Максимизация прибыли

Будучи единственным производителем товара, фирма-монополист занимает совершенно другое положение на рынке по сравнению с конкурентной фирмой.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса совершенно эластична и параллельна оси абсцисс, то в случае абсолютной монополии линия спроса на товар может быть параллельна оси ординат.

Однако, несмотря на то, что монополист сам устанавливает цену на свой товар, это не значит, что он может поднимать цену до бесконечности.

В реальных условиях монополист должен считаться с тем, что при чрезмерном повышении цены на товар потребители просто сократят свой спрос на эту продукцию, поэтому кривая спроса монополиста приобретает отрицательный наклон, т.е. он как-бы приспосабливается под покупателей, но только исключительно в целях повышения итак немалых доходов.

По крутизне наклона линии спроса на продукт монополиста можно судить о степени монопольной власти фирмы.

Чем выше эластичность спроса (т.е. кривая спроса более пологая), тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции и,наоборот, при неэластичном спросе (кривая спроса крутая) у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Линия спроса монополиста одновременно является и линией цены на его продукцию. Поэтому монополист всегда должен решать: либо ограничить объем продаж для поддержания высокой цены (например, сейчас ситуация с добычей нефти и ее продажей); либо увеличивать объем реализации, но уже по сниженной цене. При этом он вполне может контролировать либо величину выпуска продукции, либо уровень рыночной цены.

Для монополиста важно, чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно выпущенной продукции. С этой целью он постоянно должен следить за величиной предельного дохода: увеличение объема производства возможно только до того уровня, при котором предельный доход равен предельным издержками. Следовательно, монополист, также как и фирма в условиях совершенной конкуренции, максимизирует свою прибыль при условии МС=MR. Но если для совершенной конкуренции характерно равенство МС=MR=Р, то для монополии действует другое привило: МС=MR≠Р.

Общее правило максимизации прибыли для монополии имеет вид:

в краткосрочном периоде.

Изобразим графически определение объема производства и цены продукта, максимизирующих прибыль монополиста.

Воспользуемся двумя известными методами:

1. Сопоставление Валового Дохода и Общих Издержек: зная, что для продажи каждой дополнительной единицы продукции монополист должен понижать ее цену, можно представить динамику валового дохода монополиста: монополист снижает цену, но зато расширяет объем продаж, следовательно, растет валовой доход, но с определенной точки при понижении цены начинает уменьшаться и ВД и сокращение цен уже не компенсируется выигрышем от расширения продаж: ВД последовательно сокращается. Кривая ВД (TR) фирмы-монополиста имеет «холмообразный» вид из-за использования практики ценовой дискриминации (см. ниже), при этом высота этого холма значительна из-за искусственного завышения цены продаж.

2. Сопоставление Предельного Дохода и Предельных Издержек: равновесие для монополии наступает в точке К, где пересекаются кривые предельных издержек и предельного дохода, т.е. выполняется условие МС=MR. В этих условиях монополия будет производить объем продукции Qопт и реализовать его по цене Р1.

Прямоугольник Р1 Е N Р2 – общая сумма полученной монополией прибыли. Р1 – верхняя граница цены реализации, Р2 – нижняя граница этой цены.

Следует сказать, что монопольная прибыль в краткосрочном периоде имеет устойчивый характер, т.к. барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки.

В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая средних издержек СОИ (АТС) будет лишь касаться кривой спроса.




double arrow
Сейчас читают про: