где чувствовали себя в безопасности. Я спросил, что ее расстроило, и она, продолжая рыдать, рассказала мне свою историю.

«Это продолжается с прошлого года, с тех пор, как я стала заплетать волосы во множество тоненьких косичек. Все начали звать меня «собачкой Снупи», лаять и поскуливать, когда я прохожу мимо, и это раздражало. Когда другие услышали, как один мальчик делает это, все начали повторять за ним. Это происходит только на уроках, которые ведут учительницы, на тех уроках, которые ведут учителя-мужчины, меня не дразнят. Во время обеда один из мальчиков обзывает меня и называет меня “черномазой”. Он делает это всякий раз, когда с ним его друзья. Ему нравится выпендриваться и называть меня так. Это случается по меньшей мере дважды в день. Кажется, что они так обращаются только со мной, и я ничего не могу с этим поделать. Я пыталась «не высовываться» и игнорировать их, но их слишком много, и они все равно продолжают меня дразнить. Когда я чувствую, что сейчас взорвусь, я начинаю орать на них, чтобы они заткнулись, и тем самым навлекаю на себя неприятности от учителей. Меня ужасно бесит, что учителя, кажется, ничего не делают, чтобы это прекратилось».

Я сказал ей, что у меня есть идея, которая, я уверен, должна сработать. Я объяснил, что такое «Команды под прикрытием», и когда я закончил, Иветта сказала: «Я не хочу, чтобы у них были проблемы, потому что от этого будет только хуже. Я только хочу, чтобы эта травля прекратилась. Я думаю, что то, что вы описали, сработает».

Сейчас я временно отложу в сторону эту историю для того, чтобы объяснить процесс работы со случаями травли в школах, который меняет отношения между школьниками без патологизации кого-либо. Я покажу, каким образом с помощью подхода «Команды под прикрытием» мы работаем с травлей в новозеландской средней школе, стратегически используя отношения в группе сверстников, чтобы прекратить травлю и препятствовать ее возникновению (Williams & Winslade, 2008). Процесс, который я использую для устранения травли, состоит из пяти фаз: 1) признать достоинство и человеческую ценность пострадавшего, 2) набрать Команду, 3) создать план, 4) отслеживать изменения, и 5) отпраздновать успех.

Термин «Команды под прикрытием» был введен Биллом Хаббардом (Hubbard, 2004) для использования в подходе к работе с травлей «Никакой Вины», разработанного Робинсоном и Мэйнс (Robinson & Maines, 1997) и ставшего популярным во многих странах мира. Это – пример «шаловливого подхода к серьёзной проблеме» (Freeman, Epston, & Lobovits, 1997). Этот подход приглашает студентов в историю, где им поручается миссия прекращения травли; при этом те, кто раньше совершал травлю, получают доступ в новое пространство отношений, и находясь в нем, они уже не могут действовать согласно изначальной истории травли.

«Команды под прикрытием» – это группа сверстников, которые выбираются совместно школьным психологом, человеком, который подвергается травле, и некоторыми учителями-предметниками, работающими с данным классом. После рассказывания истории травли и деконструкции ее последствий, пострадавший приглашается к совместному конструированию команды поддержки, которая включает двух учеников, ответственных за самые неприятные проявления травли, и четырех учеников, которые не участвовали в травле и сами никогда не подвергались ей – те, кто обладает в классе определенным авторитетом и статусом.

Как только психолог и ученик выбрали членов Команды, наступает черед учителей внести свой вклад и изложить свою точку зрения относительно пригодности выбранных учеников к участию в работе команды. Когда мы обращаемся к учителям, они оказываются в курсе, что имеет место травля; в результате они становятся внимательней к происходящему. Они привлекаются к работе в Команде как внешние свидетели (White, 2007), наблюдая за разговорами и действиями, происходящими вокруг них, и способствуют созданию новой истории класса.

Когда формирование состава Команды окончено, психолог вызывает учеников на их первую встречу, всеми силами стараясь сохранить в секрете имена входящих в Команду. Психолог зачитывает членам команды историю травли и в конце называет имя ученика, который ей подвергается. Такой прием позволяет сфокусироваться на самой травле, что является более предпочтительным, чем делать пострадавшего центром. Учеников приглашают побыть «тайными агентами» в особой группе, миссия которой состоит в поиске проявлений травли и ее прекращении.

Психолог помогает школьникам разработать план, состоящий из пяти пунктов, и каждый школьник получает задание. Варианты заданий предлагают сами школьники; часто встречающиеся задания – приглашать человека, который раньше подвергался травле, поучаствовать в общем разговоре, улыбаться ему, здороваться с ним, приглашать участвовать в играх; говорить тем, кто продолжает травлю, чтобы они прекратили и отстали.

После того, как члены команды принимают задачу, их на несколько дней оставляют в покое для того, чтобы они могли заняться своим делом – прерыванием истории травли и заменой ее на предпочитаемые отношения, не совместимые с исходной историей.

В течение следующих двух недель поочередно проводятся встречи с пострадавшим и Командой, на которых обсуждаются достигнутые изменения и рассматривается эффективность разработанного плана. Психолог выясняет мнение пострадавшего и учителей и о происходящем и передает эту информацию Команде.

Обсуждение происходящего с психологом дает пострадавшему возможность распознать позитивные инициативы других людей и поговорить о том, как на это реагировать. Полномочия передаются пострадавшей, потому что именно она определяет – прекратилась травля или нет.

Хотя Команда создана для того, чтобы помочь пострадавшему, он неизменно становится частью новой позитивно-ориентированной группы. Там, где раньше он в школе сталкивался с изоляцией и отвержением, теперь ему предлагают возможности участия и сотрудничества, которых он был лишен ранее. Отслеживание изменений служит той же самой цели, что и «церемонии признания самоопределения» использованные Майклом Уайтом (White, 2007), когда группа становится «аудиторией», которой члены Команды пересказывают свои истории, и обеспечивает возможность признать успехи друг друга.

Процесс работы Команды пересочиняет историю отношений пострадавшей с остальной частью класса и учителем, а также дает учителю возможность увидеть, каким может быть школьник, когда у него больше возможностей проявить себя и меньше страхов и опасений. Когда человек, ранее подвергавшийся травле, заявляет, что она прекратилась, Команду созывают на последнюю встречу, где они получают в качестве поощрения талоны на бесплатные завтраки и обеды – и грамоту от директора школы: «За усилия в деле создания безопасной обстановки в школе».

Фаза 1. Признание достоинства и человеческой ценности пострадавшей

Теперь, чтобы проиллюстрировать действия в первой фазе процесса, я вернусь к истории Иветты.

Записав ее историю (и стремясь использовать только ее собственные слова), я попросил Иветту объяснить, как травля влияет на ее мысли и чувства.

«В пятницу я рассердилась, потому что все мальчишки меня дразнили, и я заплакала и разозлилась на всех. Учительница предложила мне выйти вместе с ней из класса и поговорить об этом, а я не хотела с ней разговаривать. Я просто вышла из класса и потом плакала, а некоторые ребята смеялись над этим. Мне было так больно на душе, как будто меня пытают, а все смеялись, как будто это ерунда какая-то. А для меня это не ерунда, мне очень обидно и вообще, это длится уже с прошлого года».

Задавая этот вопрос, я тем самым предложил Иветте более насыщенно описать проблему и то, в какой степени травля влияет на ее жизнь. Я дал ей возможность говорить, не прерывая ее, не задавая дополнительных вопросов. Мне было важно понять, как травля заставляла Иветту вести себя и чего она ее при этом лишала. Мне было интересно понять, насколько сильно Иветта сопротивлялась этому и как она при этом думала о себе. Мне также было интересно, не сыграла ли какую-либо роль в развитии этой истории культура ее класса. Затем я заинтересовался тем, как травля влияла на нее и ее поведение, и тем, как именно, какими способами она отвечала на нее – например, мстила ли она и таким образом поддерживала жизнеспособность травли. Я также хотел дать Иветте понять, что ее история важна и что я отношусь к этому очень серьезно.

На третьей стадии этого разговора я попросил Иветту описать, как бы ей хотелось, чтобы к ней относились в классе. Такие вопросы, направленные на создание «ландшафта идентичности» (White, 2007), обычно задаются в сослагательном наклонении. Благодаря этим вопросам запускается процесс, в котором Иветта рассматривает, какие бы она предпочла иметь отношения. Ранее в своей работе я не задавал этот вопрос, но со временем я понял, что это – очень важный шаг на начальном этапе развития ландшафта новой истории. Это привносит надежду и помогает сделать основу для изменений более прочной. Вопрос о предпочитаемых отношениях помогает подвергнуть сомнению представления о том, что отношения фиксированы, неизменны. Иветта сказала: «Я только хочу, чтобы все были дружелюбны со мной и принимали меня такой, какая я есть. Я хотела бы чувствовать, что сегодня отличный день, а не такой, когда я не хочу идти в школу, потому что там все будут издеваться надо мной… я хочу не бояться людей».

Иветта вспомнила несколько уникальных эпизодов – исключений, не вписывающихся в доминирующую проблемную историю (White & Epston, 1990). Именно в этот момент ей удалось прояснить для себя, какие именно отношения она предпочитает. То, что началось на ландшафте смысла, теперь стало возможно представить на ландшафте действия. Несмотря на то, что ее мечты пока что не были осуществлены, они были выражены словами и поэтому могли быть реализованы. Она очень хотела, чтобы ее принимали и не осуждали. Она хотела получать удовольствие от школы, а не бояться. Она прояснила разницу между тем, что она испытывала, и тем, что она предпочитала, и начала двигаться к разрешению конфликта.

Во время четвертой и заключительной стадии этой фазы я распечатал список ее класса, и мы выбрали членов ее команды поддержки. Мы обсудили список и то, какими были отношения у потенциальных членов команды с остальными одноклассниками. Это сместило фокус с того человека (тех людей), кто подвергал Иветту травле, в результате возникло пространство для разговора об отношениях в классе в целом. В результате Иветта смогла увидеть, как именно травля существует в разных группировках внутри класса. Во время этой беседы Иветта чувствовала, что ее знания и мнение ценят и уважают.

Я объяснил, что буду обсуждать потенциальные кандидатуры участников команды с учителями, чтобы выяснить, не хотят ли они предложить кого-то еще. Мы делаем это, потому что иногда ученик не достаточно хорошо знает класс (особенно в начале года) и может выбрать учеников, которые были добры к нему, но не пользуются уважением у остальной части класса.

Когда мы завершили эту стадию и записали на бланке имена потенциальных участников Команды, я послал учителям Иветты электронное сообщение, чтобы они знали, что мы собираемся создать в их классе «Команду под прикрытием» для устранения травли. Я сообщил им имена учеников, которых мы выбрали для участия в Команде и спросил их, что они думают об этом.

И, наконец, я прочитал Иветте вслух все то, что записал, чтобы она могла проверить, все ли я записал точно.

Я еще раз сказал ей о том, как процесс будет разворачиваться во времени, что будет происходить, и отправил ее обратно на уроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: